Начну с основного. 8 марта в Москве намечаются два феминистских мероприятия: шествие-митинг и танцевальный флэшмоб в рамках международной кампании One Billion Rising.
Шествие-митинг организует инициативная группа, куда вошли анархо-феминистки и другие «беспартийные» феминистки, а также активисты из «Радужной Ассоциации» и КРИ. Сейчас мероприятие находится на стадии согласования маршрута (заявка в мэрии), разработки символики и приглашений. Звать на шествие-митинг собираются всех, кому не чужды идеи феминизма и женских социальных прав. И выступить на митинге смогут все, кому есть, что сказать по женскому вопросу, о гендерном равноправии, и кто готов предложить иные решения проблемы гИноцида.
Флэшмоб в Москве хотят организовать Mary Tara Linn и ее подруги, например Маша Ушакова (они готовятся здесь:
http://www.facebook.com/events/435830893161593/), которые 14 февраля в Hudson Bar (м. «Белорусская») провели свою акцию, свой русский One Billion Rising - они собрали деньги и отдали их Кризисному центру для женщин в Санкт-Петербурге. А 8 марта они планируют провести танцевальный флэшмоб в рамках той же кампании - One Billion Rising. Узнав о намеченном шествии-митинге, Тара Линн и Маша Ушакова решили, что провести флэшмоб после митинга было бы лучше всего.
На этом агитационная часть поста заканчивается, и далее идут наши с Мятой Немятой субъективные размышления о перспективах феминистского движения в Москве, и шире - в России.
Мы начали с рассмотрения различных официальных женских организаций. В столице есть несколько женских структур, которые возникли на волне перестройки, существовали и работали на иностранные гранты, а сейчас создают видимость работы или даже и не создают (некоторые можно посмотреть здесь:
http://wcons.org.ru/ru/database.php). Есть также ряд женских организаций проправительственных, которые подкармливаются из бюджета и проводят в жизнь решения партии. Например, «Союз православных женщин», Социал-демократический Союз женщин России и т.п. Ни те, ни другие с феминистским движением дела иметь не хотят и не будут ввязываться ни в какие его акции. Есть гендерная фракция ЯБЛОКА и гендерная программа Фонда Бёлля. Они тоже к самостоятельному феминистскому движению никак относиться не собираются, иногда прямо отказывают в помощи (хотя, например, в уставных целях Фонда Бёлля феминизм прописан как приоритетное направление).
Тогда мы обратили свой взор непосредственно на российских феминисток. За два года, что вращаемся в феминистских кругах Москвы, мы видели распад и создание различных феминистских групп, но не сможем назвать ни одной работающей феминистской организации, чьи реальные дела были бы направлены на поддержку реальных женщин, не входящих в эту организацию. Вот, например, в Санкт-Петербурге в отличие от Москвы есть Кризисный центр для женщин - безусловно, феминистская организация, которая не пропагандирует и не развивает феминистскую теорию, а просто помогает женщинам в ситуации семейного (и не только) насилия. Там же есть Петербургская Эгида, которая борется за то, чтобы не нарушались трудовые права женщин. В Москве подобных феминистских организаций нет.
В столице есть группы самоподдержки, роста самосознания. Их деятельность направлена на самостановление, самоопределение. И это естественный этап развития любой организации. Сначала определиться со своими взглядами, принципами работы, с возможным вектором развития, то есть сначала понять свою позицию и пределы, а для этого отделить себя от других. Москва - это очень большой рынок, и здесь работают рыночные принципы: занять свою нишу, свою делянку, начать разрабатывать ее. Для становления любой группы своя ниша безусловно важна, в частности и для того, чтобы у внешнего наблюдателя складывалась четкая картинка и данная организация прочно бы ассоциировалась с данной проблематикой. Если же на разработку данной темы могут претендовать другие лица, надо четко сепарироваться от них, чтобы не оказаться подмятым и не лишиться самоопределения. А уже потом найти точки соприкосновения с другими группами, общие задачи, цели и на их основе объединиться для более мощных, консолидированных действий.
Итак, первая характерная черта феминистских групп в Москве, которую нам удалось выявить и прояснить для себя, - это сепарация от себе подобных, самоопределение, работа на собственное становление. Вполне логичный и обязательный этап развития.
