Раньше я всегда каталась на сноуборде только по российским курортам: ездила в Приэльбрусье и Кировск. Но в этот раз торкнуло меня поехать в Европу на курорт мирового уровня, как мне говорили, - Тинь. Большая часть всего (гостиница, билеты) было куплено до подорожания евро, но и по скачнувшему курсу тоже пришлось многое покупать. Пост ниже о том, как оно, катание в благополучной Европе. Для сравнения с Россией можно почитать мои прежние посты о катании в Приэльбрусье и Кировске.
Французский Тинь, куда мы собрались, начали приспосабливать под горные лыжи еще в первую половину прошлого века: настолько это благоприятное для катания место. Так, в 20-е годы, в деревушке Тинь, расположенной на высоте 1 550 метров в глубине долины, уже насчитывается 10 действующих гостиниц, 34 году открыли первую школу по обучению катания на лыжах,
1934: открытие первой школы обучения катанию на лыжах, а в 36 году уже появился первый бугальный подъемник. Сейчас Тинь- мегараскрученное место, часть региона горнолыжного курорта (Валь д'Изер) вообще считается суперэлитным: сюда приезжают отдыхать очень богатые граждане с большими понтами. Рядом с Тинем такие курорты как Куршевель и Ла Плань, тоже очень популярные.
Находится Тинь более чем в 500 км от Парижа. Ближе всего ехать сюда от Женевы - около 150 км, из Италии зимой дороги закрыты. Но дальше ехать не значит, что дороже. Так, прямо из женевского аэропорта ходит автобус- на нем можно добраться до курорта часа за 2 (в зависимости от автобуса), но стоить билет будет евро 70-90 в одну сторону, то есть очень дорого. Из Парижа, если ехать не в выходной, можно доехать на 6 часовом поезде за 20-30 евро в одну сторону. И потом еще на автобусе за 10 евро до нужного места. Правда, если ехать на поезде в выходной, то цена билетов сильно подскакивает: это уже 70-90 евро.
Короче, если сравнивать с добиранием до горнолыжных курортов в России, то это еще геморойнее, чем добираться до Эльбруса или Шерегеша, до которых можно доехать часов за 5 на машине (такси) и это будет дешевле. Последние цены добирания на Эльбрус таковы: около тысячи с человека на трансфер, за 4 тысячи из аэропорта Минвод можно машину снять. До Шерегеша из Новокузнецка машина стоит примерно 2-4 тысячи. Добирание до Красной поляны в Сочи или Кировска еще дешевле и возможно на общественном транспорте.
Сразу оговорюсь про подставу, из-за которой не получится туда-обратно доехать в будни. Аренда самого дешевого жилья (аппартаменты) в Тине начинается с субботы по субботу. То есть надо и заезжать и выезжать в выходной день. В России, как правило, таких проблем нет, что строго по дням.
Гостиницы тут стоят по моим понятием заоблачных денег - от 100-150 евро за ночь в не очень удобном месте. А аппартаменты можно найти за 400 евро на неделю (за такую цену аппартаменты предусмотрены на 4-5).
Одна из гостиниц (пришлось на воскресенье снимать)
Вот как выглядят альпийские аппартаменты: полностью экипированная кухня, балкон, возможность жить прямо на горе, в 5 минутах от подъемников (400-500 евро в неделю). Минус аппартаментов: нет белья (французы обычно с собой тащут или платят по 10 евро за комплект в неделю), надо по выезду из аппартаментов или провести генеральную уборку или заплатить 30 евро. В России, к счастью, нигде: ни в гостиницах, ни в квартрах - таких драконовских методов заставить полюбить чистоту нет.
Конечно же, в России квартиры попроще на горнолыжных курортах: и кровати старые, что спина болит часто, но я привычная, могу и на полу спать, хотя моя мама иногда страдает, если кровать неудобная.
Кстати, некоторые говорят, что иногда, кроме белья, во французских аппартаментах нет ни тряпки половой, ни губки, ни средства для мытья посуды, так что некоторые французы приезжают на машине с заваленными такими вещами багажником. У нас все это было, а то покупать бы все это в магазине жаба бы задушила. В России такой проблемы нет.
Французские многоэтажки для заселения.
Во Франции, живя в аппартаментах, можно будет существенно сэкономить на готовке пищи на кухне, в любой деревеньке в Тине есть большой супермаркет.
В самом Тине есть несколько деревень, в которых можно жить. Самые популярные Валь Кларе и Ле Лак. Самая спокойная - Валь Кларе, где много отдыхающих с детьми, которые не жаждат ночью шариться по барам, более подвижная - Ле Лак, где можно найти больше развлечений (бассейн, спа, сауна, каток, бары ...)
Альпийская деревня вся застроена многоэтажками, колорита искать особо негде
По ночам тут не тусят в единственном ночном баре с дискотекой и кальяном в гостинице "Чегет", опасаясь приставаний и разговором по братски с Ибрагимами, а слушают пьяные вопли английских студентов и школьников. Они тут отрываются по полной: как наши старшеклассники, сотавшиеся впервые без попечения родителей. Правда, есть некоторые дома поэлитнее, куда такой молодняк не селят обычно, так что можно и в тишине побыть. Но мы им отомстили отрядом из трех маленьких детей)
Все деревеньки связывают бесплатные автобусы, которые до 22-23 приезжают с интервалом в 15 минут. Региона катания огромные и, если вдруг заехал не туда и сил больше нет и понимания, как вернуться, можно и на автобусе: все равно он бесплатный. Правда, только Валь д'Изер, если у вас нет абонемента на эту зону катания или уже подъеники закрылисьт, заезжать не стоит или потом искать редкую маршрутку, которая ходит раз в день, или пытаться ехать автостопом или за 60 евро на такси скидываться с такими же попавшими.
