Рэмбо-4. Авторское изумление (по стопам рецензии Ю.Гладильщикова в «Ведомостях»)
Рецензия Гладильщикова называется «Авторская коллекция».
Преамбула: «кино «Рэмбо-4» вызывает уважительное изумление»
Ниже, в основном, цитируется текст Гладильщикова. Курсивом - мои комментарии к нему.
Во время просмотра «Рэмбо-4» надо стоически переждать первые минут 15. Военщина в Бирме творит кровавые бесчинства по отношению к маленькой народности карен - при этом … музыка за кадром тревожная (неужели целых 15 минут? - этого ж ни одна народность не выдержит!).
Параллельно персонаж Сталлоне, обосновавшийся в соседнем Таиланде, ловит с местными кобр, бьёт из лука рыбу, куёт… - занимается простым трудом настоящего самодостаточного мужчины, потому что больше не хочет никому ничего доказывать. (я тоже не хочу - выдайте мне, пожалуйста, кобру) - музыка при этом умиротворяющая.
В эти минуты кажется, что грядёт (ну скорее же! ) пусть не банальный (ну конечто нет!), но чересчур правильный боевик с прогрессивными по западным либеральным меркам (у нас, конечно, мерки чуть-чуть другие) политическим подтекстом. Приедут американские миссионеры, отправятся в Мьянму (Бирму), там их захватят, начнут пытать - тут-то Рембо и проснётся. Он и впрямь проснется. Лука и стрел ему покажется мало - он схватится за гашетку крупнокалиберного пулемёта. Начнётся такой боевик, что равного по крутизне и не припомнить (Ура! Опасность впадения в банальность миновала - пулемёт-то крупнокалиберный! ).
Но гораздо сильнее потрясает ощущение, что смотришь не конвейёрно-коммерческое, а истинно авторское кино (лакомлюсь как встарь я - сама лепила, Дарья!).
Под авторским понимают кино серьёзное. Годар, Сокуров, Ларс фон Триер (теперь будем знать). Но «Рэмбо-4» соответствует как формальным признакам авторского кино (всё основное Сталлоне сделал сам - написал сценарий, …), но и сущностным. Это, безусловно, произведение концептуальное, фильм-высказывание ( «так-так-так» - говорит пулемётчик. «так-так-так» - говорит пулемёт), сочинение из ряда «не могу молчать» и «вот я стою перед вами» (Час настал! Я вышел на подмостки. Куранув немного косяку Я мочу движением неброским Всех кто мне попался под рукУ) Даже из интервью Сталлоне видно, что он делал картину прежде всего для себя. Естественно, он держал в уме и публику с кассой, но это дело второе (что такое касса по сравнению со страданиями народности карен?!).
… У Сталлоне … персонажи выписаны крупными мазками (очередями? ). Кто-то скажет (кто бы это мог быть? ), что давно не видел, чтобы плохие в фильме были столь беспросветно мерзкими. Но зато с хорошими в «Рэмбо-4» всё не так однозначно… Кроме того, главная цель Сталлоне-режиссёра довести зрителя до эмоционального предела. «Наши» начинают мочить мерзавцев именно в тот момент, не раньше и не позже, когда любой неравнодушный зритель в зале уже сам готов вскочить в полотно экрана и учинить благородную расправу (невиданноё силы добрые чувства пробуждает в публике этот фильм.)...
Авторство в том, что «Рэмбо-4» - дань уважения Сталлоне своему поколению, которое не желает, чтобы общество списало его в утиль, давая зелёный свет лишь молодым (куда ж девались «самодостаточность» и нежелание «никому ничего доказывать»? )…
Авторство в том, что одна из основных тем фильма - тема долга. Для Сталлоне, очевидно, важная (Я замок покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Тайланде народу отдать…).
И в том, наконец, что фильм чудовищно натуралистичен. Не видя его, даже трудно представить, до какой степени. Я даже не хочу приводить примеры: описания тоже окажутся натуралистическими (Плёнка ещё кое-как выдерживает, а вот бумага - дымится.) Это говорит о том, что Сталлоне не отстал от времени и улавливает тенденции (не только кобр парень улавливает! ). Он понимает, что именно эта нецензурированная крутизна делает его фильм киноманским - и её оценят киноманы именно что молодые (нешто такое старичьё как Слай ходит на боевики?). Он понимает, что даже в фестивальном кино лозунг дня - «Ближе к жизни» (читай - "больше размазанных по экрану мозгов"). Поэтому в 4-м «Рэмбо» ничего завирально-сказочного. Это крутой реализм.
... после того как ко мне вернулся дар речи, попробую подвести итог. Из выше процитированной рецензии ясно, что перед нами - очередное (№4) мочилово, в котором упитанный голливудский звездун отменяет понедельники измученным жителям далёкого острова невезения. Со всеми причиндалами: с картонными злодеями, с крупнокалиберным пулемётом и с размазанными по экрану мозгами. И вот это-то «откровение» г-н Гладильщиков объявляет «авторским» и «киноманским» на основании того, что дедушка Сильвестр чутко уловил нонешние фестивальные «тенденции»: размазывать мозги по экрану как можно гуще. Ах они, эти «тенденции» - похоже, самое сейчас любимое слово в тех слоях населения, которые унаследовали интеллект от невесты из чеховской «Свадьбы». Только та больше всего на свете любила имя «Роланд», а теперь вместо него «тенденции». А тенденции в «Ведомостях» таковы: сначала Ума Турман при помощи кун-фу утверждала самые что ни на есть светлые идеалы и ради любимой дитятки крошила мечом супостатов в мелкую соломку. Качество соломки оказалось самым что ни на есть киноманским. Потом Жанна Фриске подняла «Дневной дозор» до уровня, недоступного Бергману, киномански прокатившись по стене гостиницы «Космос». Ну и вот теперь Сталлоне… Стараяется самая респектабельная российская газета. Все делает, чтобы купчик не робел в приличном обществе, чтобы мог гордо сказать: "Я вам не Спиноза какой-нибудь! Я знаю, шо цэ таке авторская фильма!"