Что же делает Власть для противодействия попыткам провести цветную революцию в России? Попробуем выяснить это, основываясь на предположениях о том,
что следовало бы сделать, и сообщениях СМИ.
Противодействие формированию первоначальных общностей недовольных и их убеждению в безнаказанности
Создание социальных структур и институтов для обеспечения диалога недовольных с Властью законным путем.
Согласно этой стратегии волнующая и захватывающая “Борьба с Системой” должна превратиться в нормальный, обычный политический инструмент. И Путин хорошо это
понимает: "То, что люди высказывают свою точку зрения, говорят по поводу процессов, происходящих в стране, в экономике, в социальной сфере, политической жизни - это абсолютно нормально до тех пор, пока все действуют в рамках закона. Я рассчитываю, что так оно и будет. Я видел на экранах телевизора, это в основном молодые люди, активные, со своей позицией, которую четко формулируют. И если это результат путинского режима, то это хорошо.
...
Это всегда есть и всегда будет. Оппозиция на то и существует, чтобы бороться за власть, поэтому ищет любые возможности для того, чтобы к этой власти подойти и действующую власть оттеснить, обвинить, указать на ее ошибки. В целом это тоже абсолютно нормальная вещь."
Само упоминание этого момента Председателем Правительства в своей речи лишает “Борьбу с Системой” налета революционной романтики, столь важной для значительной массы протестующих, молодых людей до 25 лет.
Кроме того для обеспечения диалога вдобавок к президентскому блогу были созданы сайт
putin2012, с помощью которого принимают идеи людей, и
ОНФ, который делает то же самое для социальных структур и институтов (
одна из декларированных целей):
“ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ СОЗДАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ:
...
были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества - молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений - была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений, чтобы эффективно работали социальные лифты, чтобы каждый, у кого есть потенциал, творческая созидательная энергия и стремление работать для России, мог проявить себя;”
Также недавно Медведевым был подписал
закон о снижении проходного барьера в Государственную Думу. Теоретически это должно позволить сравнительно малым группам протестующих, ранее считавших единственным способом объединение и выход на улицы, теперь иметь возможность придти во власть и пытаться что-то поменять законным путем.
Нейтрализация лидеров и раскол общностей революционеров
Возможные действия по нейтрализации лидеров-революционеров - дело не публичное, поэтому судить об их наличии можно обычно лишь по косвенным признакам. И то, что протестующие зачастую
не могут договориться между собой, может косвенно свидетельствовать о ведении подобных мер и их сравнительной успешности.
Среди попавших на публику действий в рамках этой стратегии можно вспомнить вброс в сеть записей телефонных разговоров Немцова, в которых он далеко не лестно отзывается о других лидерах и о простых участниках митинга (одновременно этот вброс дискредитирует Немцова), аресты
Удальцова,
Навального для их временной нейтрализации в нужные для этого моменты.
Также можно предположить, что некоторые фигуры среди лидеров могут оказаться “подставными”. Ими могут быть как Кудрин или Собчак, так и совсем другие люди.
Противодействие легитимизации
Власти России отлично понимают, что любой факт переговоров с лидерами революционеров автоматически легитимизирует этих лидеров (потому что любые переговоры ведутся формально политически равными сторонами). С другой стороны, поставить этих лидеров вне закона Власть явно не спешит. Во-первых, это не даст сейчас особых преимуществ, во-вторых, всегда успеется, и можно, например, воспользоваться таким средством, чтобы перевести развитие событий в силовое противостояние, если ситуация станет угрожающей.
Так что пока Власть четко разделяет протестующих, предоставляя части из них законные пути, которыми они могут попытаться пойти (см. обеспечение диалога), и не позволяя другой части повысить свою легитимность (Путин:
“Вот общая-то платформа есть? Её нет. С кем разговаривать?”)
Причем Путин согласен вести диалог в другом формате, на награждениях и прочих общественных мероприятиях, что одновременно позволяет выглядеть стороной, не уклоняющейся от диалога, и в то же время не ведет к легитимизации революционеров (принимают награды только от вышестоящих в иерархии):
“Вы знаете, мы недавно вручали премии Правительства в области журналистики и, насколько мне известно, пригласили всех вышеназванных коллег. Они не пришли. Они говорят: мы хотим дискуссии, власть нас не слышит. Мы их пригласили, но они не приходят. У меня возникает вопрос: они чего хотят? Они хотят сказать о том, что нет дискуссии, или они не хотят дискутировать? Я не исключаю, мы готовы - и я лично готов, и мои коллеги готовы - с ними встретиться и поговорить. Не один раз приглашали, кстати сказать, некоторых из тех коллег, которых вы назвали сейчас пофамильно. Не один раз! Ни разу не пришли!”
Контрпропаганда. Дискредитация.
Многое делается для контрпропаганды и дискредитации лидеров протестующих.
Дискредитация:
Путин:
“Если говорить откровенно, я, когда увидел на экране что-то такое у некоторых на груди, честно вам скажу, неприлично, но, тем не менее, я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили. Думаю, зачем развернули только, непонятно. Но потом присмотрелся - вроде нет. Но, в принципе, первая мысль была такая, что, хорошо, борются за здоровый образ жизни. И доктор Рошаль наверняка это поддержит, потому что для молодежи это особенно актуально.”
