Начатый мною еще в прошлом году "разбор полетов" Аэрофлота и их друзей из Шереметьево не остался гласом вопиющего в пустыне. Помимо Лучшего Репутолога Навального этой темой занялись также и в "Ведомостях":
Я много путешествую (не реже чем раз в два месяца, иногда и чаще) и побывала в самых разных аэропортах мира - от супер-современных вроде мадридского, франкфуртского или лондонского до деревенских вроде того, что в непальском поселке Лукла, который и на аэропорт-то не похож. По опыту могу сказать: качество аэропорта это прежде всего скорость и удобство стандартных процедур: регистрация, багаж, паспорт, досмотр, посадка. В моем субъективном рейтинге Ш-2 занимает одну из послених строчек - где-то между Катманду и Дели.
Думаю, большинство путешественников согласятся со мной в том, что уважаемым топ-менеджерам «Шереметьево» и «Аэрофлота», если они и правда стремятся повысить качество «на земле», стоит иногда спускаться на эту самую землю. И несколько раз в год отказываться от использования вип-залов и спецкоридоров, и полетать инкогнито как обычные люди. В конце концов, директору российского Макдональдса не стыдно раз в год вставать за прилавок, а менеджерам Сбербанка - появляться в окошке операциониста. А здесь даже и этого не требуется: нужно просто сравнить, как это - быть пассажиром в Ш-2 и в другом среднестатистическом аэропорту. Чем хороша репутация? Тем, что она живет своей жизнью, не завися от воли того, к кому она относится. И если ты знаком с репутацией организации, то достаточно прочитать только одну строку, описывающую реальное поведение компании, чтобы понять - о ком именно идет речь.
И чтобы изменить свою репутацию, недостаточно просто сообщать о том, что "мы хорошие", а надо, прежде всего, реально изменить качество своей работы, а потом грамотно об этом сообщить "городу и миру".