Click to view
Наша задача превратить это именно в такую осмысленно деятельность, которая может масштабироваться, которая не зависит от личности каких-то уникумов и не является каким-то эзотерических знанием доступном узкому кругу лиц, а является массовой практикой.
И в этом смысле амбиция такая, как у тех людей, которые научили человечество читать и писать, или носить одежду, или пользоваться огнём для термической обработки пищи.
Потому что кажется, что и технологии, и культура (в самом широком смысле, в том числе в гуманитарном), и в целом экономическая база - они доросли до такого состояния, когда при наличии воли мы бы могли попробовать перевести принципы организации, принципы управления, принципы распределения доходов на новый уровень. И перейти к тому, о чём мечтали утописты лет 200 назад, но не могли реализовать, в том числе потому что у них не было ни нашего опыта ни тех технокультурных предпосылок, которые есть сейчас.
И последний важный момент: вся эта модель строится на том, что наряду с теми позитивными тенденциями, которые у нас есть (те же самые Open Source сообщества, или идея государства всеобщего благосостояния, социального государства, или появление интернета, или роста гуманизма) существуют и контр-тенденции, которые мы тоже видим посмотрев вокруг.
И нам никто не гарантирует, что без наших усилий, без проявления нами субъектности, мы окажемся в целевой точке. Наоборот, есть не нулевая вероятность, что если мы ничего не будем делать, то, как завещал другой русский классик Иван Ефремов, мы вполне можем оказаться в некотором устойчивом состоянии Часа Быка, или в некоторой разновидности цифрового концлагеря или матрицы, даже не заметив этого.
И в этом смысле ещё одна из наших задач - это запустить рефлексию того, как люди, планируя свою жизнь, планируя свою деятельность и посвящая львиную долю своей жизни, а именно, свою профессиональную жизнь - то, что они тратят на работу, на зарабатывание денег, посвящают это время работе в кооперативах, в самоуправляемых организациях, встроенных в систему над-целей и над-над-целей, заточенных на развитие соответствующего общественного движения, которые задают соответствующие тренды.
Вот собственно скорректировать исторический процесс, чтобы он с большей вероятностью привёл нас в то состояние, в котором штуки, заложенные идеями гуманизма, идеями равноценность людей, идеями человеческого творчества, свободы и так далее, были бы реализованы.