О регистрации своей фирмы я
задумывался ещё год назад, правда на тот момент я рассматривал вариант с ИП. Однако после
обучения в бизнес-школе я узнал много новой для себя информации и пришёл к выводу, что если уж и регистрироваться, то сразу как юр.лицо - то бишь в форме ООО. Однако непосредственно регистрацией я занялся лишь в октябре-ноябре.
Прикинув все расходы, связанные с оформлением фирмы и округлив их в большую сторону, я получил сумму 30 000 рублей. Сейчас понимаю, что это число действительно с большим запасом, но это вполне в моём стиле - лучше заранее подсуетиться получше, но чтобы не было каких-то неожиданностей из-за нехватки средств. Заработав вышеобозначенную сумму, предварительно не удержавшись и купив плеер за 11 тысяч :) я всё-таки приступил к регистрации. Большой квест начался :)
Первое, что нужно было сделать - подготовить пакет документов. Так как в моём случае я был единственным учредителем, мне было чуточку проще в оформлении некоторых из них. Налоговая запрашивает следующие документы - устав организации, решение учредителя, заполненную форму Р11001, а также квитанции об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица и об оплате выдачи заверенных копий устава.
Поначалу я пытался составить документы сам, начав с устава. Однако вскоре понял, что данный процесс займёт слишком много времени у человека без опыта работы с такими документами. Тут на помощь пришёл интернет, в котором в том числе есть и такой замечательный сервис, как
документовед. Принцип работы простой - регистрируемся, указываем все начальные данные, как, например, ФИО учредителей, их адреса, названия и ОКВЭДы фирмы, после чего сервис автоматически сгенерирует весь пакет документов, требуемый в налоговой. Стоит подобное удовольствие чисто символически 450 рублей. Если бы я создавал документы сам, то затраченное время в переводе на рабочие часы оказалось бы гораздо дороже, поэтому использование документоведа я считаю полностью оправданным. Единственный косяк, который всплыл, оказался в неправильных реквизитах местной налоговой, о чём я отписал в техподдержку сайта. Там поблагодарили за внимание к проекту и попросили отправить им точные реквизиты, что я и сделал.
С полученным пакетом документов я отправился к нотариусу, который должен был заверить некоторые из них. В тот день я проникся уважением к данной профессии, так как потратив на меня не более 10 минут времени, нотариус заработал 500 рублей - а ведь я ещё и в очереди отстоял, что означает нехилый денежный поток через нотариуса ежедневно. С заверенными документами я пошёл в налоговую, попутно зайдя в банки, дабы оплатить госпошлины. К сожалению, сделать это пришлось через не особо жалуемый мною Сбербанк, так как в других банках нельзя сделать платёж с оплатой наличными, не имея открытого там счёта. Отстояв фирменную очередь, квитанции я всё-таки получил.
В налоговой меня не приняли, так как помимо подготовленных документов требовался ещё и счёт в банке. Но как же так - ведь для открытия счёта в банке нужны данные из налоговой, которые, в свою очередь, выдаются после принятия подготовленных документов. Сотрудница налоговой несколько удивила меня, так как объяснила мне про разницу между временным накопительным и расчётным счётом спокойно и вежливо - вот в самом деле, не ожидал, что в госструктурах так уже научились общаться.
Ок, накопительный так накопительный. Раз уж я пользовался услугами банка «Возрождение» как физ.лицо, то и счёт решил открыть там же. Узнав, к какому сотруднику следует подойти по подобным вопросам, я попросту не нашёл его на рабочем месте - как сказали его коллеги, он отошёл и скоро будет. Не вопрос, можно и подождать - но ситуация не меняется и через 20 минут. Двадцать минут! Да для банка аля «Возрождение» это чудовищно много! Я не удивляюсь трёхчасовым очередям в Сбербанке, однако для Возрождения 20 минут показались мне чересчур. Решив, что в таких случаях надо «голосовать рублём», я дошёл до Райфайзена в квартале от Возрождения. Однако несмотря на все прелести при обслуживании, тарифы на счета даже для малого бизнеса были в два раза выше, чем в Возрождении - поэтому моя меркантильность заставила меня вернуться. Придя в Возрождение во второй раз, я сразу же застал нужного мне сотрудника, который и помог мне оформить счёт.
Разобравшись, наконец-то, с первоначальным пакетом документов (на это ушло дня три), я вновь отправился в налоговую. Там документы приняли и сказали, что их будут обрабатывать в течение пяти рабочих дней, после чего можно приходить за документами для юр.лица. Неудачно подвернувшиеся праздники отсрочили день повторного посещения налоговой чуть ли не до двух недель после подачи заявления.
Дни ожидания пролетели в срочной доделке накопившихся на фрилансе заказов, и утром назначенного дня я уже получил свидетельства о регистрации моей фирмы и некоторые сопровождающие документы. Но это ещё не всё - ведь в банке открыт лишь временный счёт, хотя нужен расчётный. Посетив банк, я получил, пожалуй, самый большой список требуемых документов. С трудом всё собрав, попутно сделав печать фирмы, я-таки открыл р/с. Правда, при внесении на него денег в качестве уставного капитала операционистка допустила небольшую ошибку, из-за чего пришлось ещё минут 20 просидеть в банке, ожидая новый комлпект квитанций, на этот раз правильных. Но я считаю это вполне рабочим моментом, ведь всем свойственно ошибаться - поэтому нужно обращать внимание не на сами ошибки, а на то, как их исправляют. В данном случае всё исправили своевременно и извинились за инцидент. Я в ответ сказал, что всё в порядке и ничего страшного не случилось.
По закону, с момента открытия расчётного счёта у предпринимателя есть лишь семь рабочих дней, чтобы уведомить об этом налоговую (а также внебюджетные фонды). Не уложившись в этот временной интервал, придётся оплатить штраф, которые, кстати сказать, для ООО на порядок выше, чем для ИП. С трудов разыскав в интернете нужные бланки (для каждого учреждения они свои), я как раз сегодня все их заполнил и выдал в соответствующие фонды (ФНС, ФСС, ПФР).
Первые впечатления
Одновременно хлопотно и приятно быть бизнесменом - уже несколько документов я подписывал в качестве генерального директора, ставя при этом печать фирмы. Как-то иначе себя чувствуешь - ведь ты уже не просто работник, а всамделошный руководитель :)
Особенно приятно, что я пришёл к этому достаточно рано - ведь мне на данный момент 22 года, и университет я лишь полгода назад закончил. Кстати, я первый из моих одногруппников открыл своё дело - хоть сорока на хвосте и принесла информацию, что
plaguekriz тоже собирается открывать некое НКО, но я всё-таки его опередил :P
А вот Иринка
30min-do-vesny, ранее и так называвшая меня «капиталистом-монополистом», после регистрации фирмы наверняка ещё пару званий мне придумает :)
Постепенно начинаю разбираться во всех этих бизнес-аббревиатурах аля ОГРН, ЕГРЮЛ, ОКПО, ОКАТО, КПП и прочее, прочее. С волнением ожидаю своей первой отчётности, надеюсь смогу сделать всё правильно и в срок. А пока что подыскиваю офис, дабы заиметь возможность трудиться в нормальной, располагающей к работе обстановке.