19 января 2001 года в рамках национального американского кинофестиваля независимого кино «Сандэнс» состоялась премьера фильма "Донни Дарко". Фильм поставил по собственному сценарию 26-летний режиссёр Ричард Келли.
Для Ричарда Келли этот фильм стал первым полнометражным фильмом. И наиболее успешным, по состоянию на сегодняшний день. После "Донни Дарко" за минувшие 20 лет снял ещё два полнометражных фильма, но ни один из них пользовался тем успехом у зрителей и у кинокритиков, какой имеет "Донни Дарко".
"Донни Дарко" имел определённый успех и на фестивалях, как в США, так и за их пределами. Но все эти фестивали были не самыми престижными и, как правило, имели достаточно узкую направленность - фильме в жанре "фантастика". На фестивале «Сандэнс» фильм Ричарда Келли получил номинацию на главную премию фестиваля - Гран при Жюри, но уступил эту номинацию фильму "Фанатик" Генри Бина. Впрочем, в точно таком же положении проигравшего на этом фестивале оказался и другой фильм, включённый в Золотую Тысячу, - "
Помни" режиссёра
Кристофера Нолана. Кстати, многие кинокритики видят явное сходство в режиссёрских почерках Ричарда Келли и Кристофера Нолана.
Большинство американских профессиональных кинокритиков весьма высоко оценили фильм "Донни Дарко". Однако, самые авторитетные критики дали фильму не самые лестные отзывы и оценки. Так, Элвис Митчелл из The New York Times поставил фильму всего два балла по 5-балльной системе и
констатировал: "Келли не способен придать фильму такой темп, который смешил бы нас и шокировал одновременно, потому что он слишком увлечен аурой подавленного уныния."
Гуру американской кинокритики, Роджер Эберт, посвятил фильму две рецензии. В первой из них, написанной в 2001 году, он так же оценил фильм весьма невысоко - всего 2,5 звездами из 4-х возможных. Но при этом заступился за режиссёра фильма,
написав: "Ричард Келли, впервые ставший сценаристом-постановщиком, очевидно талантлив - не в последнюю очередь в создании тревожной атмосферы из материалов реальной жизни. ... Он свежо и ясно видит своих персонажей и никогда не сводит их к формулам."
Но спустя три года на DVD вышла режиссёрская версия, которая была на 20 минут длиннее той, что шла в кинотеатрах. Эберт, посмотрев эту версию, повысил свою оценку фильма до трёх звёзд. Это своё решение гуру
объяснил так: "Я не ближе к тому, чтобы объяснить события фильма, чем после просмотра версии 2001 года, которая была примерно на 20 минут короче. Разница в том, что меня это не особо беспокоит. Фильм остается непроницаемым для логического анализа... Но режиссерская версия добавляет кадры, которые обогащают и расширяют материал, хотя не меняют его тон."
Гораздо выше, чем американскими, фильм "Донни Дарко" был оценён российскими кинокритиками. Так, Алекс Экслер
охарактеризовал фильм как "очень сильное, необычное и оригинальное кино." По
мнению Антона Фомочкина ««Дарко» чудесен именно своей совершенной не совершенностью. Кино шероховатое, неровное, чрезмерно последовательное и красивое. ... Пугающе мастерское для дебютанта умение рассказывать историю, одновременно укрывая четвертое или пятое смысловое дно."
Финансовые показатели фильма довольно скромные. По разным источникам, бюджет картины Ричарда Келли составил от 4,5 до 6 миллионов долларов. А сборы - от 7 до 7,5 миллионов долларов. Т.е, фильм едва-едва окупился в прокате. Вышеупомянутый Алекс Экслер винит в этом прокатчиков, которые допустили стратегическую ошибку, присвоив фильму жанр "молодёжный триллер". Как следствие, на киносеансы отправились в основном не тот зритель, которому фильм предназначался.
Но зрительские рейтинги картины оказались всё же весьма высокими. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.
С учётом сказанного, рейтинг фильма Ричарда Келли "Донни Дарко" по версии FilmGourmand'а составил 7,910, что позволило ему занять 848-е место в Золотой Тысяче.