7 сентября 1909 года в Константинополе (ныне - Стамбул, Турция) в семье каппадокийских греков родился мальчик по имени Илиас Казанджоглу. Когда Илиасу исполнилось 4 года, его семья перебралась в Нью-Йорк, США, где папа, Георгий Казанджоглу, торговец коврами, быстро разбогател. Папа предполагал, что Илиас пойдет по его стопам, но у Илиаса душа не лежала к торговле. Благодаря поддержке матери, Афине, и, естественно, финансовому благополучию семьи, обеспеченному папой, Илиас смог закончить Уильямс Колледж в Массачусетсе, а затем отделение драматического искусства в Йельском университете. Полученное образование определило выбор рода занятий Илиаса на всю жизнь: сначала - театр, но уже с середины 30-х годов - кино.
Элиа Казан при получении премии Оскар. 1999 год.
Любопытно, что в самом начале его кинокарьеры - в качестве актёра и исполнительного продюсера короткометражек - его имя в титрах указывалось следующим образом: Элиа "Гаджет" Казан. (Вот, видимо, откуда слово "гаджет" пошло :-)). Примерно в то же время, когда Элиа делал первые шаги в кино, он вступил в ряды Коммунистической партии США и был участником одной из её подпольных ячеек. Правда, недолго: через 19 месяцев Казан вышел из Компартии.
Элиа Казан в роли Гуги в фильме "Завоевать город", 1940 год. Режиссёры Анатоль Литвак и Жан Негулеско.
Впоследствии принадлежность Казана к Компартии США, хоть и непродолжительное, оказала существенное влияние на судьбы некоторых его коллег, да и на его собственную судьбу. В 1952 году, во время так называемой "охоты на ведьм" в США, Казан давал показания на слушаниях в Комитете по расследованию антиамериканской деятельности и выложил (или "заложил") всю информацию об известных ему людях, всего 8 человек, которые так же, как и он, были членами Компартии. Эти восемь человек были включены в так называемый "чёрный список". Многим фигурантам "черного списка" пришлось, как минимум, расстаться с профессией и карьерой, кто-то был вынужден бежать из страны, а кто-то и тюремный срок получил.
Трамвай «Желание». 1951 год. Рейтинг фильма 8,803. 216-е место в Золотой Тысяче.
Кстати сказать, требования дать показания на знакомых членов Компартии предъявлялись многим деятелям американской культуры. Но согласились очень немногие. Казан объяснял свой поступок следующими соображениями: 1) ещё в 30-х годах он начал сомневаться в коммунистической идее после того, как его однопартийцы устроили над ним судилище за то, что он отказался агитировать за коммунизм своих коллег по Нью-Йоркской театральной группе. Но окончательно разуверился он в коммунизме и СССР после того, как узнал про пакт Риббентропа-Молотова, 2) выдал он только тех членов Компартии, про которых Комиссия и так знала, 3) своими показаниями он добавил лишь немного вреда тем, кого выдал, в то время, как отказ от дачи показаний принёс бы ему самому вред гораздо больший.
Трамвай «Желание».
Именно поэтому, как
писали Тай Бёрр и Джошуа Рич, "для многих Казан стал предателем. Когда он предстал перед Комитетом по расследованию антиамериканской деятельности Палаты представителей в 1952 году и назвал имена, по крайней мере, восьми бывших коллег, сочувствовавших коммунистам, Казан вбил клин между собой и своими сверстниками. Некоторые стали видеть в нём крысу, готовую что-нибудь сделать, только бы спасти свою карьеру.
Орсон Уэллс, говорят, сказал: «Казан обменял свою душу на бассейн». А некоторые назвали его фильм «
В порту» блестящим оправданием стукача."
В порту. 1954 год. Рейтинг фильма 9,562. 80-е место в Золотой Тысяче.
И даже по прошествии сорока с лишним лет отношение к Казану со стороны значительной части американских кинематографистов оставалось, мягко говоря, негативным. Об этом пишет Роджер Эберт в
своего рода некрологе, посвященном смерти Элиа Казана. В нем он обратил внимание, что "по меньшей мере половина присутствовавших на церемонии вручения премии Оскар, на которой Казану вручался Почетный Оскар по совокупности заслуг (говорят,
Мартин Скорсезе из кожи вон лез, чтобы выбить из Американской киноакадемии эту награду для Казана - FG) отказалась аплодировать".
В порту.
Впрочем,то же самое событие The New York Times освещает под несколько иным углом зрения, отмечая в статье Бернарда Уайнрауба под заголовком "На фоне протестов Элиа Казан получил Оскара", что "только Ник Нолте и Эд Харрис отказались встать в знак выражения уважения к Элиа Казану. В то время, как Уоррен Битти, Кэти Бейтс, Карл Малден, Мерил Стрип и Хелен Хант, встали и присоединились к аплодисментам." (The New York Times, March 22, 1999). Впрочем, у читателей нашего канала есть возможность самим убедиться, насколько всеобъемлюще уважение американских кинематографистов к великому кинорежисёру, запятнавшему себя сотрудничеством с "охотниками на ведьм". Достаточно посмотреть этот
сюжет в Youtube. В порту.
За более, чем 30 лет творческой деятельности в качестве кинорежиссёра Элиа Казан снял 19 полнометражных кинофильмов. Из них три вошли в
Золотую Тысячу. На этом основании Элия Казан включен в список
100 величайших кинорежиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом.
К востоку от рая. 1955 год. Рейтинг фильма 9,090. 145-е место в Золотой Тысяче.
В связи с днём рождения великого режиссёра хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из лучших его фильмов, включённых в Золотую Тысячу.
К востоку от рая.