20 сентября 1962 года в Великобритании на экраны кинотеатров вышел фильм Питера Устинова "Билли Бадд", поставленного по одноимённой повести Германа Мелвилла.
Предыстория создания этого фильма весьма интересна. С юных лет судьба Германа Мелвилла, родившегося в 1819 году, была связана с морем. В 18 лет он начал служить юнгой на почтовом судне, в 22 года матросом китобойного судна отправился в южные моря. Из-за конфликта с боцманом сбежал с судна и попал в плен к туземцам на Маркизских островах. Был спасён экипажем американского военного корабля и по возвращении в США после трёх лет странствий решил заняться литературной деятельностью.
Первые романы Германа Мелвилла, опубликованные в 1846-1847 годах, были встречены читающей публикой с большим воодушевлением. Однако, затем популярность Мелвилла как писателя стала снижаться. Даже его роман "Моби Дик", опубликованный в 1851 году, столь любимый многими сегодня и удостоенный нескольких экранизаций, на современников особого впечатления не произвёл. Мелвилл даже пытался публиковаться под псевдонимами и вообще сменить род литературной деятельности с прозы на поэзию, но все эти попытки вернуть первоначальную популярность, а вместе с тем, финансовую состоятельность, успехом не увенчались. И тогда, в 1860 году он снова вернулся в море. Но не надолго.
Герман Мелвилл собирался совершить кругосветное путешествие вместе со своим братом, но удалось лишь, стартовав из Калифорнии, обогнуть мыс Горн и достичь Нью-Йорка. Несколько его произведений, написанных после морского путешествия, были выпущены минимальными тиражами, да и те остались нераспроданными. И тогда, в 1866 году Мелвилл кардинально сменил род деятельности, поступив на службу клерком Нью-Йоркской таможни. 19 лет, до выхода на пенсию в 1885 году, Герман Мелвилл прослужил в таможне, заработав репутацию честного и неподкупного чиновника, едва ли не единственного в слывущем самым коррумпированным учреждении. Работая в таможне, Мелвилл продолжал писать стихи. Однако, все они остались либо отвергнутыми издательствами, либо осели нераспроданными на полках книжных магазинов. В 1891 году Мелвилл скончался, абсолютно забытый своими современниками.
Но спустя несколько десятилетий, в конце 10-х - начале 20-х годов 20-го века начал просыпаться читательский интерес к произведениям Германа Мелвилла. Это возрождение интереса к произведениям писателя побудило профессора Колумбийского университета Раймонда Уивера заняться исследованием творчества и биографией Мелвилла. С этой целью он обратился к внучке писателя с просьбой разрешить ему доступ к архивам деда. Внучка не возражала. Роясь в этих архивах Уивер, к своему удивлению, обнаружил рукопись совершенно неизвестной повести, озаглавленной "Билли Бадд". Повесть была незаконченной, но, тем не менее, представляла собой вполне целостное произведение. Осуществив довольно беглое редактирование рукописи, Уивер опубликовал повесть в 1924 году под названием "Билли Бадд, формарсовый матрос". Повесть получила восторженные отзывы от самых авторитетных литературных критиков Америки, а немецкий писатель Томас Манн заявил, что "Билли Бадд" была «одной из самых красивых историй в мире» и что она «раскрыла его сердце».
К началу 40-х годов 20-го века повесть Германа Мелвилла "Билли Бадд" была переведена на несколько иностранных языков, в частности, на итальянский, благодаря чему знаменитый итальянский поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, Сальваторе Квазимодо написал на её основе либретто оперы, а итальянский композитор Джорджо Гедини написал оперу, премьера которой на сцене состоялась в 1949 году. Опера Гедини особого успеха не имела, но побудила британского писателя Эдварда Форстера совместно с британским же либреттистом Эриком Крозье создать свою версию либретто на основе повести Германа Мелвилла. Друг Форстера и Крозье, один из крупнейших британских композиторов 20-го века, Бенджамин Бриттен написал на основе либретто оперу в 4-х действиях, премьера которой с успехом прошла на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне 1 декабря 1951 года. Впоследствии опера Бриттена была поставлена во многих оперных театрах мира, в частности, в 2013 году в Михайловском театре в Санкт-Петербурге, а в 2016 году - в Большом театре в Москве.
Примерно в то же время американские драматурги Луи О. Кокс и Роберт Х. Чэпмен на основе повести Германа Мелвилла написали пьесу, которая первоначально имела название "Униформа плоти". Спектакли по этой пьесе успешно шли в небольших театрах за пределами Бродвея, начиная с 1949 года. Тогда Кокс и Чэпмен создали новую версию пьесы, специально для крупных театров Бродвея, где спектакли "Билли Бадд" шли с большим успехом, начиная с 1951 года. Эта версия пьесы была отмечена несколькими американскими театральными премиями. В 1952 году пьеса была адаптирована для телесериала-антологии Schlitz Playhouse of Stars.
В 1956 году пьесой "Билли Бадд" заинтересовались кинематографисты. Независимый продюсер Фрэнк Гилберт приобрел права на экранизацию поручил разработку сценария ДеУитту Бодину. Позже права на экранизацию несколько раз переходили из рук в руки и в конце концов стали собственностью известного британского актёра и режиссёра Питера Устинова (смотревшие фильм
Стэнли Кубрика "
Спартак" знают его по роли Лентулла Батиата). На основе сценария ДеУитта Бодина Устинов вместе с Робертом Россеном (известен как режиссёр фильма "
Бильярдист") создали окончательный вариант сценария, который и лёг в основу фильма.
Критиками фильм Питера Устинова был оценен довольно высоко, хотя и без 100%-ного восторга. Даже придирчивый Босли Кроузер отметил в своей
рецензии "прекрасную и безупречную постановку Питера Устинова, красивое и убедительное исполнение актёрами своих ролей". Общим местом в отзывах кинокритиков было замечание по поводу чересчур "сказочного" образа заглавного героя в исполнении дебютанта Теренса Стэмпа. Правда, Кроузер отметил, что "Теренс Стэмп, новый английский актер с жилистым мальчишеским телосложением и лицом ангела Боттичелли, идеально подходит на роль Билли Бадда, невинного, доверчивого моряка, не понимающего порока."
Именно Теренс Стэмп в 1963 году принёс фильму единственную заработанную фильмом кинонаграду - Золотой Глобус - в номинации Самый многообещающий дебютант. В том же году фильм Питера Устинова "Билли Бадд" получил единственную номинацию на премию Оскар, и опять это был Теренс Стэмп, но почему-то Американская киноакадемия отнесла его в категорию Актёр второго плана. Но даже в этой категории свою награду не присудила. У себя на родине, в Великобритании, фильм Питера Устинова получил от Британской киноакадемии 5 номинаций на премию БАФТА. Однако, практически во всех полученных фильмом Устинова номинация предпочтение британских киноакадемиков было отдано шедевру Дэвида Лина "
Лоуренс Аравийский".
В Советском Союзе фильм Питера Устинова "Билли Бадд" не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки. И это удивительно, поскольку в каких-то фрагментах фильм перекликается с шедевром Сергея Эйзенштейна на все времена "Броненосец "Потёмкин"".
Современные кинозрители, несмотря на то, что с момента выхода фильма на экраны прошло несколько десятилетий, оценивают фильм достаточно высоко. 65% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Питера Устинова "Билли Бадд" по
версии FilmGourmand'а составил 7,898, что позволило ему войти в
Золотую Тысячу и занять в ней 875-е место.