Остановка автобусная
Самые высокие точки Тине не дотягивают до Эльбруса: это 3600 -3800 м. Но на катании это не сказывается. Региона катания в Тине около 300 км. Никакая Красная поляна или Эльбрус, уж тем более Хибины в подметки Тиню не годятся. Конечно, если заниматься хелиски на Камчатке, то и Тинь, наверное, уже покажется не фонтан. Но это вообще заоблачные деньги, более 100 тысяч потратишься на вертолет в составе группы дня на 2-4.
Делится зона катания в Тине на зону Эспейс Кили и Валь д'Изер. Можно вполне ограничиться и одной зоной Эспейс Кили- все равно объехать вдумчиво за неделю успеешь по большей части толькро ее. У зон катания разница в цене: на 7 дней подъемник в Эспейс Кили стоит 250 евро, а с Валь д'Изер - 290 евро. Работать начинают подъемники по разному: какие-то с 9 утра, какие-то - с 10, закрываются с 16.30-17.00. Ночного катания под фонарями не предусмотрено.
Более дорогой абонемент дает право бесплатно ходить в бассейн и на каток. Если компания большая, то удобно купить такой один дорогой абонемент и при необходимости меняться. Объехать все даже за две недели нереально.
Поскольку в регионе катания Тинь находится несколько ледников, то обычно проблем со снегом тут нет, чего не скажешь про российские курорты. Правда, французы перестраховщики: если погода им покажется ненастной, они закрывают часть трасс. Причиной может быть даже сильный ветер. Но если вдруг в течение дня погода меняется, то их срочно открывают. Такого как у нас на российских курортах, что если закрывают, то сразу на день или два уж, тут нет. Ну и за подъемниками следят, никакие Ибрагимы без очереди не прут, очередей нет (5 минут за время ожидания я не считаю), подъемники не скрипят и их не выключают по 15-30 минут, оставляя тебя на холодной ветру мерзнуть (на Чегете не раз сталкивалась).
Ночью засыпаешь, глядя на луну, под частные выстрелы - отсреливают лавины. Вот на российских курортах таких частных выстрелов никогда не слышала.
Внетрассовое катание здесь часто также опасно, как и в России. Но во Франции вряд ли промажешь мимо трассы, если только не сознательно: везде таблички: тут опасно, здесь возможны лавины и прочее... На Чегете я так промахивалась мимо трассы, что однажды стоило мне поломанной руки. Правда, надо сказать в России медпомощь окаывают бесплатно. А моя мама, сломавшая до этого на другом курорте французском руку, накладывала гипс за 100 евро и на такси столько же потратила. Но ей потом все это вернула страховая компания.
Аварийная помощь во Франции дорога. На многих подъемниках нельзя спустить бесплатно. То есть если сломаешь крепление, то пойдешь пешком или поедешь со сломанным, потому что выкладывать 100 евро за карету скорой помощи, которую тебе вызовут в этом случае, вряд ли захочется (можно купить страховку по 2 с чем-то евро в день и тогда это будет бесплатно).
На заднем плане сани для спасателей
Кафе на горе прекрасны и очень дороги, даже туалет платный в таких кафе: 0,5 евро. Возможности прийти со своей едой и подогреть в микроволновке на горе в Тине нет.То есть здесь это воспринимается как нонсенс и нищебродство.
Блин, вспоминала Эльбрус с шаурпой по 100-200 рублей, грустила... А еще жутко засранный, но бесплатный туалет на Эльбрусе: вид прекрасный, запах ужасный...Но бесплатно!
Я в основном каталась по региону Эспейс Кили. Ниже несколько трассы этого региона.
Очень хорошие карты кстати в Тине сделаны по всему курорту, так что если смотреть и сверять, то вряд ли заблудишься и не туда уедешь. Также и везде указатели по всем трассам.
Для сноубордистов мекка - Грута лу. Продвинутым лыжникам тут скучно будет. Широкие поля, несложная трасса, есть сноупарк, чтобы попрыгать.
Подъемники самые разные: открытые кресла, кабинки, поезд по туннелю, автобус (последние забираются на ледник).
Метро в Тине.
Далее несколько запомнившихся трасс.
Трасса на ледник в Тине (регион Эспес Кили (если что ледников тут много, я только на одном успела побывать). Надо сказать, что временами трассы отмечены на карте не теми цветами,как должны. Некоторые красные на самом деле они черные (то есть более сложные), а черные трассы могут быть как красные (легче) или как на самом деле черные, то есть совсем сложные. На других европейских курортах часто черные трассы не особо сложные, но в Тине они могут быть реально сложными.
Спуск с другой стороны горы. Вообще Альпы голые, здесь мало растительности, это одна из немногих трасс с елками, очень скучная. Вот тут с упоением вспоминала лесистый Чегет и катание вдоль елок.
Дырка.