Несмотря на то, что номер этого года содержит шестёрку, на самом деле он является завершающим годом 50-ых годов XX века. Но я не могу не рассказать о нём хотя бы вкратце. Ведь надо иметь представление, с каким музыкальным багажом человечество подошло к описываемому периоду. А для этого нужно заглянуть чуть-чуть назад. Заодно по этому рассказу вы сможете понять, в каком формате будет происходить дальнейшее повествование.
И начать рассказ придётся с Америки. Именно она в те годы была законодателем моды в кинематографе и музыке. Конец 50-ых можно назвать «золотой эпохой» США. Пережившая без серьёзных потерь вторую мировую войну, Америка заметно оторвалась от других стран и была на подъёме, как экономическом, так и культурном. Именно об этом периоде американцы неоднократно потом с ностальгией вспоминали и пытались вернуться «назад в будущее». Для них это было время, когда всегда светило солнце, все мужчины были красавцы, а женщины все блондинки, как Мерилин Монро.
Не удивительно, что первое место в американских чартах в 1960-ом году заняла музыкальная композиция из фильма «A Summer Place» в исполнении оркестра Перси Фэйта. Вот она квинтэссенция американской мечты конца 50-ых!
You can watch this video on www.livejournal.com
Другим примером непринуждённого и лёгкого отношения к жизни являeтся, например, эта запись 17-летнего Брайана Хайланда с песней «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polkadot Bikini» о стеснительной девушке в жёлтом бикини в горошек. Написанная в 1960-ом году и сразу покорившая вершину Billboard, она остаётся популярной и поныне. За эти годы эта простенькая песенка в стиле бабблгам принесла своему автору Полу Вансу миллионы долларов.
Стоит отметить, что, хотя женские открытые пляжные костюмы-бикини были представлены публике в 1946-ом году, даже в конце 50-ых годов они ещё считались достаточно вызывающим вариантом одежды. Успех этой песни вызвал неожиданный взлёт продаж бикини в американских магазинах. Так что можно сказать, что эта композиция оказала влияние и на развитие моды в одежде. Впрочем, такие примеры мы ещё встретим не раз.
Для нас Америка 50-ых годов обычно воспринимается, как эпоха расцвета джаза, рокабилли и рок-н-ролла. Это были золотые годы тeх стилей. Некоторые из них, быстро взлетев, так и остались в том десятилетии. И безусловно, одним из основных законодателей музыки 50-ых можно считать Элвиса Пресли. Именно его песни в свободном, не ограниченном никакими канонами исполнении послужили стимулом для многих музыкантов по обе стороны Атлантики.
Достигнув пика своей популярности, в 1958-ом году Элвис внезапно принимает неожиданное решение и идёт на службу в армию. Его служба проходила в танковой дивизии сначала в Техасе, а затем в Западной Германии. Спустя два года он демобилизуется из вооружённых сил в звании сержанта и буквально сразу же приступает к записи новых песен. Но теперь это уже не те рок-н-роллы, что принесли ему славу ранее. Именно в этот недолгий период была записана песня «It's now or never» на мелодию неаполитанской «O, sole mio». Песня сразу же достигла верхушек чартов Америки и Европы, став золотым и платиновым хитом, и остаётся вторым по продаваемости синглом за всю карьеру Элвиса.
Для тех, кто не в курсе, поясню, что песня или диск получают оценку «золотой», когда объёмы его продаж достигают определённого числа. Для США эта цифра составляет 500 тысяч пластинок. В России ту же номинацию дают при в 20 (!!!) раз меньших тиражах, за 25 тысяч пластинок или экземпляров записи в цифровом формате. Если тираж записи составит 1 миллион экземпляров в США или 100 тысяч в России, она получает звание «платиновой». Ну а те композиции, чей тираж превысит 10 миллионов, удостаиваются в Америке титула «бриллиантовых».
