Политические коммуникации в российской глубинке

Feb 01, 2012 13:37

За последнюю неделю я получил уникальный опыт политических коммуникаций. Я в течение 6 дней общался с различными группами добровольных агитаторов за Путина на президентских выборах. Дело происходило в отдаленном от столицы небольшом провинциальном городе, живущем исключительно на дотации из Москвы. Разговор шел прежде всего с местной элитой, а именно - первыми лицами (начальниками) города в следующих областях: медицина, образование, культура, спорт, дошкольные учреждения, бизнес, муниципальные предприятия. Более того, удалось встретиться с пенсионерами-активистами и даже начальниками крупного закрытого оборонного предприятия. И, вот, тезисно - мои основные впечатления от интенсивных коммуникаций с этими людьми :
Энергетическая «сниженность»
Все перечисленные группы находятся в миноре, с заметно пониженной энергетикой. Думаю, тому несколько причин - во-первых, январский спад всех видов активности, с учетом холодов и длинных новогодних каникул, во-вторых, они готовы участвовать в любых формальных мероприятиях «запутина», но душа у них к этому не лежит, в-третьих, никто из них не ждет улучшений, а, наоборот, смутно ощущают надвигающийся коллапс.
«Убийственные аргументы»
Все хотят «железных», «убийственных» аргументов «запутина». Однако очень быстро понимают, что таких аргументов просто нет, а на каждый аргументы «за» у них же самих найдется десять аргументов «против». И тут становится понятно, что «железные аргументы» им нужны, на самом деле, не для агитации, а для того, чтобы убедить, прежде всего, самих себя в правильности своего выбора.
«Тот, кого нельзя называть»
Никакой реальной убежденности у «запутиных» нет, у них много сомнений и очень большой счет претензий как к действующей власти вообще, так и лично к самому Путину. Вся позитивная аргументация «запутина» сводится к набору набивших оскомину штампов, типа «стабильность, вырос международный авторитет страны, мы стали более лучше одеваться, сильная личность» и т.п. При этом не выдвигается ни одного личного аргумента, о том, чем Путин мил именно для них! Более того, агитаторы как бы стесняются произносить имя «того, кого нельзя называть» и говорят «всем известный кандидат» или «ВВП». Складывается такое ощущение, что слово «Путин» уже просто неприлично произносить вслух.
Не благодаря, а вопреки
Поняв, после нескольких примеров, полную никчемность казенных, телевизионных аргументов - они жаждут получить «секретное оружие», которое бы помогало им разить наповал противников ВВП. Трезвая информация, что «из центра» к ним такое оружие не придет, что его просто нет - заставляет их глубоко задуматься. У некоторых возникает даже обида, что их «кандидат» не дает им никаких шансов, чтобы сделать его образ более человечным и близким простым людям, кроме газетных статей, которые они не читают. Таким образом, мы имеем дело со странным парадоксом - как продвигать того, кто сам никак реально не помогает в этом, а, скорее, не оправдывает надежд своих адептов. Получается, что действовать им придется «не благодаря, а вопреки» самому «кандидату».
«Золотой аргумент»
Сообщение о том, что они могут быть эффективными агитаторами только в том случае, если будут приводить свои личные аргументы «запутина», которые исходили бы из их личного отношения и опыта - понимаются людьми, но ни один из почти полутора сотен людей так и не смог продемонстрировать свою личную убежденность, индивидуальную приверженность «делу Путина». Сомнительно также, что и в результате домашних рассуждений у них найдутся такие личные аргументы, которые на самом деле являлись бы для них единственным шансом быть убедительными и позволили бы положить на «алтарь победы» свой «золотой аргумент» - свой авторитет, свою репутацию, уважение и высокое общественное положение. Но почему-то такого самопожертвенного энтузиазма не наблюдалось. Зато как убедительны, лично заряжены и эмоционально напористы были оппоненты «нашего кандидата» в разыгранных ролевых сценах агитации «запутина», рекрутированные, кстати, из числа самих агитаторов! Многие из них после того, как «выпустили пар» против «нашего кандидата» даже извинялись перед коллегами, что у них так живо и легко это получилось.
Оценка реального ресурса
Даже из общения с этими людьми, которые как бы добровольно (по просьбе местных властей) вызывались агитировать «запутина» было видно, что действительно его хоть сколько-то убежденными сторонниками является явно меньше половины. Социологические опросы, проведенные в минувшие выходные в этом маленьком провинциальном, архаичном, полностью зависимом от денег из Москвы городе показали, что реальный электоральный рейтинг Путина даже здесь не дотягивает и до 40% и будет чуть выше 40%, если считать от тех, кто точно придет голосовать 4 марта. Я видел своими глазами, что даже если эти лучшие люди города будут максимально эффективны и будут на коленях просить тех, кого они вчера «держали в черном теле», своих подчиненных проголосовать за своего кумира - даже в этом случае, даже в этом городе «наш кандидат» не наберет и 50% голосов. А это значит, что …

«Камень, который строители отбросили»
Есть, правда, у «нашего кандидата» шанс мобилизовать еще один большой электоральный резерв в свою пользу, который сейчас практически не используется. Более того, я уверен, что это единственный шанс, который может ему хоть как-то помочь в сложившейся ситуации, но это… тема для отдельного поста.))

image Click to view

некроз, Путин капут!, политические коммуникации

Previous post Next post
Up