3 апреля 1965 года на экраны японских кинотеатров вышел фильм
Акиры Куросавы "Красная Борода".
Литературной основой сценария фильма послужил роман японского писателя Сюгоро Ямамото "Клиника Красной Бороды". В сценарий фильма также вплетена сюжетная линия романа Фёдора Михайловича Достоевского "Униженные и оскорблённые".
Следующей, после Японии, страной, где был показан фильм "Красная Борода", стала Италия, где картина Акиры Куросавы приняла участие в Венецианском международном кинофестиваля и была номинирована на главную премию этого фестиваля - Золотого Льва.
В борьбе за Золотого Льва фильм Куросавы уступил фильму
Лукино Висконти "Туманные звезды Большой Медведицы" и в этом качестве проигравшего составил компанию целому ряду выдающихся кинопроизведений, в том числе фильму
Марлена Хуциева "Мне двадцать лет (Застава Ильича)". Но жюри кинофестиваля под председательством итальянского поэта Карло Бо не оставило без наград фильмы Хуциева и Куросавы. Фильм "
Мне двадцать лет (Застава Ильича)" был удостоен специального приза жюри, а фильм "Красная Борода" получил премию за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ).
В начале следующего, 1966-го, года фильм Куросавы был номинирован на американскую премию Золотой Глобус как лучший фильм на иностранном языке, но уступил эту премию фильму
Федерико Феллини "Джульетта и духи".
Процент положительных рецензий американских кинокритиков, по данным сайта Rotten Tomatoes, относительно невысокий - всего 73%. Например, в архивах газеты The New York Times я вообще не нашёл упоминания об этом фильме, хотя он и участвовал в нью-йоркском кинофестивале в сентябре 1965 года. Однако, авторитетнейший американский кинокритик Роджер Эберт посвятил этому фильму аж две рецензии, одну в 1969 году, другую - в 2010 году. Эберт оценил этот фильм Куросавы по максимуму - 4-мя звездами - и включил его в свой список "Великих фильмов".
В своей
рецензии 1969 года Эберт писал:
""Красная Борода" Акиры Куросавы скомпонована с глубиной и тщанием хорошего романа 19-го века, и на фоне современных стильно фрагментированных фильмов приятно наблюдать, как режиссер использует экранное время, чтобы полностью и скрупулёзно развить характеры своих героев."
А в
рецензии 2010 года Эберт пишет:
"«Красная Борода» - это длинный и тщательно обдуманный фильм, как и должно быть, поскольку уроки великого доктора не могут быть преподаны путём простановки галочек в тестах. Врачи должны какое-то время наблюдать за смертными ложами и учиться познавать пациентов. А всем нам нужно наблюдать, как человек, который считает себя ущербным, может быть вполне хорошим. И как человек, который имеет незаурядное высокое мнение о себе, может научиться добру через смирение. Я считаю, что этот фильм должен смотреть каждый студент-медик."
Как будто предвидел грядущую пандемию и ЕГЭ в России!
И вот что удивительно и показательно: фильмы Куросавы "добирались" (если добирались) до экранов советских кинотеатров, как правило, спустя многие годы после премьеры. Но "Красную Бороду", если верить
Сергею Кудрявцеву (а у нас нет оснований ему не верить) советские кинозрители смогли увидеть буквально через каких-то полтора года (всего-то!) после премьеры в Японии. Т.е., даже советская цензура чрезвычайно высоко оценила это творение великого Мастера.
А об оценке фильма зрителями говорит такая цифра: более 76% пользователей IMDB Кинопоиска по всему миру поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и приведённых выше показателей успеха рейтинг картины по
версии FilmGourmand'а составил 8,507, что позволило ей занять 320-е место в
Золотой Тысяче.