В музей, в музей! За мной, читатель!

Dec 17, 2023 11:02




Эту книгу я получила на день рождения  в подарок от сына. Было ясно, что это комикс, было ясно, что про музей (название достаточно прямолинейно), не было практически никаких сомнений, что музей - это музей д'Орсэ (см. кто издал). Когда я раскрыла книгу, чтобы полистать, увидела, что это даже не БД, не комикс, а "графический роман". Не буду пытаться определить разницу между ними, тем более что многие считают, что и нет большого смысла их разделять, мой подход очень утилитарный, даже обывательский - если всё чёрно-белое и диалогов мало, то это графический роман. И это для меня ещё более сложное чтение, чем БД.
Альбом "Музей" именно такой. Весь чёрно-белый, и на первых 48 (прописью: сорока восьми) страницах текста нет никакого вообще. Короче, я не спешила его читать.
А тут Рождество скоро, дети приедут, а книжка всё лежит нечитаная, так что несколько дней назад я решила всё-таки за неё взяться. Уже раскрыла, в последний раз взглянула в телефон - и вижу в Инстаграме сториз подружки по одному литературному жюри, а там фотография вот этого самого альбома "Музей" с подписью "Книги, о которых говорят незаслуженно мало". Я решила, что это она меня так, сама того не зная, благословила на чтение, и начала...


И сразу же сделаю отступление. Я уже читала БД, так или иначе связанные с музеями, почему-то о всех действие происходило в Лувре. Когда-то у green_fr был пост, который мне теперь не найти и в котором он как раз делал обзор таких "музейных" книг (по-моему, там были в основном БД и детские книги). Одним из альбомов был этот (но я его к тому времени уже прочитала):



Это очень красивый альбом - виды Парижа там просто умопомрачительные, и в общем сюжет там есть, хотя и не всегда очень внятный, и про историю Лувра (в частности во время Второй мировой войны) и некоторых картин можно что-то узнать. Помню, что БД мне понравилась, но не то чтобы прямо прыгать от восторга, в первую очередь понравилась именно художественная сторона, причём больше не внутри музея, а снаружи - когда Хиро Танигучи ричует Париж, прямо воздух парижский вдыхаешь.

В этом году, до "Музея" (я не забыла, что именно ему в принципе посвящён этот пост :)), я прочла ещё две "музейные" БД. Вот эта, как мне кажется, оказалась в моём списке благодаря тому Сашиному посту, но могу ошибаться.



Это очень странная БД, игра со словами, игра с читателем, игра с музеем. Revolu - анаграмма Louvre. Вот и музей в книге - вроде Лувр, но и не совсем, что-то совершенно реальное и очень конкретное, что-то абсолютно придуманное, фантастическое. Иногда фантастическое опознаёшь не сразу, автор всё время играет. У меня осталось  воспоминание о стилистическом экзерсисе, впечатление скорее положительное, но не могу сказать, что я была как-то очарована, под конец мне даже стало скучновато.

Ещё одна БД (она точно из Сашиного поста):



Очень милая книжка, автор обратил внимание на небольшие и малоизвестные картины, висящие рядом со знаменитыми ("в тени" знаменитых), на которые почти никто не обращает внимания, и придумал историю про жизнь персонажей этих картин, их взаимоотношения со "звёздными" персонажами "звёздных" картин", есть там ещё и такая матрёшечная mise en abyme, в общем очень симпатично, книжка скорее детская. но никакому взрослому хуже не станет, если её прочесть.
Некоторое количество БД о Лувре объясняется довольно просто - это проект, многолетнее сотрудничество Лувра с издательством Futuropolis, и книг вышло на самом деле значительно больше, есть, что почитать, см. У проекта есть "подпроект" - БД про Лувр для детей издаёт Delcourt (последняя книжка вышла именно там), тоже см.
Общая черта у "музейных" БД тоже обнаруживается - авторы неперменно придумают что-нибудь про ночную жизнь картин, как они оживают, что они делают. Всё это видено не раз (и в фильмах в том числе), но ночная жизнь музея - действительно завораживаящая канва для сюжета, я понимаю.
И теперь когда ситуация  с Лувром в комиксах в общих чертах описана, давайте всё же отправимся в наш чёрно-белый д'Орсэ и посмотрим, что там  у них...