В том же году Элвис Пресли прекращает концертные выступление, переезжает в Голливуд и целиком уходит в кино. Обратно на сцену он вернётся лишь спустя 8 лет уже как «король рок-н-ролла».
С рок-н-роллов начинали многие из исполнителей 50-ых. И в их числе нельзя не отметить дуэт двух братьев Эда и Фила Эверли, выступавших под именем The Everly Brothers. Сейчас эти имена мало кому известны, а ведь они оказали огромнейшее влияние на всю последующую историю рок-музыки. Уйдя от рокабилли, им удалось найти какое-то особое гитарное звучание, которое многие потом пытались повторить. Именно на их исполнениях учились ранние Битлы, и именно они вошли в первую десятку исполнителей, включённых в 1986-ом году в Зал славы рок-н-ролла.
Вы удивитесь, но многие хорошо известные композиции были написаны и впервые исполнены именно этими двумя братьями из Айовы. Среди них «Birds Dog», «Wake up Little Suzy», «When Will I Be loved». Попробуйте найти эти песни и вы их сразу узнаете. И известные хиты «Crying in the Rain» группы AHA и «Love Hurts» группы Nazareth - это также перепевки песен The Everly Brothers.
В 1960-ом году вершину американского музыкального чарта Billboard покорила их песня «Cathy's Clown». Но мне всё же больше по душе другая композиция «All I Have To Do Is Dream». Дослушав её до конца, по грому аплодисментов вы сможете оценить, насколько братья Эверли были популярны в то время. Жаль, но в 60-ых этот плодотворный дуэт распался.
You can watch this video on www.livejournal.com
Хоть мы и воспринимаем 50-ые, как годы рок-н-ролла, даже в то время этот музыкальный стиль не являлся мэйнстримом и не сильно поощрялся. Сколь быстро он взлетел в молодёжных кругах, столь же быстро и исчерпал себя, оставив тем не менее глубокий след на всю последующую историю музыки. Помимо Элвиса от него по тем или иным обстоятельствам отошли и другие законодатели этого направления. Литл Ричард оставил музыку в 1957-ом, Чак Берри был приговорён к тюремному заключению, а Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли. Американской поп-музыке нужно было новое звучание. И одним из примеров нового подхода стал Рой Орибисон.
В 1960-ом году он написал первый свой хит «Only The Lonely». Начав, как и многие музыканты того времени, с исполнения рок-н-роллов, Рой решил расширить этот стиль глубокими музыкальными и вокальными аранжировками. Поначалу он вместе с автором музыки Джо Мельсоном предложили эту песню Элвису Пресли и «The Everly Brothers». Но так как те отказались, Рой решил исполнить её сам, продемонстрировав уникальный потенциал своего голоса. Ни у одного из признанных рок-н-рольщиков ничего подобного раньше не было! Когда Элвис услышал это исполнение, он купил целый набор пластинок с записью Роя, чтобы преподнести их в подарок друзьям.
Манера выступления этого исполнителя на сцене радикально отличалась от вычурно дерзкого поведения рок-н-рольщиков. Он пел почти неподвижно, не выражая эмоций и едва открывая рот. Но вместе с тем его голос с диапазоном почти в 4 октавы и уникальная энергия творили чудеса. Селин Дион, гастролировавшая с Роем в качестве бэк-вокалистки вспоминала: «Помню, он пел очень тихо. Несмотря на это, я стояла в двух метрах позади него и буквально чувствовала, как меня пронизывает энергия».
Многие артисты упоминали, что именно Рой Орбисон и его манера исполнения оказали сильное влияние на их творчество. Среди них Джон Леннон, который именно после прослушивания этой песни написал свою «Please, please me», Мик Джаггер и тот же Элвис, когда он вернулся на сцену во второй раз. К сожалению, видео 1960-го года мне найти не удалось, но и эта запись даёт наглядное представление о том, молодом Рое Орбисоне.
You can watch this video on www.livejournal.com
<
Предисловие. Год 1960-ый. Часть 2. >