Живопись пределов.

Feb 22, 2022 13:30


(вариант статьи 2010 года)

Подозреваю, что гуманитарии вздрогнут от воспоминаний о математике. И простят меня математики за «гуманитарное» изложение. Когда Стивен Хокинг написал свою «Краткую историю времени», издатель сказал, что каждая формула уменьшает количество читателей книги вдвое. А потому, я попробую обойтись без формул.



Возможно считать, что искусство развивалось эмпирическими методами, а не по наущению искусителя, как утверждает один мой знакомый архангельский проповедник.

Глядя на доступную трёхмерную проекцию n-мерного Божественного пространства, художник составляет эмпирическую (в смысле: что вижу, то пою) функцию в плоскости, пытаясь функционально увязать в ней, некоторое количество переменных, из предлагаемого, или предполагаемого множества. По сути, такая функция, является производной к первообразной видимого пространства. Если взглянуть со стороны на эту первообразную и цепочку её возможных последовательных производных, видно, что каждая следующая формула, будет упрощаться по конструкции, а конечная производная, вообще может быть равна константе.

Зачастую, такие операции дифференцирования производится по основным переменным. Считаем, что это цвет и форма, что будет, конечно, весьма упрощённо. При взятии частных производных по этим параметрам, в результате, получаем следующее.

Взятие частной производной по цвету, в конечном счёте, приводит к монохромной живописи.

Последовательное дифференцирование по форме, превращает живопись в абстракцию.

Наиболее известная в искусстве, полная производная высшего порядка по этим двум переменным - «Чёрный квадрат». Сама по себе, не является конечной, но её, в полной мере, можно считать пределом живописи, том числе, и реалистической.

Справедливости ради, заметим, что подобные исследования проводились и до Малевича, французом Альфонсом Алле.

В 1883 году, он представил объект, под названием «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу». Картина представляла собой чистый белый лист бумаги, который, действительно можно считать пределом всей живописи и рисунка. И, если хотите - константой, оставшейся после всех «упростительных» преобразований.

Добавлю. У Альфонса было еще два полотна, почти абсолютно предвосхитившие Малевича: «Битва негров в пещере глубокой ночью», и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Оба представляли собой монохромные прямоугольники чёрного и красного цвета соответственно. Они также датируются 1883-м годом. К работам Альфонса отнеслись как к стёбу, тем более что сам он был записной приколист, а вот Малевича восприняли всерьёз. Основная причина - соответствие находки и текущего исторического периода. То, что 1883-м казалось пустою шуткой, в 1915-м стало супрематизмом.

рассказы

Previous post Next post
Up