Тут моя подруга подкинула для размышления еще один аспект этого вопроса. Некоторые приходящие в феминизм женщины рассматривают новое для них учение в качестве психотерапии. У женщин как дискриминируемой в патриархате группы много личностных проблем, проистекающих из условий жизни в таком обществе. И подруги-единомышленницы в феминистских группах стараются решить эти проблемы. Примерно для этого и собираются группы самоподдержки. Но есть также и группы для собственного роста, где поднимаются над своими проблемами не с помощью психотерапевтических методов, а например, за счет творчества - реализуя себя, свой потенциал в перфомансах, арт-проектах и т.п. Третьи группы, памятуя о том, что рыночные принципы повсеместны и всемогущи, что влияние и вес имеет тот, кто владеет деньгами или хотя бы потенциальным их эквивалентом - медийной известностью - третьи создают свою делянку для самопиара, работают на СМИ, чтобы раскрутить сайт, имя и свое поле деятельности. Но среди всех групп в Москве мы не увидели ни одной, которая бы работала на общее дело, на всех женщин, а не только решала бы свои проблемы. Пока идет работа «Я в феминизме», а не «Феминизм для женщин». Это вторая характерная черта феминистских групп в Москве.
Причем складывается ощущение, что такой сепаратизм и работа на самоопределение характерны не только для московских феминистских групп, но и вообще для феминистских групп (и кстати, для российских ЛГБТ тоже). «Первая волна» феминизма объединила многих своими общими задачами. Выступления в разных странах были различными и успехи тоже не обрушились на женщин одномоментно, но это было действительно международное движение, консолидировавшее разные слои населения. Женщины добились избирательного права, права на образование, на труд и т.п.
«Вторая волна» феминизма в США была связана с движением за гражданские права чернокожих, а в Западной Европе - с сексуальной революцией. В русле этих движений женщинам пришлось решать разноплановые задачи: с одной стороны именно в 60-е годы ХХ века феминистками стала разрабатываться концепция патриархата как строя, в котором дискриминация женщин узаконена и где осуществляется гИноцид, строя, где процветает культура насилия; а с другой стороны, феминистская теория обратила внимание на женскую сексуальность, на ее отличия от мужской и на насильственное навязывание официальных сексуальных политик и практик. Вопрос равноправия, равенства с мужчинами уже не стоял в актуальной повестке дня. На первый план вышли различия. А различия, как это ясно из определения, объединить не могут. Даже отличия от мужчин женщин объединить не могут. Поэтому «вторая волна», не набрав мощи «первой», ушла в песок. Теоретики феминизма занялись теоретическими конструктами - гендер, квир. А практики женского движения стали меряться дискриминациями, как мужчины фаллосами: у каких женщин гнет тяжельше. Поэтому, на наш взгляд, говорить о «третьей волне» феминистского движения - это выдавать желаемое за действительное. Она разбилась о волнорез патриархатного девиза «Разделяй и властвуй!» и брызгами рассыпалась по разным феминистским организациям, группам и группочкам. Именно эти «брызги» мы наблюдаем сейчас и в России.
Именно поэтому и Феминистская партия в России не складывается. Конечно, можно найти и другие причины: общая политическая ситуация в России не способствует инакомыслию (а феминизм - это наиболее радикальное ИНОЕ), Pussy Riot посадили практически за феминизм, социальная ситуация такова, что женщина думает только о выживании себя и своей семьи, а не о причинах этой ситуации, и т.п. Но главное, на наш взгляд, почему не складывается общее дело - это уход феминисток в свои особости, обособление от других для выработки собственной идентичности.
Настроения на отделение-разделение на самозамыкание и самоопределение хорошо выражены в таких текстах, как Е.М. «
3-я волна, или Почему я - не радикальная феминистка»:
http://radical-fem-msk.livejournal.com/14762.html и Веры Акуловой «Радикальный феминизм и насилие женщин над женщинами»:
http://ravnopravka.ru/2013/02/akulova_radfem/ Я повторюсь, работа в группах самоподдержки и роста самосознания - естественный этап становления феминистского движения. Но, во-первых, не единственный и, во-вторых, конечный. Если пока в России нет внешних и внутренних условий для создания мощных, разветвленных феминистских организаций, то это не значит, что и не стоит начинать процесс консолидации.
Заявленные шествие и митинг 8 марта предполагают некоторую включенность в общее дело. Они вообще предполагают, что у феминисток это общее дело есть, и что мы способны забыть или отрешиться от личных размежеваний и встать в одну колонну, у которой нет лидера, а есть общий баннер и равная возможность выступить и быть услышанным на митинге.
Думаем, с тем, что ситуация в стране аховая, согласятся многие. И ухудшения касаются в первую очередь женщин: идет наступление на наши репродуктивные права, растет женская безработица и нищета, наши дети не имеют возможности ходить в детские сады, получать достойное образование и это им одурманивает мозги РПЦ. Уход за больными и стариками (государство не берет на себя эти заботы - медицина разваливается, пенсионная реформа проведена не была) также ложится на плечи женщин.
Надеемся, что эти общие проблемы заставят выйти на улицы не только феминисток, но и остальных женщин. Давайте попробуем сделать это ВМЕСТЕ.