Шри Ланка. Дороги и всё, что с ними связано.

Jan 30, 2009 15:41


За свою "карьеру" путешественника мне довелось водить машину во множестве стран. Меня уже не пугает ни английский вариант направления движения, ни эквадорские грунтовые серпантины. Даже раскалённые камни чилийской Атакамы не приводили в какой-то там ужас. Поэтому цейлонские трассы представлялись достаточно простыми, учитывая небольшие размеры острова и отзывы в интернетах, что дороги "хоть и узкие, но качественные". Реальность, как всегда, оказалась круче любых рассказов. Во-первых, сразу же расскажу о прокате машин. Шриланкийцы искренне считают, что белый человек машину водить если и умеет, то только в специальных резервациях, к которым относится Европа, Северная Америка и прочие цивилизованные Австралии. Поэтому большей частью предлагается аренда автомобилей с водителем. Меня такой вариант не устраивал принципиально: две недели терпеть какого-то постороннего человека, который в любом случае будет гнуть свою линию по поводу маршрута, питания, ночлега и т.д. - нафиг не сдалось. Однако найти контору, которая бы согласилась выдать мне ключи от машины с "автоматом" и без ограничения пробега, оказалось нелегко. Путём перелопачивания большого количества ссылок был выбран Argus Car Rental, представляемый на Цейлоне какой-то организованной группой лиц под неизвестным названием. На всякий случай - вот телефон одного из лидеров этого коллектива: +94 773207107, зовут как-то совсем по-испански - Антуан Перера. Хотя на вид вполне сингал. Телефон дал не просто так - своего представительства в аэропорту нет почти ни у кого, Перера сам отправил мне SMS, когда мы ещё торчали в Ченнае. То есть с ними лучше заранее договориться, чтобы машину подкатили к залу прилёта. Вас встретят с табличкой. И ведь как - впервые меня встречали с именной табличкой, а я это прошляпил, не увидел. Уже потом, в Дели, я проникся ЧСВ, увидев кусок картона со своим именем, а тут было обидно. Итак,автомобиль есть. Сразу же обозначаются проблемы.
То, что вы видите на верхнем снимке - это нормальная рбстановка на цейлонской дороге. Правила теоретически имеются, но чтобы кто-то их соблюдал, - такого я не заметил. Вся страна при этом представляет собой одну большую деревню, иногда переходящую в какое-то подобие города. Да, в Европе тоже не так много незастроенных мест, такого, чтобы проехать полсотни километров, не въезжая в населённый пункт, нет. Но при этом есть развитая сеть автострад, большая часть из которых платная, зато удобство их не оспаривается, по-моему, никем. Шри Ланка - это песнь отдельная. Несколько свысока смотря на европейских водителей, которые несколько избалованы строгим следованием требованиям ПДД со стороны окружающих, я наивно предполагал, что на Цейлоне буду королём среди водителей. Однако жизнь - штука смешная, и любимое её развлечение - обламывать возомнивших о себе белых. Как бы круто вы не передвигались по хаосу пробок российских городов, какие бы фортели не выписывали под мухой на "встречке" - забудьте всё. Весь предыдущий опыт вам не поможет ни на йоту. Первое, с чем вы столкнётесь - отсутствие навигации, без которой ориентироваться очень непросто. Ни iGo, ни TomTom по состоянию на начало 2009 года карт Шри Ланки не имеют. Попытки воспользоваться OziExplorer могут принести успех, если найдёте приличную карту, уже отсканированную и привязанную по координатам. Я такой не нашёл. Есть что-то от Vito Technologies, но нет возможности оплатить программу и карту кредиткой, поэтому за точность и подробность ручаться не могу. Я в итоге пользовался Google maps в своём айФоне (правда в варианте xGPS, позволяющем использовать загруженные ранее карты без выхода в Интернет - подходит только для джейлбрейкнутых аппаратов, ЕВПОЧЯ). Но на картах от Гугла тот же Коломбо - это просто пересечение трёх дорог, хотя на самом деле - это огромный город, проехать через который не заблудившись - подвиг, достойный звания Заслуженного Сусанина. К счастью, одна бумажная карта была куплена ещё в Петербурге ("Буквоед" на площади Восстания), вторую, более подробную, дали прокатчики вместе с машиной. Так и ездили: по айФону определяли примерное местонахождение, прокладывали маршрут уже по карте "реальной". Upd.: Google услышал критику и карта стала более вменяемой, но ещё далека от европейского совершенства.