Переписка Навального:
часть 1,
часть 2,
часть 3
Разговоры Немцова:
часть 1,
часть 2
Ролики с визитом “оппозиции” в американское посольство
ролик 1,
ролик 2 Контрпропаганда:
Медведев завел аккаунты во многих соцсетях
Создана комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России
Проводится ребрендинг Власти: с целью противодействия “мемам” и устоявшимся стереотипам партия
“Единая Россия” уступает свое место ОНФ Думаю, можно ожидать дальнейших действий в этом направлении:
Путин заявил о необходимости “общенациональной психотерапии”
Пресечение финансирования
Неизменное удивление в интернете вызывает отсутствие запрета на финансирование из-за рубежа неправительственных организаций. Вплоть до размещения подобных
предложений на появившемся портале putin2012.ru. Люди неудомевают, неужели правительство настолько слепо?
Между тем, Путин уже в 2007 году заявлял:
“Финансирование НПО из-за рубежа - это инструмент влияния на российскую внутреннюю политику”, и это
действительно так
Так почему же не появляется запрет?
Во-первых, известные пути финансирования могут быть проконтролированы. Запрети сегодня прямое финансирование НПО из-за рубежа, и завтра же появятся новые обходные схемы. Но эти схемы еще нужно будет найти!
Во-вторых, существуют сомнения в эффективности подобного запрета. Например, в Приднестровье указ о запрете финансирования НПО из-за рубежа
не устранил проблему.
В-третьих, кроме правозащитных среди НПО существует большое количество других организаций, чья деятельность безусловно полезна: организации врачей и пациентов, организации инвалидов, экологов, помощи детям, научные... (
список НПО). Значительная часть финансирования подобных организаций может осуществляться пожертвованиями из-за рубежа. Запретить такое финансирование значит понести огромные имиджевые потери и поставить эти организации на грань вымирания.
Организация и поддержка лояльных социальных групп и институтов
Создан
ОНФ
Создаются организации на местах (пример -
Тагил)
Проводятся контрмитинги:
В Москве пройдет митинг сторонников Путина и Медведева
Сторонники Путина 4 февраля выйдут на митинги
Митинги в Тагиле и Новосибирске
Противодействие межэтническому экстремизму
Создана межведомственная комиссия по противодействию экстремизму
Госдума обяжет интернет-сми удалять экстремистские комментарии в течение суток
Принят закон об ответственности за распространение среди детей материалов, оправдывающих противоправное поведение
Внесен законопроект о переименовании межнациональных конфликтов в межэтнические
Внесен законопроект о преподавании в школах для лиц, привлекавшихся к ответственности за разжигание межнациональной розни
Противодействие делегитимизации Власти
Обеспечение “прозрачности” ключевых процессов
Введение сайта
госзакупок
Установка вебкамер на выборных участках
Приглашение блоггеров для освещения событий
Быстрое и показательное расследование случаев злоупотребления властью на местах
Сайт
“Россия без дураков”
Чистка рядов
Возможность увольнения чиновников в связи “с утратой доверия”
Уволен Лужков, некоторые губернаторы.
Противодействие отказу в сотрудничестве силами охраны правопорядка
Поддержка революционеров полицией и армией - ключевой момент успеха. Поэтому Власть должна принимать меры по сохранению и укреплению лояльности силовых структур.
Предпринимаемые в этой сфере меры можно разделить на три основные группы:
- Изменение законодательства для обеспечения противодействия цветным революциям
- Меры по сохранению и укреплению лояльности силовых структур
- Дублирование функций силовых ведомств
Изменение законодательства для обеспечения противодействия цветным революциям
Медведев ужесточил правила проведения митингов на Васильевском спуске
Изменены основания для применения спецсредств:
“Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
...
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;”
Меры по сохранению и укреплению лояльности силовых структур
Первой была начата реформа Внутренних Войск. На фоне сокращения армии численность ВВ была не только не уменьшена, но и даже несколько увеличена. До сих пор продолжается активное перевооружение Внутренних Войск. Принимаются меры по укреплению лояльности:
“министерством была утверждена концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск на период до 2010 года.”
Предусмотрено
“создание в регионах страны группировок внутренних войск, гарантирующих выполнение стоящих перед МВД задач по обеспечению национальной безопасности России”
Проводятся учения по разгону демонстрантов
Все это косвенно свидетельствует об отсутствии у Власти недооценки угроз цветной революции и экстремизма.
В ходе реформы полиции принимаются меры по ее отдалению от народа, что уменьшает вероятность перехода сотрудников полиции на сторону революционеров. С этой целью был проведен комплекс следующих мер:
Также действенным средством против перехода на сторону революционеров должна стать
ротация руководящего состава органов внутренних дел.
По косвенным признакам можно судить об относительном успехе этих мер: отдаление МВД от народа действительно происходит -
количество преступлений против полиции увеличилось вдвое.
Кроме того, введена практика использования подразделений, приписанных к другой территории, в случае угрозы снижения лояльности сотрудников ОМОНа (например, использование московского ОМОНа во Владивостоке)
Дублирование функций силовых ведомств
Введено многократное дублирование функций силовых ведомств как для возможного подавления беспорядков, так и для охраны важных объектов экономики:
Важнейшей контрмерой является
возможность использования КСОР ОДКБ для подавления беспорядков. Кроме того, в рамках ОДКБ приняты следующие меры: