300-й спектакль Сергея Янковского «Прыжок в свободу» о Рудольфе Нурееве

Nov 18, 2024 23:49


Этой осенью в Театре Терезы Дуровой («Театриум на Серпуховке») прошёл 300-й спектакль «Прыжок в свободу» от питерского артиста и режиссёра Сергея Янковского. Незадолго до этого имела честь лично познакомиться с артистом, прогуляться в Строгино, а затем помочь провести PR-компанию в Москве. Весьма заинтригованная я разместилась на первом ряду и завороженная погрузилась в длительный моно-спектакль в широком диапазоне эмоций.





«Прыжок в свободу» - спектакль на стыке жанров о великом танцовщике Рудольфе Нурееве, поставленный по книге «Автобиография. Вместе с Нуреевым». Режиссёром первого акта выступил Андрей Дежонов, второго - сам Сергей, который консультировался у человека, близко знавшего Рудольфа. Игра Сергея очень живо и погружающе раскрывала детали, этапы,  треволнения, взлёты и падения на творческом и личном пути танцора.



Для меня неудивительно, что Сергей выбрал этот сюжет. На мой взгляд, эти два выдающихся человека похожи мощью натуры, прямолинейностью общения и подачи, упорством движения на своём пути сквозь любые мнения и преграды, отдачей великому искусству. Короче, конкретным творческим гением.



Восхитительно было то, что плотные коржи спектакля, которые выпекал Янковский, намазывались смачным кремом - балетными вставками от солистов Мариинского и Михайловского театров. Они показывали номера высочайшего уровня: Роман Волков, Татьяна Мильцева, Лариса Корсакова, Михаил Присекин. Мы вместе с героем Янковского глаз оторвать не могли.



Были представлены восхитительные и грациозные фрагменты из балетов «Жизель», «Тарас Бульба», «Лебединое озеро». Услада для души, живущей искусством. Наблюдение мастерских балетных линий наполняло меня эстетикой и разжигало трепет желания, ведь у меня теперь балет по средам, я впитывала каждое мгновение. Мы щедро аплодировали после каждого номера.



Первое действие охватывало события от рождения и становления танцора до его практически вынужденного прорыва в Европу. Накануне я посмотрела фильм «Нуреев. Белый ворон» как раз об это периоде, что способствовало более объёмному погружению в историю. Сергей с чувством расставлял свои акценты, эта роль ему однозначно в кайф, история держалась лаконично и крепко.



Второе действие повествовало о сложнейшем периоде жизни Нуреева в эмиграции, когда казалось и на Янковского опустились груз судьбы и зрелость. А артист, надо признаться, ещё достаточно молодой, хотя и опытный и умудрённый.



Сцена была оформлена минималистично: утопала в чёрном цвете, на котором вырисовывался крепкий Янковский в чёрных костюмах. Важным элементом была красная дверь, которая «играла» в нескольких эпизодах: рождение Нуреева в вагоне поезда, динамичный «прыжок» в Европу и другое.



Сергей несколько раз переодевался прямо на сцене, это было по-мужски художественно. Облачался в балетные трико и приближал нас к нуреевской рутине. А потом обратно в туфли.



Талант Янковского меня, признаюсь, поразил. Он как удав держал внимание аншлагового зала и чего только не вытворял. Была вполне мастерская чечётка, был французский шансон у пианино, прыжки, метания, падения на сцену. Этот человек однозначно позволяет себе выражать любое. Кстати, чему и обучает. Я бы такой курс у него прошла.



Сергей выкладывался так, что буквально ручьи пота во все стороны летели. Это театральное вовлечение меня поражает. Так вживаться 300 раз в одну роль! Как будто каждый раз умирая и воскрешаясь. И совсем один на сцене в этой отдаче. Смелость и мощь.



Было много юморных моментов, зал с удовольствием смеялся. Янковский вовлекал публику, вёл диалог, порой подтрунивал, не оставлял равнодушным. Как будто иногда летел над всеми, в другие моменты был сердечно близким. То ли сам Янковский, то ли Нуреев, то ли в подобный вечер одновременно оба, когда теряется чёткая грань между персонажем, личностью, артистом. А ты то обласкан, то обманут, то смеёшься, то плачешь, то взлетел до небес. Это и есть качественный театр.



Недаром Янковский ставил для Безрукова «Хулигана»: в нём самом этого столько много. Он игривый, шальной, при этом всё холодно держит под контролем, бывает даже надменный.



А красивый балет продолжал с определённым ритмом проявляться в канве сюжета. Так и жил Нуреев: перипетии жизни, отрыв в танец и назад.



Герой по ходу сюжета переживал и выражал море эмоций. Таким был татарский танцор-самородок, рождённый в вагоне поезда и, как Икар, взлетевший на мировой Олимп через колючую проволоку Советов.



Потому нам пришлось пройти за ручку с эмоциональным Янковским через трагический финал героя. Терять здоровье и возможность танцевать, кутаться в погребальный занавес (типа как на его реальной могиле), рыдать над окончанием пути. Возможно, за гений приходится горько платить, но гения этим не остановишь. Публика была максимально разогрета чувствами и эмоциями.



По завершению спектакля овации звучали очень и очень долго. Москва была в восторге. Когда-то и Нуреева вызывали на сцену до 17 раз.



Ещё о Сергее Янковском. Окончил Академию театрального искусства в СПб, получал награды за чечётку, служил в театре «Приют комедианта», организовал собственную театральную студию «Д.Ж.Е.М.», в последствии «Театр Сергея Янковского», за роль Нуреева получил премию «Лучшая роль» на Амурском фестивале, был арт-директором в «Буквоеде», написал ряд сценариев для кино и театра, выпустил книгу, был режиссёром спектаклей и  официальных событий. Короче, выдающаяся личность, носитель классических традиций и смелость самовыражения в актуальных форматах. Женат на прекрасной целительнице Анне Магирани, через которую я его и узнала.



Когда почти все в театре разошлись, мы с артистами и организаторами позволили себе личные разговоры и немного охлаждённого вина в закулисье Театра Дуровой. Меня потрясло и то, как непринуждённо выглядел и общался Сергей Янковский после двух часов завораживающей 1000%-отдачи на сцене.



Я рекомендую всем познакомиться с этой удивительной и смелой театральной работой. Следующий «Прыжок в Свободу» в Москве - 1 декабря в КЗ «Измайлово». Многие ходят на него раз за разом, и я их понимаю.

Вера Ужва.

бесконечная Москва, культурный блогер, #осеньвкармане, театр

Previous post Next post
Up