Обсуждая в профильном чате нормы проектирования и монтажа противопожарной системы и её жизненный цикл дошли до категории «Совесть».
В связи с чем поднимается вопрос: должны ли противопожарные нормы опираться на этику?
Уместны ли вообще философские категории в противопожарных дискуссиях?
Вопросов много и, говорят, что если долго всматриваться в СНиПы и ГОСТы, то станешь философом.
Обсуждение началось с ОКЛ (огнестойкой кабельной линии), что само по себе является уже философской категорией :-).
Вопрос поднимается в разрезе противопожарных систем в статье:
fil-tec.ru/page/etika-protivopozharnyh-rabot. В конце той статьи, для истории, приведена очень длинная ветка дискуссии чата WhatsApp "Проектирование СПЗ".
Как выяснилось в обсуждении, жизненный цикл плохой системы таков:
1. Дырявая нормативка.
2. Безответственный проектировщик с которого взятки гладки.
3. Заказчик, которому лишь на руку неполный проект.
4. Монтажник, который, по версии многих, должен перерисовать проект и за свой счёт добавить недостающие в проекте работы и материалы или вообще отказаться от таких работ.
И тут в обсуждении всплывает философская категория «Совесть» - и без её привлечения, оказывается, никак не разобраться «кто виноват и что делать»:
[09:27, 10.06.2020]: Есть еще такие понятия как совесть, профессионализм. Их в нормам не пропишешь. Хотя..
Вероятно, всплывает эта категория именно словом «Совесть», потому что на каждом этапе жизненного цикла и происходят "Сделки с совестью".
И возник вопрос: совесть - тема ли это для данного чата (проектировщиков)?
Под словом совесть, похоже, тут имеется в виду профессиональная этика.
(То есть совесть и этика - слова синонимы?)
И, похоже, без поднятия уровня дискуссии на самый верх общих категорий решение невозможно.
Может это нормативка такая дырявая, что требуется совесть?
Вот тут и появляются вопросы:
Требует ли нормативка наличие подразумеваемой, но не оглашаемой, этики?
Должен ли нормативный документ работать сам по себе, без оглядки на этику, а то и сам генерировать этику?
Или для того чтобы нормативные документы работали этика уже должна присутствовать?
Нечто подобное писал конструктор Т34 Михаил Ильич Кошкин. Одной из проблем производства дизельных двигателей Кошкин определил низкую культуру работников. А производство дизельных агрегатов требует высокой культуры производства.
То-есть в данном контексте культура производства и профессиональная этика - это тоже одно и тоже?
Тогда Кошкин, как мы модем видеть, решил проблему, подняв культуру производства.
Но какая этика производства работ может быть сейчас - в обществе, где только деньги являются критерием истины? Причём в условиях, когда «для вас денег нет, но вы держитесь».
Так и получается полная деградация этики, культуры производства и совести: «это не мы такие - мир такой».
Но разве монтажник ОПС (который является представителем самого нижнего уровня социальной иерархии) должен давать базовые философские определения?!
«Рыба гниет с головы» - это стандартный оправдательный аргумент.
Но откуда тогда взяться этике в обществе, если она не возникает у каждого члена социума?
Click to view
P.S.
Похоже что фильм "Афоня" именно про это и повествует.