Как я говорила, на первых 48 страницах текста нет вообще. Сначала автор показывает нам вот эти знакомые и незнакомые лица:




- ясно, что это посетители, работники музея и персонажи картин или скульптуры. Да, всех их мы в книге увидим. (liber_polly глядя на последнюю картинку
, я вспоминала твой недавний пост в ФБ :)) Эти первые страницы - повторяющаяся изо дня в день рутина мзейной жизни. Музей готовится к открытию, открывается, посетители заполняют залы. Ни картин, ни скульптур, ни каких-то отдельных визитёров глаз толком не выхватывает, потом музей постепенно пустеет, закрывается, по пустым залам пробегает пёс, одинокая мужская фигура удаляется по набережной д'Орсэ, за ним бежит пёс (тот же?) - раз нам это показывают, значит, кто-то за ними наблюдает? И на следующий день всё повторяется, и потом опять и опять. Первые слова на странице 49: жена обращается к мужу, очень грузному мужчине, присевшему передохнуть (и отдышаться) рядом со скульптурой, со словами совсем не про искусство: "Всё, с завтрашнего дня никаких Нинтендо на диване перед телевизором. Купишь себе кроссовки и начнёшь бегать!" А спустя ещё пару страниц, вдруг про искусство - непонятные псевдоинтеллектуальные эпитеты и междометия. И мы вдруг понимаем, что  уже привыкли к этому музею и чувствуем себя в нём не то что по-домашнему, но как-то особенно. Не глазами художника смотрим, а словно сами действительно всё это видим. И это уже не просто толпа экскурсантов, кто-то не просто отстал отэкскурсии, а он выделился, мы его заметили; пусть он не говорит ни слова - а мы как будто узнаём что-то про него. Или вот словно присели - и видим ноги, ноги, ноги. Это очень точно замечено (что вы видите в музее, когда, не в силах больше идти, опускаетесь на банкетку?), а ноги весьма выразительны и своих обладателей представляют вполне исчерпывающе. И ещё мы всё время слышим обрывки разговоров, замечаем смешные или несуразные ситуации.



В музее не только визитёры, есть и персонал, у котрого самые разнообразные обязанности:



Смотрим на картины мы по-разному, даже если это одна и та же картина. (На месте картины - тот, кто читает сейчас книгу. Ну, и вы поняли, что вы за картина, я думаю  :))).













И я не знаю, в какой момент возникает это волшебство, когда действительно кажется, что ты в музее. Нет никакой хронологии - но вдруг встречаешь тех, кого уже видел в другом зале... то есть на других страницах. И про то, что происходит ночью в музее д'Орсэ мы конечно тоже узнаем.
Как таковой одной главной истории в книге нет, есть множество разных, более или менее полных, рассказанных одновременно, но не хором. И  это не просто сборник сделанных в музее зарисовок, это действительно роман - графический по форме, импрессионистский по духу (что Музею д'Орсэ очень даже подходит).

Я была совершенно околдована этой книгой, взволнована, растрогана - не могу даже сказать, почему именно, но скорее всего это просто те самые чувства, которые испытываешь, когда несколько часов в твоей жизни было что-то невероятно талантливое, и умом ты ещё этого не осознал, а сердцем чувствуешь. С книгами было, с фильмами было, с изо было, с театром и музыкой разумеется. С БД - впервые.

***
Про автора ничего не писала, потому что и не знаю ничего. Вот, в Википедии есть, Кристоф Шабуте.

bd, музеи, книжки, chabouté

Previous post Next post
Up