Марокко: Фатима Мерниси "Страх перед современностью: конфликт между исламом и демократией"

Jan 09, 2016 11:21


О Фатиме Мерниси недавно был пост в сообществе.
Эта книга вышла на французском в 1992 году, вскоре после окончания Войны в Заливе, под названием "La Peur-Modernité : conflit islam démocratie". Книга посвящена коллективным страхам мусульман: страхом перед демократией, свободой слова, свободой вероисповедания, индивидуализмом, страхом перед собственным доисламским прошлым, которое мало исследуется и зачастую просто уничтожается. Мерниси объясняет, где коренятся эти страхи и чем они подкрепляются.
В то же время, она утверждает, что течения мысли, близкие по духу к европейскому Просвещению, всегда существовали в исламе, хотя чаще всего власть имущие преследовали их и маргинализировали. Мерниси критикует современный мэйнстримовый ислам, сформировавшийся как удобная для властителей религия, помогающая держать подданных в безоговорочном подчинении. Именно такой, "дворцовый", ислам и был возрожден в процессе национально-освободительной борьбы против колонизаторов.
Мерниси критикует современные мусульманские государства и лидеров исламских фундаменталистов, находящихся у власти и оппозиционных. В числе основных проблем исламских стран она называет неравный доступ к образованию, огромные траты на закупку вооружения у западных стран вместо инвестиций в развитие технологий у себя, исключение женщин из общественной и политической жизни, несправедливое распределение нефтяных денег, манипуляции с Уставом ООН. Все мусульманские страны подписали Устав ООН, тем самым обязавшись уважать права человека, в том числе права на свободу совести и свободу слова и гендерное равенство, и информировать своих граждан об их правах, то есть, обучать их в духе секулярного гуманизма, однако, это не выполняется, и большинство жителей арабских и вообще мусульманских стран не имеют доступа к такой информации.
Очень интересные вещи пишет Мерниси о доисламской религии арабов. Оказывается, во главе пантеона, находившегося в Каабе до Мухаммеда, находились богини, воинственные и кровожадные. Со свержением владычества этих богинь она связывает и последовавшее ограничение женщин - всё фемининное ассоциировалось с культом жестоких богинь, женщины рассматривались как опасность, их следовало скрыть под покрывалами, сегрегировать от мужчин, заточить в стенах домов.
Последняя глава посвящена арабским и вообще мусульманским женщинам и изменениям, произошедшим с ними в 1970-1980-е годы. Мерниси указывает на положительную динамику - всё больше женщин стали получать университетское образование, многие стали профессорами. Цифры, которые она называет, весьма впечатляют. В 1986 году в Саудовской Аравии 32% университетских профессоров - женщины (при этом в университетах гендерная сегрегация). В Иране 1986 году 19% университетских преподавателей - женщины (для сравнения, в Западной Германии - 17%). Еще одним хорошим знаком является появление множества мусульманских писательниц, и весьма популярных, даже невзирая на цензурные запреты, которым подвергались произведения некоторых из них. Кстати, Мерниси утверждает, что, в отличие от слышанного ее в издательских кругах на Западе, книги женского авторства продаются очень хорошо, и большинство покупателей - мужчины.
Собственно, на женщин она возлагает большие надежды, считая, что именно женщины как многочисленная группа, жизненно заинтересованная в изменениях, могут сделать исламский мир более демократичным и открытым.
Книга считается уже почти классической, для всех, кого интересует ислам и Ближний Восток - must-read.

французский язык, Марокко, критика общественного устройства, reading the world, религия, non-fiction, феминистка, Африка, арабы, английский язык, Ближний Восток, 20 век, социология, библиотека

Previous post Next post
Up