(no subject)

Jan 12, 2014 00:58

Важный up-date: пост был написан за сутки до премьеры третьей серии. Положив одну руку на томик Конан Дойля, а вторую - на DVD с первым сезоном Шерлока, торжественно клянусь: я НЕ видела ни одного официального официального трейлера и уж тем более, ни одного подпольного спойлера третьей серии.

В порядке злостной прокрастинации напишу-ка я за Шерлока нашего Холмса. Не за того нашего, который Масленниковский, а за того, которы ВВС-шный.
Я уже вконтактике успела всех достать своим восторженным визгом, ЖЖ - это все-таки немножко не тот жанр, поэтому займусь-ка я тут анализом. Литературно - кино- и искусство-ведческим анализом уже назанимались и без меня, тут я не сильна во всяких композициях, законах пост-модерна, я, знаете ли, все больше специалист по головушкам. Вот про головушку и напишу.

-Тебе есть что предъявить своей маме.
-Ага, у меня целый список, у Майкрофта - папка.

(с) Диалог Миссис Хадсон и Шерлока Холмса, сезон 3 эпизод 2.
Всякий уважающий себя психоаналитик неизбежно задает пациенту ключевой вопрос беременные в роду были? про семью, родителей, братьев-сестер, отношения с ними в детстве и сейчас. Потому что истоки всех характерологических сложностей именно там, в далеком, полузабытом, но никогда не исчезающем детстве. И если раньше создатели сериала как-то не углублялись в эту тему, упомянув мельком "мамочку" в самом первом фильме и предлагая нам насладиться сиблинг- конфликтом Шерлока с Майкрофтом, то в первой серии третьего сезона "семейных" эпизодов уже достаточно, чтобы строить версии.

Итак, как воспитать "высокооактивного социопата" или очерк по психоанализу одного дваждывыдуманного персонажа.

Мы знаем, что родители двух гениальных братцев живут где-то в провинции и ничем особенным не выделяются. "Обычные". У них двое сыновей, разница в возрасте 8 лет. Это значит, что к моменту рождения Шерлока, Майкрофт восемь лет наслаждается всеми прелестями взросления единственным ребенком в семье, а Шерлок уже на старте имеет колоссальную пропасть между собой и братом. Пропасть, которую вторые дети всю жизнь пытаются преодолеть, "перерасти" старшего. Старший же всеми силами пытается вернуть "трон", доказать родителям, что он лучше этого кулька-ползунка-дошколенка-школьника. Это некая стандартная схема, далеко не во всякой семье происходит именно так, но семья Холмсов, кажется, именно такова. В нашей жизни есть масса сфер, в которых можно расти, развиваться, чего-то достигать. Можно учиться драться, можно играть на рояле, следить за внешностью, завоевывать поклонников... Братья Холмсы выбирают оружием дуэли интеллект. А теперь вопрос: сами ли выбирают? Нет, это явно задано родителями. С потолка такие вещи не возникают, это значит для родителей уровень интеллектуального развития детей важнее всех остальных их успехов. Именно логикой меряются братья в каждом из эпизодов. Причем эта "гонка интеллекта" началась для Майкрофта задолго до появления соперника. Во-первых к восьми годам подобный склад ума либо есть либо нет, а во-вторых "я считал себя идиотом - мы оба считали тебя идиотом" ... а вам не кажется странным считать идиотом ребенка, который на 8 лет младше? Ну, он же по определению будет "глупее" старшего. В семье, где интеллект и логика не считаются сверхценными - нет. Но не в семье Холмсов. Может быть кому-нибудь из читателей знакомо чувство неловкости, когда ребенок, просто в силу возрастного "незнания" делает какую-нибудь глупость? А самому доводилось? (я вот например очень любила невпопад ляпнуть что-нибудь из "секретной информации" при родственниках или друзьях родителей) Обычно взрослые такую ситуацию пытаются замять, но мама Шерлока - вряд ли (с каким упоением она рассказыват сыну, как лоханулся папенька, но об этой сцене позже).  И это соперничество братья пронесли через всю жизнь и продолжают сражаться.

А теперь самое интересное - ну да, интеллект - это ценно, почему бы не поспособствовать развитию интеллекта у детей? Но кроме как такового интеллекта, логического мышления, умения делать правильные выводы, в этой детской проводятся соревнования еще в одной дисциплине - умение держать себя в руках. Не чувствовать. Сохранять холодную голову. Не случайно взрослые братья играют не в шахматы, как нам показалось вначале (спасибо оператору), а в некую детскую игру, цель которой - вытащить из человечка внутренние органы. Максимально аккуратно, маленьким пинцетиком, не уронив деталек и не задев "разрез". Вот что самое главное - держать себя в руках. Не давать эмоциям вмешиваться в твою жизнь.

