12 июня 1987 года в США состоялась премьера фильма «Хищник». Режиссёр - Джон МакТирнан.
Об истории создания этого фильма ярко и подробно рассказано
здесь, нет смысла пересказывать эту публикацию.
Фильм Джона МакТирнана «Хищник» представляет собой яркий пример неоднозначности мнений кинозрителей, кинокритиков и кинематографистов. Фильм с бюджетом в 15 миллионов долларов собрал в прокате почти 100 миллионов долларов. Но какими-либо серьёзными фестивальными достижениями отмечен не был. Американская киноакадемия номинировала его в одной категории - Лучшие визуальные эффекты, но и эту номинацию фильм проиграл. И эта номинация стала единственным и самым высоким фестивальным достижением фильма.
Оценки кинокритиков, представляющих американские официальные издания, были по преимуществу, либо резко негативными, либо снисходительно-уничижительными. Например, Майкл Уилмингтон из Los Angeles Times написал в своей
рецензии:
"Возможно, это один из самых пустых, слабых и вторичных сценариев, когда-либо созданных в качестве крупного студийного фильма. Журналу Mad нет нужды создавать пародию на этот фильм - она уже на экране."
Джанет Маслин из The New York Times буквально в день премьеры фильма
писала:
«Хищник», который открывается сегодня в Национальном и других театрах, поочередно ужасен и скучен, с небольшим количеством неожиданностей, хотя лицо существа, когда оно наконец раскрыто, имеет интересную конфигурацию когтя, где должен быть рот. Среда обитания гораздо интереснее, чем действие, так как в ней есть как пальмовые листья, выглядящие как флористика, так и большие лиственные деревья, из которых произрастают осенние листья.»
Возможно, такие снисходительно-уничижительная оценки фильма могут быть объяснены тем, что у фильма есть своего рода «второе дно», которое не все разглядели или не все захотели разглядеть. Например, Адам Баркер из британского издания Sight&Sound
заметил, что:
"По мере развития фильма он демонстрирует растущий пессимизм в отношении эффективности американских военных действий. После многообещающего предзнаменования в виде шести освежеванных "зеленых беретов", свисающих с деревьев, следует убедительная демонстрация бесполезности огневой мощи отряда против пришельца. Только отказавшись от своего сложного оружия и вернувшись в образ примитивного воина-партизана, Датч смог победить инопланетянина.»
Французский кинокритик Марвин Монтес
возражает против уничижительных оценок фильма МакТирнана:
"Несправедливо рассматриваемый непосвященными как просто низкопробное развлечение, "Хищник" может предложить гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, от его электризующей и виртуозной постановки до заставляющего задуматься подтекста о человеческой природе и, прежде всего, его неумолимого хищнического инстинкта".
Гуру американской кинокритики Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх возможных и в своей
рецензии отметил:
«Хищник» начинается как «Рэмбо» и заканчивается как «Чужой», такова уж креативность в сегодняшнем Голливуде. Большинство фильмов вдохновлено единственно только каким-либо предыдущим блокбастером... «Хищник» снят очень хорошо. Это блестящий, энергичный боевик, который черпает силу из жарких мест Мексики....«Хищник» развивается в головокружительном темпе, в нем сильные и простые персонажи, в нем хорошая съемка местности и потрясающие спецэффекты, и он дает то, на что претендует: эффективный боевик."
Российский кинокритик Евгений Нефёдов, способный разглядеть политическую подоплеку в самом аполитичном фильме, оценил фильм Джона МакТирнана «Хищник» семью баллами по 10-балльной системе и в своей
рецензии обратил внимание на
«тонкую идеологическую линию авторов, подчёркивающих миротворческий характер подразделения «Датча», засветившегося в Берлине, но отказавшегося ехать в Ливию («Мы - спасательная команда, а не убийцы»), члены которого, устроив бойню, начинают догадываться, что используются ЦРУ втёмную, что стали заложниками большой игры между секретными службами противостоящих сверхдержав…»
При всём разнообразии взглядов и оценок фильма кинокритиками для FilmGourmand'а важнейшей является его оценка кинозрителями, т.е., теми, для кого фильм создавался. Выше уже была отмечена высокая популярность картины, выразившаяся в её коммерческом успехе. Вторая составная часть зрительской оценки - рейтинги, выставляемые пользователями сайтов IMDB и Кинопоиска. 67% пользователей этих сайтов поставили фильму Джона МакТирнана «Хищник» оценки от 8 до 10, а 20% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Джона МакТирнана «Хищник» по
версии FilmGourmand'а составил 7,847, что позволило ему войти в
Золотую Тысячу и занять в ней 926-е место.