21 июня 1966 года в Голливудском кинотеатре Пантейджеса состоялась премия дебютного фильма Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?".
Фильм поставлен по одноименной пьесе Эдварда Олби, с огромным успехом шедшей на сцене Бродвейского театра Билли Роуза в 1962-1964 годах. Всего состоялось 664 спектакля, и каждый из них сопровождался аншлагом. По мнению многих театральных критиков успех пьесе Олби обеспечили предельно откровенные диалоги, густо напичканные ненормативной лексикой. На фоне господствовавших в то время в американском театре норм морали и нравственности такая откровенность была чем-то из ряда вон выходящим. И, как это часто бывает с "запретным плодом", эта откровенность и обсценность лексики привлекли в театр толпы зрителей.
Сочетание сверхпопулярности пьесы Олби, с одной стороны, и серьёзных претензий цензуры к ней, со другой стороны, привели в 1963 году к некоторому скандалу с присуждением Пулитцеровской премии. Литературные и театральные критики считали пьесу Олби единственно достойной этой премии. Цензоры и католические организации были категорически против. В итоге, премия не была присуждена никому. Естественно, возникает вопрос: как могла такая пьеса попасть на театральные подмостки в те времена, когда существовали весьма серьёзные цензурные ограничения?
Существует мнение, что тогдашняя американская цензура согласилась с выходом пьесы на сцену только благодаря особой политической ситуации, сложившейся осенью 1962 года. Эта ситуация получила во всём мире название "Карибский кризис". Считается, что допуск пьесы Олби до самых известных и престижных сценических площадок призван был отвлечь значительные массы зрителей от тягостных мыслей, вызванных у американских обывателей этим кризисом, послужить своего рода фоном, на котором предполагаемые грядущие события будут восприниматься не столь гнетуще. Вполне вероятно.
Как бы то ни было, в 1964 году кинокомпания Warner Bros. приобрела у Эдварда Олби права на экранизацию его пьесы за весьма внушительную сумму - полмиллиона долларов (что эквивалентно нынешним 4,1 миллионам долларов), и 16 мая 1964 года состоялся последний спектакль по этой пьесе на Бродвее. Правда, в 1965 году начались спектакли по этой пьесе в Лондоне.
Фильм создавался с большими трудностями и задержками. Например, Эдвард Олби хотел, чтобы главную роль в этом фильме сыграла
Кэтрин Хепбёрн, и ради этого послал ей свою пьесу. Через некоторое время он получил ответ Актрисы: "Ваша пьеса значительно лучше меня". Изначально планировалось поручить постановку фильма
Фреду Циннеману, а главную мужскую роль - Джеку Леммону ("
Квартира", "В джазе только девушки"). Но внезапно они оба отказались от участия в работе над фильмом. Фред Циннеман предпочёл работу над постановкой фильма "Человек на все времена". А Джек Леммон отказался без объяснения причин. Тогда
Элизабет Тейлор пролоббировала на роль Джорджа своего мужа - Ричарда Бёртона. А тот, в свою очередь, на позицию режиссёра предложил кандидатуру своего приятеля - 35-летнего Майка Николса, настоящее имя которого - Михаил Игорь Павлович Пешковский.
В основе выбора Ричарда Бёртона лежали вовсе не приятельские отношения, а справедливая оценка профессиональных качеств молодого режиссёра. Майк Николс, родившийся в 1931 году в Берлине в русско-еврейской семье иммигрантов, в 1939 году вместе с семьей, спасавшейся от преследования нацистов, перебрался в США. В начале 50-х годов началась его профессиональная карьера. Сначала, как сегодня сказали бы, в качестве стендап-комика в составе комедийного дуэта "Николс и Мэй". В 1962 году дуэт распался, и Николс занялся театральной режиссурой. Уже в 1963 году спектакль "Босиком по парку" по пьесе Нила Саймона, поставленный Николсом в бродвейском Билтмор Театре, выдержал 1530 представлений и принёс его режиссёру премию "Тони".
После того, как актёрский состав утвердился, уже во время съемок случился выкидыш у Сэнди Дэннис, и это обстоятельство тоже отразилось на сроках. Много проблем по ходу съемок создавало "звёздное" поведение Элизабет Тэйлор и Ричарда Бёртона. Наконец, "палки в колёса" вставляли блюстители нравственности, постоянно требовавшие прекращения съемок фильма по скандально известной пьесе. Говорят, что на определённом этапе у продюсеров появились сомнения в целесообразности продолжения съемок, которыми они поделились с Николсом. Николс на это ответил, что, якобы, договорился с Жаклин Кеннеди, к тому времени уже бывшей Первой Леди, которая пообещала объяснить первым лицам церкви, что Джеку (имеется в виду Джон Кеннеди - FG) фильм бы понравился. Трудно сказать, насколько это было правдой, но работа над фильмом продолжилась.
Все эти препоны и задержки привели к удвоению первоначально запланированного бюджета. Обошедшийся в 7,5 миллионов долларов, фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?" стал самым дорогим черно-белым фильмом, снятым в США. Причём, выбор черно-белого формата стал сознательным решением Майка Николса. Он считал, что такой формат в большей степени соответствует стилистике пьесы. А, кроме того, чёрно-белый цвет позволял скрывать реальный возраст Элизабет Тэйлор.
Самыми крупными статьями бюджета стали гонорары актёров: 1,1 миллиона долларов Элизабет Тэйлор, 750 000 долларов Ричарда Бёртона, а также упомянутые выше 500 000 долларов Эдварду Олби за право экранизации пьесы. Но расходы окупились с лихвой: сборы превысили 33,7 миллионов долларов. В Советском Союзе фильм не демонстрировался.
Элизабет Тэйлор, которой в момент съемок было 33 года, чтобы быть более убедительной в роли 52-летней героини, специально поправилась на 14 килограммов и всячески старалась дегламуризировать свой образ. Её усилия оказались не напрасными: она была удостоена премии Оскар и премии БАФТА за Лучшую главную женскую роль. В своих мемуарах Тэйлор называла роль в этом фильме своей лучшей ролью.
В 1967 году фильм получил 7 номинаций на премию Золотой Глобус, но не получил ни одной. В важнейших номинациях - Лучший драматический фильм и Лучшая режиссура - фильм и Майк Николс уступили соответственно фильму "Человек на все времена" и его режиссёру Фреду Циннеману. В соревновании за премию Оскар фильм Майка Николса оказался чуть более удачливым. Фильм получил 13 номинаций, из которых победил в 5-ти, правда, не самых главных. В споре за главные номинации повторилась та же история, что и на Золотом Глобусе. В Европе самым престижным кинофорумом, в котором принимал участие фильм Майка Николса, была британская премия БАФТА. И эту премию фильм "Кто боится Вирджинии Вульф?" получил.
Несмотря на то, что с момента выхода фильма на экраны прошло более полувека, современный кинозритель продолжает оценивать его не менее высоко, чем кинозрители конца 60-х годов прошлого века. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили картине Майка Николса "Кто боится Вирджинии Вульф?" оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг картины по
версии FilmGourmand'а составил 8,570, что позволило ей занять 296-е место в
Золотой Тысяче.