Годовщина дебютного фильма Сидни Люмета

Apr 10, 2022 01:11


10 апреля 1957 года на экраны кинотеатров США вышел фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин".





Первоначально телеспектакль "12 разгневанных мужчин", представлявший собой эпизод телеальманаха «Первая студия», выходившего на американском телеканале CBS с 1948-го по 1958-й годы, появился на экранах телевизоров 20 сентября 1954 года. Автором сценария этого телеспектакля был Реджинальд Роуз, который воплотил в этом сценарии свой опыт участия в судебном заседании в качестве присяжного. Режиссёром телеспектакля был 34-летний Франклин Дж. Шеффнер, который за эту постановку был удостоен телевизионной премии "Эмми". Успех телеспектакля побудил Реджинальда Роуза переделать сценарий в пьесу, спектакли по которой с неменьшим успехом шли на театральных сценах Америки.



С момента первой трансляции телеспектакля тогдашняя звезда американского кино Генри Фонда загорелся идеей сделать фильм по сценарию Реджинальда Роуза. Фонда предварительно заручился обещанием кинокомпании United Artists (UA) обеспечить дистрибуцию будущего фильма, после чего предложил Реджинальду Роузу стать его сопродюсером. Вместе с Роузом они собрали бюджет в 350 тысяч долларов (эквивалентно нынешним 3,65 миллионам долларов, сущие копейки по меркам современного кино!) и приняли решение работать бесплатно.



На роль режиссёра будущего фильма Генри Фонда нанял 32-летнего Сидни Люмета. Выбор Люмета на роль режиссёра был обусловлен следующими обстоятельствами: первое - за его плечами к тому времени был уже 10-летний опыт режиссуры весьма успешных телефильмов и телесериалов; второе - он имел репутацию человека, строго придерживающегося графика и бюджета. В условиях скудости бюджета второе стало главным мотивом привлечения Сидни Люмета. И это свойство Сидни Люмета сыграло очень важную роль: фильм удалось снять меньше, чем за три недели.



Таким образом, фильм "12 разгневанных мужчин" стал дебютным полнометражным художественным фильмом в карьере Сидни Люмета как кинорежиссёра и дебютом Генри Фонда как продюсера. И для обоих "первый блин" едва не стал комом.



Дело в том, что, согласно воспоминаниям Генри Фонды, подход UA лишил фильм шансов на финансовый успех. Во-первых, кинокомпания запустила показ фильма на пасхальной неделе, когда у публики традиционно иные интересы. Во-вторых, UA разместила его в кинотеатрах, слишком больших для «маленького» фильма. Камерный характер фильма не предполагает его восприятие огромными аудиториями. Когда зрители, придя в зал с полутысячью мест, видят кроме себя несколько десятков зрителей, они чувствуют себя неуютно. Как результат, фильм Сидни Люмета и Генри Фонды практически провалился в прокате: кассовые сборы в США не превысили и половины затраченных на его создание средств (Забегая вперёд, отмечу, что за рубежами США фильм собрал около одного миллиона долларов, что позволило окупить затраты) и был снят с экранов. И, наконец, в-третьих, Фонда отметил как недоработку UA то, что после серьёзного успеха картины на фестивальных площадках UA не возобновила её показ. После этого Генри Фонда зарёкся когда-либо продюсировать фильмы.



А успех был, действительно серьёзный. Через два месяца после премьеры в США фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" был представлен на Берлинском международном кинофестивале. Жюри кинофестиваля под председательством американского кинокритика Джея Кармоди присудило фильму главную премию - Золотого Медведя. Справедливости ради отмечу, что серьёзных конкурентов у фильма Люмета на этом фестивале не было. Месяцем позже фильм "12 разгневанных мужчин" был удостоен Специального упоминания (вторая по значимости награда) международного кинофестиваля в Локарно.



В начале 1958 года фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" получил 4 номинации на премию Золотой Глобус, в том числе в важнейших категориях Лучший драматический фильм и Лучший режиссёр драматического фильма. Во всех четырёх номинациях картина Люмета уступила киношедевру Дэвида Лина " Мост через реку Квай". Практически та же ситуация повторилась чуть позже, когда фильм "12 разгневанных мужчин" получил три номинации на премию Оскар, включая важнейшие - Лучший фильм и Лучший режиссёр. И снова дорогу к награде фильму Сидни Люмета преградил "Мост через реку Квай".



В том же 1958 году картина "12 разгневанных мужчин" получила две номинации от Британской киноакадемии, но премию БАФТА получил только Генри Фонда как Лучший актёр. Сам фильм в номинации Лучший фильм любого происхождения снова уступил картине Дэвида Лина. Хотя "Мост через реку Квай" получил премию и в номинации Лучший британский фильм. В компании "относительных неудачников" оказались также такие картины, как " Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет" Робера Брессона, "Песнь дороги" Сатьяджита Рая, "Тропы славы" Стэнли Кубрика. Наконец, в 1960 году фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" получил датскую премию Бодиль как Лучший американский фильм.



Современные кинозрители по всему миру оценили фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" неизмеримо выше, чем американские кинозрители конца 50-х годов прошлого века. По прошествии нескольких десятилетий фильм не только не утратил своей актуальности, но, наоборот, стал востребован практически повсюду. О чём свидетельствует масса римейков этой картины, сделанных в разных странах. Даже Никита Сергеевич Михалков встроился в группу создателей римейков, сняв в 2007 году картину "12". По данным сайтов IMDB и Кинопоиск 87% пользователей этих сайтов поставили фильму оценки от 8 до 10. А 35% пользователей поставили фильму самые высокие оценки - "десятки".



С учётом сказанного рейтинг фильма Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин" по версии FilmGourmand'а составил 10,388, благодаря чему он занял 24-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, американское кино, суд присяжных, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up