Наша история - это борьба добра со злом .

Oct 11, 2024 18:29

Профессор и политолог Вардан Багдасарян об учителе:

"К сожалению, мы попали в ловушки. Эти ловушки были расставлены по всем сферам жизни. И в том числе, они были поставлены в отношении педагогики. Это был перенос западных подходов в педагогику, и, прежде всего, концепции свободного воспитания.

Суть концепции свободного воспитания - ребёнок может сам выбирать, что для него хорошо, что плохо. Надо его заинтересовать. Учитель, в лучшем случае, это мотиватор и навигатор. Надо исходить из потребностей ребёнка и не надо насиловать личность. Он сам всё знает и сам всё выберет.

Но наша система педагогики была совершенно другой. Пётр Лесгафт - выдающийся педагог. А на трудах Лесгафта потом будет выстроена вся система советского спорта. Он иронизировал, что это значит выходить из потребностей ребёнка? Сегодня ребёнок захочет конфету, завтра конфету с ромом, потом ром с конфетой, а потом вообще один ром. В действительности, по Лесгафту всё так и происходит.

Наша школа была другой - это идея не свободу дать ребёнку, а наоборот, ребёнка надо вести. Наша школа была школой идеального, надо вести к этому идеалу. А ребёнок всегда будет сопротивляться, потому что развитие, это всегда выход из состояния комфорта. Преодолеть себя. И только через преодоление себя можно достигнуть успехов. На этом была выстроена, в том числе, система советской школы.

Часто цитируют слова Кеннеди о том, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой. Эти слова ведь действительно отражали одно из самых выдающихся достижений нашей цивилизации. Это система советской школы. И поэтому слова Путина прошлого года о том, что надо взять лучшее из нашей педагогической традиции, из нашей системы образования, они сегодня как никогда, в условиях СВО, актуализируются. И может быть, это одна из самых главных задач, которая в перспективе перед нами стоит."

*****

Профессор Вардан Багдасарян о цивилизационном подходе:

"В этом году вышел указ "Об основах государственной политики в сфере исторического просвещения". Этот президентский указ - есть стратегический документ. Там были заявлены подходы, в том числе и методологический подход, а именно, определение России, как государства-​цивилизации, что предполагает определённую методологию - методологию цивилизационного подхода.

Если мы говорим об исторической политике, то она формируется так, что в начале выдвигаются ценности, потом, на основании ценностей - цели, куда мы идём на основании заявленных ценностей, какие цели перед собой ставим.

Дальше, проблемы. Дальше, находим средства для разрешения этих проблем, и достигаем результата.

Если мы говорим о политике в отношении исторического просвещения, образования, то должна появиться священная история. Не просто история, а история через призму ценностей. Преподавание истории не просто, как изложение фактов, а как борьба добра и зла.

Мы должны смотреть на ВОВ не просто и сточки зрения изложения фактической канвы, а как столкновение сил добра и сил зла. И на другие периоды тоже.

Священная история предполагает сакрализацию наших героев, которых нельзя дезавуировать кощунственно, и называть, кто являлся антигероями. Священная история есть у каждого народа. Она должна  быть сформирована и в отношении нас.

Если мы говорим о целях, то должна быть не просто история, а историософия. Это о том, куда идёт мир, куда идёт Россия. В чем наша правда. Это изложение уже через призму смыслов, опять таки, не просто фактология, а история, как концепция. Смысловые вещи заложены в историческом материале.

И наконец, если мы говорим о средствах, то это уроки истории. Что можно в России, что нельзя в России. Что нельзя наступать на одни и те же грабли. Если мы делаем то, что всегда приводило к смутам, это приведёт в очередной раз к смуте - уроки истории.

Вот эти недостающие компоненты - священная история, историософия, уроки истории - они должны появиться. История должна стать наукой не о прошлом, а о настоящем".
Previous post Next post
Up