Раз уж в комментариях к посту
«Три буквы перед фамилией» зашла речь о том, что образованность и ученые звания должны вызывать уважение сами по себе, хочу опубликовать (с незначительными изменениями) старый рассказ, написанный мною еще в 2004 г. для рассылки
«Психология НЕ для всех» о моем опыте работы «в науке».
* * *
Наука есть лучший современный способ удовлетворения
любопытства отдельных лиц за государственный счет.
Лев Арцимович
В студенческие годы я, как и многие студенты, искал возможность подработки параллельно с учебой. Я неплохо программировал, и мой друг помог мне устроиться на работу программистом на одну из кафедр в Институт Физкультуры. Да-да, не удивляйтесь и не смейтесь, есть такой институт - Всесоюзный Научно-исследовательский Институт Физической Культуры.
Кафедрой руководил крайне интересный человек. Фамилию называть не буду, лучше опишу. "Глыба, матерый человечище" - это не про него, но вполне похоже. В прошлом он был выдающимся спортсменом, кажется, по части толкания ядра. Когда возраст или здоровье уже не позволяли ему стремиться к высоким спортивным достижениям, его назначили руководить кафедрой в Институте Физкультуры. И присвоили ему звание академика.
Вы хорошо представляете себя толкателя ядра, назначенного академиком?
Когда я устраивался на работу, меня привели на будущее рабочее место - в комнату, где стоял компьютер. Вдоль стены этой комнаты от стены до стены и от пола до потолка стояло друг на друге множество железных ящиков с кнопочками, лампочками и измерительными приборами. Штук пятьдесят ящиков размером каждый с современную микроволновую печь. Все разные. Ящики были покрыты толстым слоем пыли, и было понятно, что ими очень давно не пользовались.
- А что это за приборы? - спросил я.
- А это у нас диссертации защищают - с гордостью объяснили мне. - Чтобы диссертацию защитить, нужно свой прибор сделать. Как диссертацию защитят, сюда ставят.
Моя работа на кафедре сводилась к двум вещам.
Во-первых, я раз в неделю должен был участвовать в проводимых на кафедре совещаниях. На совещаниях обсуждались вопросы подготовки сотрудников кафедры для соискания научных степеней. К науке эти совещания не имели никакого отношения, разговоры велись, в основном, о том, в какой город нужно съездить и с какими организациями наладить дружественные контакты, чтобы получить положительные отзывы на свои разработки. Что они могут сделать для нас, и что в ответ мы можем сделать для них. Люди отправлялись в командировки и отчитывались о них. Объем финансирования кафедры зависел от количества успешно защищенных научных разработок, поэтому именно этим и занимались. Попутно ругали за безделье коллег с других кафедр и институтов и придумывали, как доказать свою полезность на их фоне. Это обсуждение обычно плавно перерастало в воспоминания академика о своей спортивной молодости, как он гнул пятаки и тягал штанги. Я был молодой и зеленый, поэтому, в основном, сидел и слушал.
А во-вторых, я занимался силовым джойстиком.
Вы не знаете что такое силовой джойстик? Сейчас расскажу. :))
Что такое обычный компьютерный джойстик представляете? В те годы (речь идет про 1992 - 1993 гг.) джойстик был редкой диковинкой, и мало кто знал, что это такое. Кому-то пришла в голову следующая идея. Палку джойстика засунули в длинную (примерно полметра) железную трубу. Трубу через мощную стальную пружину приварили к массивной железной подставке, которая, в свою очередь, была привернута к полу. В результате, сдвинуть с места рукоятку джойстика можно было, только приложив к ней значительные физические усилия.
А я, знаете, чем занимался? Писал для этого силового джойстика классическую игрушку "Питон". Знаете, такая сейчас есть, наверное, в каждом мобильном телефоне - змея ползает вверх-вниз и вправо-влево, ест кроликов, и каждый раз ее длина прирастает, пока она не врежется в стену или не съест свой хвост.
Научная новизна идеи была в следующем: чтобы увлеченные игрой в "Питона" спортсмены таким образом, незаметно для себя, наращивали свою мышечную массу. :))
Вы не смейтесь, но это была тема чьей-то то ли кандидатской, то ли докторской диссертации.
А друг мой занимался следующей "научной разработкой".
Где-то за границей купили миниатюрный приборчик для измерения пульса. Такая маленькая коробочка со светодиодом на крышке. Прикладываешь ее к запястью - и светодиод вспыхивает в такт пульса, легко позволяя его измерить. Вся прелесть этой игрушки была в ее портативности - размером она была не больше спичечного коробка - этакое чудо капиталистического мира.
Научные исследователи-физкультурники раскурочили эту коробочку и вместо светодиода вывели из нее два провода на плату компьютера. Мой друг написал программу отображения на компьютере в виде графиков. Портативность прибора была навсегда утрачена, зато появилась тема для чьей-то очередной диссертации.
Ну и как вы думаете, хоть кому-нибудь был нужен труд этих научных мужей? Мы с приятелем не менее года получали зарплату за эту фигню, прекрасно понимая, что ничего полезного для науки мы не делаем. Но наши полставки младших научных сотрудников - это ерунда по сравнению с содержанием этих кандидатов, профессоров и академиков-тяжеловесов.
Наша беда в том, что мы слишком часто не понимаем, что именно скрывается за громкими словами "ученый", "профессор", "академик". Нам внушили, что люди с такими званиями заслуживают уважения сами по себе, и мы перестали задавать себе вопросы о том, чем же на самом деле они занимаются, и на что идут государственные деньги на поддержку науки.
На мой взгляд, лишение большинства этих околонаучных дармоедов государственного финансирования во многих случаях будет только благом для страны. Если эти люди на самом деле чего-то стоят - они сумеют себя продать за достойную цену. Если они не умеют себя продать, то кто вам сказал, что они на самом деле талантливы? Это они друг про друга говорят? А вы то им с какой радости верите? Уж не потому ли, что нас всех с детства приучили, что мы должны гордиться своей наукой?
Поразмышляйте над этим.
И, напоследок, анекдот в тему.
Перед учеными поставили задачу: предсказать исход скачек, всем желающим принять участие в проекте выдали по $100 тыс. Результаты:
Биолог:
- Я провел всесторонний анализ анатомии лошадей, нужно замерить вес, рост, объем мышц, объем легких, длину хвоста и цвет глаз у каждой лошади, и по моим таблицам определить, какая из них добежит первой.
Матстатистик:
- Я собрал данные о забегах, начиная со 16-го века на всех ипподромах мира и теперь по дате забега и погоде могу предсказать, какая лошадь выиграет.
Физик-теоретик:
- А можно выделить еще $200 тыс. для окончания исследований?
- Ну вы хоть что-нибудь уже сделали?
- Конечно, построил модель для шарообразной лошади в вакууме.