Ребекка Солнит о "Лолите" Набокова

Dec 23, 2015 11:19

Перевожу статью из газеты Гардиан, вышедшую пару дней назад.

http://www.theguardian.com/books/2015/dec/21/rebecca-solnit-hits-back-after-male-commenters-explain-lolita-to-her-nabokov

Ребекка Солнит - известная феминистка-колумнистка, авторка статьи 2008 года, "Мужчины мне все объясняют", после которой был создан термин "менсплейнинг".




Писательница и эссеистка Ребекка Солнит в своем новом эссе под названием "Мужчины объясняют мне про Лолиту" пишет, что она разворошила осиное гнездо, когда написала, что идентифицирует себя с персонажкой, Лолитой.

В прошлом месяце Солнит написала ответ на список журнала "Эсквайер" - "80 лучших книг, которые должен прочесть каждый мужчина", куда попала всего одна книга написанная женщиной - сборник рассказов Фланнери О'Коннор "Хорошего мужчину трудно найти". Солнит назвала свой ответ "80 книг, которые женщинам читать не надо".

Она написала: "Я думаю, что некоторые книги - инструкции о том, почему женщины - грязь или почти не существуют, разве что в качестве второстепенных персонажей, или почему они по природе своей злые или пустые".

О романе Джека Керуака "В дороге" она пишет: "Я осознала, что по книге предполагается, что ты индентифицируешь себя с мужчиной-протагонистом, который убежден, что он такой чуткий и глубокий, хотя он и бросает молодую батрачку-латину, с которой связался, одну разгребать все созданные им проблемы". Она же идентифицировала себя с батрачкой, "точно так же, как я идентифицировала себя с Лолитой (а Лолита, этот шедевр отсутствия эмпатии, попал в список Эсквайра с застенчивым описанием, о чем он)".

"Когда вы идентифицируете себя с Лолитой, вы проясняете, что эта книга о белом мужчине, который постоянно насилует ребенка".

Это упоминание Лолиты вызвало гнев интернета на ее голову. Ее предыдущее эссе "Мужчины мне все объясняют", обрело вирусную популярность и вдохновило создание термина "менсплейнинг".

"Я разворошила осиное гнездо на днях, высказав феминистскую точку зрения о книгах. Яблоком раздора послужила Лолита", пишет она. "Один комментатор написал мне, что идентифицировать себя с кемто из персонажей при чтении "Лолиты" - значит совершенно не понимать Набокова, и я задумалась, нет ли книги под названием "Читая Лолиту при патриархате".

(Это отсылка к известной книге иранской писательницы "Читая Лолиту в Тегеране", о женском книжном клубе, где тайком читают запрещенные аятоллой книги - ФМ).

"Существует популярный аргумент, что книги полезны, потому что они прививают эмпатию. Он подразумевает, что мы идентифицируем себя с персонажами, и никого не ругают за то, что они идентифицируют себя с Гильгамешем или даже с Элизабет Беннет. Но когда вы идентифицируете себя с Лолитой, вы проясняете, что эта книга о белом мужчине, который постоянно насилует ребенка в течение нескольких лет. Неужели нужно читать Лолиту и старательно игнорировать, что именно в этом заключается сюжет, и именно таковы персонажи? Неужели нарратив не должен как-то привязываться к вашему собственному опыту? Именно это написал мне этот мужчина-комментатор, возможно, такими словами он пытается сказать, что, прочев мое эссе, он почувствовал себя не комфортно".

Солнит говорит, что некоторые реакции ее "учителей-добровольцев" были настолько смешными, что она опубликовала один коммент в своем Фейсбуке - "еще один милый мужчина-либерал пришел и объяснил мне, что эта книга вообще-то аллегория, как будто я об этом никогда не думала. Да, это аллегория, но еще это роман о большом старом мужчине, который снова и снова и снова насилует худую ребенку. А потом она плачет".

Другой милый мужчина-либерал сказал ей, что она "не понимает основной истины искусства. Ему было бы все равно, если бы роман был о том, как женщины кастрируют мужчин. Если бы написано было хорошо, он бы захотел такое прочесть. Может, даже перечел бы".

"Конечно же, такой книги в литературе нет, и если бы милому мужчине-либералу, который так высказался, давали бы читать книгу за книгой, заполненные сценами кастрации, может, даже радостными описаниями кастраций, это оказало бы на него какое-то воздействие", пишет Солнит, добавляя, что "эти парни в этот раз не сделали ей больно, но она глаза таращила в изумлении, глядя на то, какая чушь из них лезет, словно она открыла лабораторию, и они несли и несли ей прекраснейшие образцы".

Однако в заключение эссе она написала очень серьезно:

"Если вы будете читать много книг, в которых люди вроде вас описаны как одноразовые материалы, или как грязь, где они молчат, отсутствуют, не имеют ценности - это все оказывает свое воздействие на вас. Потому что искусство создает мир, потому что оно имеет значение, потому что оно создает нас. Или ломает нас".

домашнее насилие, феминистка, статья, Великобритания, перевод, 2015, переосмысление, фемкритика, свой голос, насилие, публицистика, осмысление женского опыта, эссе, идентичность, английский язык, дети

Previous post Next post
Up