Сложность навигации заключается ещё и в том, что определить в какой деревне ты сейчас находишься, обычно не представляется возможным. Населённые пункты перетекают один в другой, названия (тем более на английском) на табличках присутствуют далеко не везде, скорее чуть более чем никогда.
Вторая большая проблема - водительское удостоверение. Однозначной информации о том, действуют ли на Шри Ланке международные права, нет. Увы и ах. Вроде как Шри Ланка присоединилась к Конвенции ООН от 1949 года, но, судя по всему, с какими-то оговорками. Во всяком случае, как объяснили подонки-полицейские ночью в Коломбо, вымогая штраф в 50$, в течение трёх дней по прилёту необходимо куда-то съездить, заполнить формы, отдать фотографию и сдать экзамен, после чего выдадут справку, что белый умеет водить машину. Это, конечно, полный аллес капут, потому как если и начинать проверять, кто умеет водить, а кто нет, то лишать прав необходимо подавляющее большинство населения Шри Ланки. Так что совет простой: старайтесь не заезжать ночью в Коломбо. Во-первых, вы там заблудитесь окончательно, так как в тёмное время суток дороги перекрываются, превращая город в настоящий лабиринт, во-вторых, блок-посты через каждые сто метров достанут основательно. Теперь о мутантах, с которыми придётся иметь дело. Король цейлонской дороги - автобус. Ещё можно смириться с существованием чего-то мелкого или полудохлых индийских "ТАТА". Но как только вы видите творение местного автопрома под названием "Lanka Ashok Leyland" - готовьтесь к худшему, потому как в водители этого агрегата берут только людей со справкой. Минимально необходимый диагноз - вялотекущая шизофрения. То, что вытворяют эти шайтан-арбы, не поддаётся никакой логике. Уж насколько отмороженные водители автобусов в Южной Америке, до дзена этих буддистов им ещё пилить и пилить. Обгон в повороте, резкая остановка - это в порядке вещей. Но куда круче увлажняет шорты другой фокус: вы едете по своей полосе, на встречной, как всегда в самом невообразимом месте, останавливается такой же автобус, за которым еде его коллега. И за две недели я так и не привык, что водитель автобуса даже не подумает притормозить: он просто начнёт объезжать препятствие, возмущённо просигналив (отдельная тема - "бибикалки" ставят явно с парохода) и фактически согнав встречные легковые с их собственной полосы.
Кто ещё доставляет мамму удовольствия - это тук-тук. Тук-тук может появиться откуда угодно, траектория его малопредсказуема. При этом любит занимать целую полосу, и хоть обгудись ему - половина так и не сдвинется, чтобы пропустить.
Но в общей массе водятлы тук-туков более вменяемы. Кататься на этом агрегате - на свой риск и страх. Мои ощущения были неоднозначными - с одной стороны интересно, но с другой я воспринял эту поездку всё же как экстремальное развлечение. Устойчивость этой скорлупки, сами понимаете, какая, при любой аварии пассажиры будут смешно разлетаться из неё в разные стороны.
Зато колонна из тук-туков, празднуящая что-то (или протестующая), смотрится весело.
Остальные участники дорожного движения отморожены чуть менее чем полностью, поэтому к их выкрутасам привыкаешь быстро. Хотя встречаются и совсем удивительные артефакты.
При подобном движении шриланкийские дороги слабо приспособлены для подобного трафика. Четырёхполосные встречаются крайне редко, но это не спасает - крайняя полоса тут же занимается припаркованными машинами, автобусами, тук-туками, пешеходами, продавцами всякой хрени и т.д., в итоге ехать по такой дороге даже тяжелее, чем по узкой двухполосной. Тротуары почти нигде не выделены.
Общее состояние полотна - средней паршивости по всей стране. Где-то лучше, где-то хуже. Полной задницы почти не встречается, но кое-где есть.
Что особенно неприятно - нет прямых дорог. Любое шоссе - это бесконечный поток поворотов, следующих один за одним. И никогда не угадаешь, глядя на карту, какого плана будет эта трасса - просто извилистая или стовосьмидесятиградусные развороты через каждые пятьдесят метров. Равно как невозможно определить, какого качества окажется тот или иной путь. Так, например, вот эта дорога отмечена на картах как второстепенная:
А вот это - национальное шоссе А7.
На котором против своей воли нам пришлось играть в передвижной зоопарк. Белые люди в последний раз тут были, наверное, лет тридцать назад. Когда мы проезжали, аборигены замирали как в Немой сцене от Гоголя. Особенно запомнилась группа товарищей, грузившая брёвна: они застыли в неудобных позах, держа огромное бревно, провожая нас молчаливыми взглядами, и только один, стоящий в кузове, сказал: "О-о…"
А вот фото из машины с национального шоссе А18, которое на карте тоже отмечено жирной красной линией.
Иногда может встретиться и такое. Не так всё весело, кстати, один раз наблюдали, как туповатый слон интенсивно бодал грузовик, водитель которого явно не знал, что ему с этим со всем делать.
Перенаселённость острова порождает и чисто бытовые проблемы. Так, захотев пописать, вам будет сложно найти место, где можно было бы сделать это, скрывшись от чужих глаз. Просто потому, что везде чьи-то дома. В принципе, можно попроситься в любой магазин - белого скорее всего пустят. Но санитарное состояние даже домашних туалетов весьма печально, дырки над ямами в российских деревнях часто выглядят приличнее. Но вот одна страховая компания запустила программу что-то вроде "Сделаем Цейлон чистым!". И построила сеть бесплатных туалетов. Которые поддерживаются в надлежащем состоянии. Обычно указатели на них стоят аж за три километра.
Из других проблем… Во всём мире ночью водить легче, если ты выспался и не особо устал. На Шри Ланке ситуация обратная. Местные абсолютно не понимают, что дальним светом можно пользоваться только тогда, когда нет машин перед тобой и за тобой. Половина страны ездит просто с дальним. Привычка обгонять в поворотах по ночам обостряется в разы. Смог. Возраст большинства автомобилей, а главное - качество топлива… Такого устойчивого запаха выхлопных газов нет нигде. Ладно бы город - на трассах то же самое. Светлая футболка через час становится серой, хоть закрывай окна, хоть нет. С лица вечером смываешь слой копоти. Не шутка - кусок ваты со спиртовым лосьоном становится чёрным только от соприкосновения со лбом. В итоге… Планируя поездки, учитывайте, что путь в 200 километров скоре всего займёт у вас не менее четырёх часов. Каким бы Шумахером у вас дома вы не были, на Шри Ланке средняя скорость всё равно не превысит 50 км/ч. А в остальном - жить можно. Все вышеупомянутые проблемы доставляют массу неудобств, но лично мне гид видится большим злом. Ещё о Шри Ланке: Национальный парк Udawalawe. Сигирия, фрески. Сигирия. Шри Ланка. Дороги, и всё, что с ними связано. Дондра (Девинувара). Мыс Дондра. Дамбула. Галле. Шри Ланка. Ещё на автомобильную тему. Рыбаки на палках. Канди. Шри Далада Малигава - Храм Зуба Будды.

Оригинальный пост на flinter.ru

фото, путешествия, шри ланка, дороги

Previous post Next post
Up