Кстати, моментик с "пока мы не встретились с другими детьми" (а не "отдали в школу", как в переводе первого канала). До этого Майкрофта до других детей не допускали? "Возможно, они думали, что нам нужны друзья". То есть пока младшенький не подрос, родителям как-то не приходило в голову, что детям нужны друзья. Позволю себе предположить (здесь уже "гадание на кофейной гуще", но гадание профессиональное, ага), что родители (или один из) в детсве были травмированы отношениями со сверстниками, а потому собственных деток до последнего старались отгородить от него. Но в какой-то момент начали замечать, что с детьми что-то не так и все-таки выпустили их в социум. Кстати, не исключено, что и рождение Шерлока - это попытка скрасить Майкрофту одиночество. Попытка не удалась, братьев таки пришлось знакомить с другими детьми. У них появилась возможность сравнивать, стало понятно, что и Шерлок - тоже ничего, не совсем идиот, и Шерлоку, похоже, удалось хотя бы немножко социализироваться....

Э, нет. Тут я заговорилась. Давайте разберемся в терминах и в дальнейшем под "социализацией" будем понимать умение следовать установленным в обществе нормам общения, а умение устанавливать интимно-личностные контакты - умением строить отношения с людьми -  то, чему научился (не совсем, но так, немножко) Шерлок. Майкрофт очень четко знает как себя вести и предельно корректен. Не только в кадре. Без этого умения невозможно построить политическую карьеру, самому стать "британским правительством". Знает, соблюдает скрупулезно, педантично, так, как это делает всякий, кто не может "почувствовать", как себя вести.

Шерлок же, кстати, нарочито плюющий на все эти социальные этикеты, имевший ввиду карьеру и славу, опять выходит типичным младшим братом. Даже в самой серьезной семье младшенькому можно немножко дурачиться (с возрастом уровень этого немножко он начинает выбирать сам), а еще в ситуации сверх-успешного старшего младшие склонны к аддикциям. Ну да, кокаинчик там, или никотин...

Сцена дуэли продолжается: со сменой оружия на дедукцию братья обсуждают сложности отношений с окружающими, неизбежные для людей, носящих странные шапки... и если раньше Майкрофт держался, хоть и проиграл в "патологоанатома", хоть и сменил тему в разговоре о друзьях, здесь "раскрылся". Младшенький все-таки перерос. Немножко. Но иногда этого достаточно.

Дав возможность насладиться отношениями братьев, создатели сериала расщедрились и дали мне как психоаналитику шикарную сцену: мамочка с папочкой в гостях у сына.

Сын скучает, мама рассказывает, как папа потерял лотерейный билет. Довольно занудно, безэмоционально, перечисляя все, что папа роняет за диван. Кх. На секундочку - они не видели сына 2 года как минимум, сын явно не курорте провел это время, и так мило со стороны мамы посвятить время встречи воспитанию папы "носи очки на цепочке". Папа выслушивает все это спокойно, даже подсказывает детали, возражает лишь в одном - мама НЕПРАВИЛЬНО назвала чью-то фамилию. То есть можно при сыне критиковать, воспитывать, но ошибиться в некоем факте! недопустимо.
Кстати, попробуйте как-нибудь в порядке эксперимента принять "позу Шерлока" при разговоре с родителями. "тебе не интересно?" - спросят одни родители, "ты чем-то обеспокоен?" - спросят другие, "ты меня совсем не слушаешь и не любишь!" - скажут третьи... но вряд ли кто-нибудь воспримет это... никак. И уж тем более не так отреагирует большинство родителей, если их под белы рученьки выставят за дверь при появлении какого-то мужика. И не надо рассказывать, что они так себя ведут "потому что это же Шерлок", нет это Шерлок такой, потому что они так себя ведут.
И момент "Мы так рады, Шерлок, что все позади. ЛЮДИ всегда думают страшные вещи". Похоже, их куда больше волновала репутация семьи, чем то, что сын пережил за эти два года. Может, они вообще не в курсе? И про "смерть" не в курсе... "Они тоже знали, что ты играл в прятки" - спрашивает Джон. "Возможно" - отвечает Шерлок. Впрочем нет, знали, они же рады, что все позади.
Здесь можно попробовать еще углубиться в варианты типа "мама на самом деле истеричка, а папа ее сдерживает, сыновья принимают папину позицию рацио, подавляющего эмоции, наблюдая, насколько губительными они могут быть", но это уже совсем кофейная гуща (для анализа такой глубины эпизода явно мало, а строить версии не имея улик информации - не наш метод. В любом случае, в этой семье большие проблемы с дихотомией рацио vs эмоции.

И все-таки Шерлоку в чем-то повезло немножко больше. Он хоть как-то криво-косо, но может взаимодействовать с окружающими, прощать им недостаток интеллекта, понимать свою ущербность, понимать, пусть даже ценой сломанного носа, что близким он небезразличен. И пусть его единственный друг тоже не очень-то дружит со своими эмоциями (Ватсон кажется эмоциональным только на фоне Шерлока. Они потому и вместе, что травмы похожие. Не возникает ПТСРа у людей, живущих в контакте со своими эмоциями, хоть как их на войне ранило и они обычно не пытаются избивать свежевскресших друзей).  Зато у Майкрофта карьера, служебная машина, и сексапильная секретарша.

Ну вот как-то так...

Previous post Next post
Up