6 декабря 1970 года на экраны кинотеатров Тбилиси вышел фильм Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд". Жанровую принадлежность картины сегодня, наверное, определили бы как "драмеди". Спустя полтора года, в июле 1972-го года начался показ этого фильма и в других городах и республиках Советского Союза.
Весьма плодовитый на кинорецензии американский кинокритик Деннис Шварц в
рецензии на этот фильм написал:
"Этот ленивый бездельник (главный герой фильма - FG), благодаря своему обаянию находит благоприятный отклик у многих обычных граждан Грузии как нормальный парень. Однако, его поведение расстроило советские власти. Они запретили этот фильм, посчитав его распутное поведение пощечиной их красным лицам и их трудовой этике."
Честно говоря, я не понял, что Шварц имеет виду, говоря о запрете этого фильма. Я посмотрел фильм без всяких проблем в Москве, во второй половине 70-х годов. Не помню, правда, в кинотеатре "Иллюзион" или в кинотеатре повторного фильма у Никитских ворот. Ажиотажа никакого не было. Да, фильм был выпущен небольшим тиражом, всего 320 копий. Но называть это запретом - вряд ли корректно. Задержка с выпуском фильма на экраны на полтора года, да ещё в связи с необходимостью дубляжа, по меркам советского кинематографа - вообще мелочь. Скорее, такое заявление Шварца можно трактовать как своеобразный комплимент режиссёру, который после грузино-осетино-российского вооружённого конфликта 2008 года позволил себе выпустить несколько гневных стрел в адрес России и её армии. За что некоторыми российскими
обозревателями был причислен к числу русофобов. Правда, при этом Иоселиани не погнушался спустя два года снять фильм на деньги Сбербанка России. (Или в данном случае уместнее говорить о финансировании Сбербанком русофобии?)
Возможно, можно было бы счесть более корректным высказывание французского кинокритика Оливье Битуна, который в своей
рецензии сообщил, что
"отказ (главного героя фильма - FG) погрузиться в социальную модель, ориентированную на работу и производство, безусловно, побудил советские власти запретить экспорт фильма на четыре года (наконец, он будет представлен в Каннах на «Двухнедельной неделе режиссеров»)."
Т.е., речь идёт уже о запрете не на прокат фильма в кинотеатрах, а запрете на экспорт. Впрочем, в контексте этой рецензии под экспортом подразумевается выдвижение фильма на международные зарубежные кинофестивали. И тут уже сразу возникает вопрос о мало-мальском знакомстве этого французского кинокритика с советским кинематографом.
Дело в том, что в 1971-м году советский кинематограф на международной арене, в тех же Каннах, представлял фильм Александра Алова и Владимира Наумова "
Бег", в 1972-м - фильм
Андрея Тарковского "
Солярис", в 1973-м году - фильм "Монолог" Ильи Авербаха. Покажите мне человека, который скажет, что фильм Иоселиани был более достоин и имел лучшие перспективы представлять советский кинематограф, чем перечисленные картины (Шварц и Битун, понятное дело, не счёт), и я, не скрывая, скажу, что брошу в этого человека камень. Да и не один.
А в 1974-м году фильм Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" в паре с фильмом другого грузинского режиссёра
Георгия Данелии - "Совсем пропащий" - был выдвинут на Каннский кинофестиваль. И тут уже руководство Каннского фестиваля определило, что фильм Данелии будет участвовать в основном конкурсном показе, а фильм Иоселиани - в программе фильмов, которые принято характеризовать как фильмы "не для всех", именуемой «Двухнедельной неделей режиссеров». Тем самым, руководство Каннского кинофестиваля фактически подтвердило справедливость и оправданность решения советских кинематографических властей о выпуске фильма Иоселиани в прокат не самым высоким тиражом 320 копий.
...А мне фильм понравился. Возможно, это кому-то покажется странным, но у меня он вызвал весьма отдалённые ассоциации с любимым рассказом "Марсианин" из "Марсианских хроник" любимого в то время писателя Рэя Брэдбери. И, понятное дело, далеко не только мне понравился этот фильм. Известный российский кинокритик Сергей Кудрявцев вообще оценил его максимальными 10-тью баллами из 10-ти возможных. В своей
рецензии он написал:
"Фильм "Жил певчий дрозд" говорит как об опасности "дальнозоркости", так и "близорукости" в жизни. Он ничего не решает, не определяет, а предлагает задуматься. ... Каждый из нас должен решить, что выбрать: замкнутость в себе или открытость вовне. Решить, пока не поздно. Пока не прерван бег нашей жизни, пока ещё сочится сквозь пальцы песок отмеренного нам времени. Пока есть ещё время и можно успеть."
О весьма высокой оценке этого фильма "широкими слоями" современных кинозрителей говорит следующий показатель: 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя рейтинг фильма Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд" по
версии FilmGourmand'а составляет 7,871, благодаря чему он занимает 892-е место в
Золотой Тысяче.