Намедни в венской галерее Бельведер открылась большая выставка под названием «Декаданс». Выставка посвящена искусству австрийского символизма. Точнее говоря, пытается заново посмотреть на место австрийского символизма в европейском искусстве начала XX века. Надеюсь, получилось интересно. По крайней мере, название интригует...
Адольф Хиреми-Хиршль «Души на берегу Ахерона». 1889 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.
К сожалению, галерея очень запутано составила каталог, поэтому мне так и не удалось разобраться какие именно картины привезли на выставку из других музеев, а какие просто напечатали в каталоге. Очевидно только, что сам Бельведер основательно выпотрошил свои собственные запасники. Например, впервые за последние годы выставлено гигантское полотно Макса Клингера «Суд Париса» - одно из ключевых произведений немецкого символизма. Кроме того, наверняка известно, что из Цюриха привезли одну из версий «Греха» Франца фон Штука, а из частного музея в баварском Швайнфурте - его же «Афину Палладу». Они висят рядом со знаменитой «Юдифью» Густава Климта. Чешский символизм представлен ранней картиной Франтишека Купки «Дорога тишины» из пражского частного собрания и литографией Альфонса Мухи.
Еще хотелось бы отметить двух не очень известных художников Эдуарда Файта и Везцеля Габлика, работы которых довольно обильно представлены на выставке. Оба родились на территории Чехии. Уроженец Нового Йичина Эдуард Файт больше специализировался на росписях театров. Например, он расписал Пражскую оперу и театры в Остраве и Усти-над-Лабем. Как оказалось, живописцем он тоже был неплохим. Уроженец города Мост Венцель Габлик вообще стоит немного особняком в европейском искусстве начала XX века - где-то на стыке символизма, экспрессионизма и сюрреализма. Кто был в отделении пражской Национальной галереи в Ярмарочном дворце, наверняка вспомнит его шикарную картину «Хрустальный замок посреди моря». На выставке в Вене можно увидеть весьма галлюциногенное полотно «Звездное небо» кисти Венцеля Габлика, привезенное из музея его имени в немецком Итцехо.
Карл Медиц «Красный ангел». 1908 года. Частное собрание, Вена.
Макс Клингер «Суд Париса». 1885-87 годы. Собрание галереи Бельведер, Вена.
Джованни Сегантини «Злые матери». 1894 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.
Нужно добавить, что символический «Декаданс», судя по всему, исполнит роль главного выставочного проекта наступившего лета в австрийской столице. Если не считать выставку фотографий
Александра Родченко, больше ничего особо интересного в ближайшие месяцы в Вене не предвидится. Тактически правильно либо ехать смотреть «Декаданс» в ближайшие дни, пока еще не закрылась
выставка графики Босха и Брейгеля в Альбертине, либо наоборот отложить визит в Вену на самый конец сентября, когда в той же Альбертине откроется большая выставка Анри Матисса сотоварищи.
Выставка продлится до 13 октября 2013 года.
Подробности здесь:
www.belvedere.at Фото: Belvedere Vienna