"Ревущие двадцатые" как аналог "лихих 90-х"

Oct 28, 2022 00:01


28 октября 1939 года на экраны кинотеатров США вышел фильм Рауля Уолша "Ревущие двадцатые". Премьера картины состоялась чуть раньше - 23 октября в Warner Theater на Голливудском бульваре.





Сюжет фильма основан на рассказе Марка Хеллинджера "Мир движется дальше", который, в свою очередь, представляет собой жизнеописание одного из первых бутлегеров Ларри Фэя. Автору рассказа глава кинокомпании Warner Bros. Джек Уорнер поручил написать и сценарий к фильму.



В отличие от большинства других американских фильмов, эта картина смогла попасть на экраны советских кинотеатров уже в 1952 году. Причём, в качестве "трофейной". Видимо, до вступления США во Вторую мировую войну этот фильм сначала попал в Германию. Ну, а оттуда, в составе прочих трофеев, попал в Советский Союз.



К сожалению, достоверные данные о количестве советских зрителей, которых этот фильм собрал в кинотеатрах, отсутствуют. Но известный российский кинокритик Евгений Нефёдов в своей рецензии на фильм, который лично он оценивает 8 баллами по 10-балльной шкале, пишет, что выпущенная на экраны советских кинотеатров 11-го мая 1952-го года картина Рауля Уолша

"снискала особого рода триумф. В данном отношении, думаю, вполне заслуживают доверие слова Анатолия Эйрамджана (будущий известный комедиограф родился и вырос в Баку), вспоминавшего, что посетил сеансы раз пятьдесят - и что все его друзья-товарищи видели ленту многократно. Даже рискну предположить, что именно картина Уолша стала в глазах наших сограждан олицетворением феномена голливудского гангстерского кинематографа, отчасти подготовив почву для последующего радостного приятия широкой советской публикой кинохита «В джазе только девушки» /1959/."



Правда, советскому кинозрителю этот фильм был показан под изменённым названием: "Судьба солдата в Америке". Знали бы советские прокатчики, что спустя примерно 40 лет, судьбу, аналогичную судьбе героев "Ревущих двадцатых", испытают солдаты советской армии, волею коммунистических вождей оказавшиеся неизвестно зачем в Афганистане.



Фраза одного из персонажей фильма, сказанная про солдат американской армии, вернувшихся с фронтов Первой мировой войны, что они, якобы, прохлаждались на пикнике в Европе, буквально совпала по смыслу с фразой, брошенной уже в реальной жизни одним из советских врачей искалеченному воину-интернационалисту: "Я вас в Афганистан не посылал". Безответственность общества отметил также в своей рецензии на картину Уолша американский кинокритик Ричард Броуди, охарактеризовавший фильм, как описание

"метаний отщепенцев, которых беспечное общество бросило навстречу опасности, а затем отбросило в сторону."



О бедственном положении многих солдат-ветеранов афганской войны, которых на войну послало одно государство, а вернулись они совсем в другую страну, довольно часто говорилось и писалось в русскоязычных СМИ на рубеже 80-х - 90-х годов, в так называемую "эпоху гласности и перестройки". Потом тему потихоньку "притушили". Именно тему, а не саму проблему. Лишь каким-то чудом на телеэкраны в 2018 году прорвался сериал "Ненастье". Но сериал этот оказался сильно выхолощенным по сравнению с литературным источником и потому не стал явлением культурной жизни. Хотя должен был стать.



Впрочем, в данном случае речь не о российских сериалах и не об афганской войне. Речь идёт о фильме "Ревущие двадцатые". Российские реалии упомянуты в данном случае для того, чтобы показать, что этот фильм должен быть очень близок и понятен российским зрителям. По крайней мере, тем из них, кто в сознательном возрасте пережил 80-е - 90-е годы.



Хотя, конечно же масштабы проблем американского солдата 20-х годов и советского воина-"афганца" несоизмеримы. Американцы вернулись с войны в страну, в которой всего лишь был введён "сухой закон". Нашим же солдатам пришлось возвращаться в страну, где полностью поменялась социальная система. Но последствия изменений, к которым пришлось приспосабливаться, и все приспосабливались по-разному - безработица, криминал, инфляция и т.д. и и т.п. - и там, и тут оказались общими.



Фильм "Ревущие двадцатые" вышел на экраны, когда в Европе уже бушевала Вторая мировая война, а Америка стояла на пороге этой войны. Поэтому об участии картины в каких-либо европейских фестивалях не могло быть и речи. На соискание премии Оскар американские киноакадемики не решились выдвинуть этот фильм, ни в одной номинации. Всё-таки, американские ветераны войны в фильме были изображены без традиционного для американского кино лоска и блеска. Хотя Национальный совет кинокритиков США включил эту картину в десятку лучших фильмов года.



Самый обобщённый отзыв о фильме дал британский кинокритик Мэтью Бартли:

"Это не просто триллер, это великая американская трагедия".

На мой взгляд, успех спустя десятилетия таких киношедевров, как "Однажды в Америке" Серджио Леоне или " Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы во многом обусловлен тем, что двигались они по проторённому пути. Проторённому "Ревущими двадцатыми".



Несомненен успех этого фильма и у современных кинозрителей. Хоть и минуло со дня выхода этой картины на экраны не одно десятилетие, 68% пользователей IMDB и Кинопоиска во всём мире поставили фильму оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Рауля Уолша "Ревущие двадцатые" по версии FilmGourmand'а составил 7,915, что позволило ему занять 854-е место в Золотой Тысяче.



сухой закон, американское кино, ветеран войны, гангстерская драма, кино

Previous post Next post
Up