Собираясь путешествовать по стране, относимость которой к локомотивам мировой экономики сомнительна, задуматься о состоянии дорожной сети следует очень серьёзно. "Тюленям", понятное дело, до лампочки качество асфальта и наличие дорог, но тому, кто ставит целью посмотреть, как люди живут и чем богата страна, это принципиально. В своё время
в Чили нам пришлось отказаться от посещения некоторых мест именно из-за отсутствия нормальных дорог, по которым бы безболезненно могла бы пройти "корса". Поездка на Мадагаскар тоже была отложена до лучших времён (хотя учитывая нынешние события на острове, неизвестно, когда эти лучшие времена настанут). Потому очередная серия "Дорожного обозрения" для потенциальных путешественников. Понятно, что живущие там
Апач,
Котопакси,
Ксюра,
anna_ekat и многие другие могут рассказать куда как больше, в чём-то я могу оказаться не совсем правым, но мои впечатления - это наблюдения обычного туриста, у которого есть пара-тройка недель, за которые надо успеть посмотреть как можно больше. Первое, что хотелось бы отметить - в прокате берите джип. Посылайте лесом любые предложения о легковых автомобилях, душите собственную жабу. Экономия на средстве передвижения аукнется в дальнейшем. Чем не может похвастаться Эквадор, так это сетью автобанов. Приличные дороги перемежаются полнейшим беспределом. Постоянный полный привод не обязателен, но пару раз передний мост подключать пришлось. Начнём. Почти все снимки из машины -
Машкины. Итак, путь в большинстве случаев начинается в Quito. Ничем особо примечательным дороги в столице не отличаются. Разве что на юге города асфальт скорее отсутствует, но
заезжать в эти кварталы не следует в любом случае. Выделенные полосы для общественного транспорта работают, никому не приходит в голову воспользоваться ими, потому как "только лохи тошнят в пробках, а чёткие пацаны едут там, где свободно". Ну и кроме меня ещё, но я просто заблудился, честное слово - выехал при первой возможности.
Это описание построено на основании нашего маршрута, которые если и не идеален, то вполне логичен. На юг до Ambato идёт шоссе 35, оно же Панамерикана, объезженная нами в Чили. Дорога тут хорошего качества, но стоит вам свернуть налево в сторону вулкана Cotopaxi, как прелесть внедорожника начинает ощущаться всеми четырьмя большими колёсами.
Любоваться чудесным вулканом спокойнее из джипа, чем постоянно отвлекаться на мрачные мысли, не застрянет ли в этих красотах прокатная малолитражка. Линии на карте обманчивы. Это не Европа, здесь соответствие нарисованного и реального не всегда очевидно. Выезжая от Котопакси на Панамерикану с южной стороны, судя по плану местности, надо ехать по нормальному шоссе. На самом же деле это грунтовка. Часто ли вам приходится форсировать водные преграды дома? Нет, мост не прилагается, обойдётесь бродом.
Из Амбато на восток до Baños идёт вполне приличная, хотя и узкая дорога. Каких-либо засад по дороге туда не встречается. От Баньоса до Puyo дорога проходит через Долину водопадов, о которой я расскажу подробнее, но не сейчас. Здесь уже чувствуется дыхание джунглей, шоссе вьётся вдоль реки, постепенно спускаясь с массива Анд в Амазонию. Несколько тоннелей, которые встретятся по пути, заставят помянуть всех духов Хельхейма: с необработанного потолка льётся вода, об освещении можно забыть, самый длинный тоннель при этом ещё и довольно круто поворачивает, так что свет в его конце не виден. Всё время кажется, что вся эта многотонная скала сейчас рухнет на крышу машины, сплющив нас бедных так, что и Гарму на бутерброд соскрести нечего будет.
А вот на обратном пути от Баньоса к Амбато надо быть осторожнее: перед этим поворотом не зря стоял знак ограничения скорости. Вроде ничего опасного не видно, но тормозить машина почему-то отказалась, зацепив асфальт только в последний момент. С заносом, но всё же сумел вписать "Гранд Витару", повезло, что никого не было на встречной. А вообще начал вспоминать, что там со страховкой на машину. И с медицинской…
Панамерикана от Амбато дальше на юг. Проходит на высоте от 3000 до 3800 метров над уровнем моря. Поначалу хороший асфальт, но периодически в нём встречаются немалых размеров дыры. Так что держите глаза открытыми, а варежки с точностью до наоборот, потому как сюрприз может быть очень неприятный. Равно как и автобус, вылетающий из-за поворота.
Ещё одна опасность этого участка дороги - красивая. Можно засмотреться на облака, проплывающие где-то внизу. И полететь навстречу этим облакам. Соответственно, вниз.
Периодически придётся ехать сквозь те самые облака и без полётов. В облаке сыро и прохладно. Местами нифига не видно.
Ближе к Cuenca Панамерикана стремительно портится, Об асфальте на какое-то время забываешь, отбойники если и есть, то сложенные из камней. Шумахерам здесь не место. При этом трасса может быть весьма забитой, что добавляет удовольствия.
От Куэнки до города Loja ничем примечательным шоссе не отличается. А вот от Лохи к порту Machala приходится ехать сначала по платному участку Панамериканы (непростительно дёшево), а затем отворачивать в сторону океана, если не хотите оказаться в Перу. Тут главное не промахнуться с поворотом, как сделали мы. Раньше чем надо взяли направо и оказались на очень красивой, но всё же грунтовке.
Машка именно тут встретила свой день рождения, но беда была в том, что надо было спуститься с высоты за 2000 метров, пробив слой облаков. Вводные: грунтовка без отбойников, кое-где шириной в одну машину, в одном месте проходящая по спине хребта (да-да, пропасть справа, пропасть слева), к тому же стремительно темнеет. Если верить карте, где-то впереди будет река, переправа через которую почему-то не помечена. То ли её нет, то ли просто краска на карте стёрлась. Была, хотя и стрёмная. От Мачалы до экономической столицы страны - города Guayaquil - идёт двухполосное шоссе. Что-то неприятное или удивительное о нём не скажешь. Замечу лишь, что тот банан, который лежит у вас в холодильнике, с вероятностью 30% родился здесь. Интересно, что упаковываются бананы ещё на ветках - вон те синие пакеты.
От Гуаякиля в сторону городка с говорящим названием Playas - Пляжи - идёт платное шоссе. Засада тут одна, с которой справиться можно, если будет воля содержателей трассы. На пункте приёма платежей (доллар или два - не помню) вас сначала встретят торговцы какими-то мутными пирожками. А у самого окошка тусуются стайки мальчишек, которые налетают на машину с воплями "уно доллар, сеньор!" Они не просят, они хватают руку, протягивающую плату, и чуть ли не вырывают деньги. Тут главное нащупать ладонь пожилистее и опустить монетки в неё. Скорее всего вы выиграете суперприз, и деньги попадут туда, куда надо - собирателю дорожной подати. Иначе придётся начинать второй тайм по тем же правилам.
Дальше всё не так сказочно. А если и сказочно, то как-то по-гауфски. Прибрежная дорога радует океаном с запада. Больше ничем. Ruta del Sol - Дорога Солнца на самом деле должна называться Дорогой Срача. Остатки асфальта перемежаются огромным количеством мусора и бесхозными свиньями. Эквадорцы - народ чистоплотный, личную гигиену они блюдут маниакально. