4 день круиза: Нижний Новгород

Oct 19, 2021 12:50


В четвёртое утро на теплоходе «Михаил Булгаков» во время завтрака я обнаружила себя внутри Городецкого гидроузла. Это серьёзное гидро-сооружение, от прохождения которого зависят очень многие аспекты волжской навигации.








В этот день директор круиза Владислав Хасиков давал лекцию «Речное ретро» в баре «Коктейль Холл». Он рассказывал интересные факты и истории о колёсных пароходах. Хасиков, кажется, знает ВСЁ о речном деле России старой, советской и современной. Записать бы такую лекцию и переслушивать для полного усваивания. Это человек-легенда.






Я на лекции прихожу с ноутбуком работать со стремительно поступающими материалами. Звуковик Дима делает рядом своё дело.






Во время лекции мы покидаем верхний шлюз Городецкого гидроузла. Хасиков призывает нас выйти на палубу. Не для того, чтобы увидеть недействующий фонтан «Рыбки», а по тематической причине.






Хитрец Хасиков всё подгадал. На территории Городецкого судоремонтного завода в отдалении мы можем видеть последний колёсный пароход «К. М. Станюкович». Это настоящая история! Пароход был построен в Венгрии в 1956 году, до середины 80-х годов работал на пассажирских линиях, затем почти все пароходы были списаны. В 2000-х энтузиасты пытались восстановить «Станюковича», но дело не завершили по ряду причин, и теперь эта история красуется на волжском берегу и, возможно, больше никогда не выйдет в рейсы. Что ж, уходит история, ничего не поделать.






А мы пока отправляемся на мастер-класс Галины Иоановны «Вкус творчества». Сегодня на борту объявлен русский день, поэтому Галиван одета в тематический костюм, который создала сама, и мы раскрашиваем матрёшек.






Рядом с нами, в библиотеке «Нескучный сад», семейная пара коротает досуг за шахматами. За этим делом я видела их не раз.






А вот и красавчик Городец за бортом. Остановка в нём будет на обратном пути, но не на этот причал. Русскому дню эта картина тоже прекрасно подходит.






До обеда турбригада приглашает пассажиров на русские гулянья в коктейль-холл. Были разные игры и забавы: закручивали катушки, прыгали через скакалки, пели песни, уводили друг у друга мужей веселились в «ручейке» и т.п.






А потом и кадриль откровенная пошла. Пассажиры приглашали друг друга и успели хорошо оторваться. Я, как обычно, независимый зритель :)






В этот день кухня тоже была стилизована под русскую. Допустим, на обед давали традиционную кулебяку из рыбы со шпинатом и сливочным соусом.






И вот в 15:30 мы прибываем в Нижний Новгород. Там было запланировано всего 3,5 часа. У меня было единственное желание, связанное с ним: погулять под Кремлём и Чкаловской лестницей. Это было моё единственное яркое воспоминание от первой поездки в зимний Нижний в 2000 году. И вот я чувствую, сидя в каюте, как мы причаливаем, выглядываю в окно и опа - вижу Чкаловскую лестницу и Кремль. Причал оказался прямо в том месте, куда я стремилась. Как много неожиданной везухи у меня в этом круизе. Но далее с Нижним сложилось не всё классно.






Нас распределились по автобусам, и мы отправились на экскурсию в этот самый Кремль. Экскурсовод мне сразу не зашла: с учётом недолгого времени в большом интересном городе она зависала с подробностями на каждом углу. Этот темп мне никак не подходил. Я предупредила её, что подойду к воротам к времени их выхода из Кремля, и сразу оторвалась от группы.






Я просто стала бродить по территории старинного укрепления. Говорят, долгое время здесь было много стройки и перестройки. Сейчас же территория ухоженная и интересная. Допустим, это новая колокольня - утраченного Спасо-Преображенского собора. В 1929 году старая колокольня была разобрана, её воссоздание началось в 2020 году. Отделка современными материалами выполнена на высоко художественном уровне и воссоздаёт исторический облик. Я лично не догадалась, что это «новострой».






Кремль построен, конечно, на стрелке двух рек: Волги и Оки. Сверху открывается интересная перспектива на Волжские островки и Борский мост. Устье Оки остаётся левее.






Ивановская башня была названа в честь цаpя Ивана III, приказавшего усиливать Нижегоpодский Кpемль. Кстати, этот Кремль не был ни разу взят врагом. Не удивительно при таких мощных башнях. Из этой башни отправилось в поход на Москву нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским. На верху башни герб Нижнего Новгорода, изображающий червлёного оленя. Червлёный это красный, но здесь он золотой. Герб был впервые упомянут в 1583 году как печать Новагорода Низовския земли с большой печати Ивана Грозного.






Зашла на территорию мемориала «Горьковчане - фронту», посвящённого памяти трудовых подвигов горьковчан в годы Великой Отечественной войны. С 1975 года здесь демонстрируются оружие, выпускавшееся в Горьком во время ВОВ, флагштоки, боевые машины, мемориальный знак, памятник доблестным труженикам тыла. Но я сфотографировала осенний каштан.






Зато я подробно покрутилась вокруг свежей достопримечательности Нижегородского Кремля - бронзового макета дореволюционного Нижнего Новгорода. Макет был установлен в 2021 году и изображает сам кремль, прилегающие к нему улицы и 480 существующих и утраченных исторических зданий. Искусная работа, люблю подобные. Тульский макет является заглавной иллюстрацией к моей публикации Прогулки по Туле.






К назначенному времени я подошла к назначенным воротам, группы не было. Я вышла к Чкаловской лестнице оглядеть эти 560 ступеней, нашего «Булгакова» вторым бортом. Группа задержалась значительно. Многие пришли недовольные, так как их перегрузили информацией по каждому военному памятнику, а времени в Нижнем оставалось всё меньше. Мы сели в автобус и покатились пробираться по вечерним улицам в музей-квартиру Максима Горького.






Там пришлось что-то ждать у входа, потом я представила, как наша дотошная экскурсовод загружает деталями, а время на пешеходную прогулку исчезает, как эфир из бутылки. В этой музей-квартире Пешков с семьёй прожил всего два года (1902-04), но принимал многих именитых гостей: Шаляпина, Репина, Толстова, Чехова, Бунина, Станиславского. Квартира была большой, запомнилась мне в желтоватых тонах, с обширной коллекцией подлинной обстановки. Я сама обошла все комнаты, забыла сделать хоть кадр, предупредила экскурсовода, что ухожу окончательно, и пошла гулять. Конечно же, по улице Максима Горького. Нижний Новгород под то моё настроение выглядел пасмурным и брутальным. Помню, что Горький-Пешков не любил Нижний, очень многое казалось ему там низменным. Даже Театр Юного Зрителя не повеселил. Но в таком настроении есть свой шарм.






Я миновала парк Кулибина, который, как я читаю сейчас, был разбит в 1940 году на территории бывшего Петропавловского кладбища. В народе его называют «парк живых и мёртвых». Из всех могил оставили только кулибинскую и бабки Горького. Но потом и бабкину убрали. Иван Кулибин - это механик-самоучка, прозванный «нижегородским Архимедом» и признанный самой Екатериной. Оказывается в этих кустах я фотографировала не просто памятник, а надгробный. Эка меня бессознательно занесло.






Маршрут мой был прост и предсказуем. Через пешеходную Большую Покровскую спуститься к Кремлю и причалу прямо за ним. Времени было достаточно, но без зависонов. Перешла в какой-то бульвар, потом оказалось, что это улица Звездинка. Классное название. На входе в бульвар стояли электросамокаты на шеринг. Вдруг возникло спонтанное желание впервые попробовать этот сервис. Представила, как я облетаю в 3 раза больше пасмурного Нижнего. Скачала приложение к первым попавшимся зелёным самокатам GreenBee. Самокат запустить не удалось, попробовала другой - то же. 2 раза сняли деньги за бронь и за время моих попыток. Я набросала сообщений в техподдержку, плюнула и пошла по плану А. Нижегородский государственный академический театр кукол на Покровской мне увиделся симпатичным. Двое молодых людей на фиолетовых самокатах в двух словах объяснили про эти сервисы и сказали, что деньги вернут (вернули).






Покровская мне показалась банальной, как схожие пешеходные улицы в других русских городах. Это, конечно, ламерское заявление. Там однозначно много памятников архитектуры, которые я когда-нибудь в светлый день вальяжно порассматриваю и поизучаю. Клонами казались рив гоши и еже с ними, плюс схожая атмосфера таких улочек. Ярким пятном был подсвеченный трамвай №2 городского кольца. Он стоит на рельсах, положенных в 2007-м в память о первых в России линиях пассажирского трамвая. Они были открыты в Нижнем Новгороде в 1896 году.






Я топала, следя за таймингом, и выцепляла яркие для себя элементы.






Кофейную обезьяну миновать не смогла. Так украсили оконный проём владельцы кофейни, хотя кто-то из жж-френдов говорит, что её там нет. Возможно, была, как и тонкие лианы джунглей в арке за спиной обезьянки судя по фото в letopisi.org. «Бразилия - это страна, где водится много диких обезьян» (с), в кофейне подавали кофе оттуда.






Покровская закончилась, по площади Минина и Пожарского я прошла мимо Кремля вновь до Чкаловской лестницы. Архитектура вокруг встречалась идеально неоклассической. Главный корпус Нижегородской Медакадемии изначально был зданием пароходства Дмитрия Сироткина (АО «По Волге»).






Внизу ждал мой теплоход «Михаил Булгаков». Корабельные картины меня немного сводят с ума.






В 7 отчалили в Казань, сразу пригласили на ужин. Он тоже был в русском стиле. Встречали официантки в кокошниках и сарафанах.






Закусочка тоже была стилизованна. У меня она была не под водочку, а под привычный бокал красного вина. Ужинала я зразами морковными. Зразы ж тоже русские? Вкусные заразы.






Турбригада во главе с Хасиковым продолжали свою костюмированную анимацию прямо в ресторане.






Вечером Дмитрий Павлов, профессиональный музыкант из Нижнего, похожий на Айболита, так прекрасно играл на скрипке, что у меня слёзы были градом. Пришлось выйти откашливаться на открытую верхнюю палубу, и кутаясь в пальтишко, я зависла в тёмном сыром воздухе, погружённая в массив поступающих эти дни впечатлений.






То был день четвёртый из одиннадцати на борту теплохода «Михаил Булгаков», «Мостурфлот», и на нижегородском высоком берегу. Завтра любимая с зимы Казань!

to be continued...

день 1, день 2, день 3, день 5, день 6

наматывание Планеты, #10прогулок, речной блогер, #уголкироссии, #осеньосень, по России, круиз

Previous post Next post
Up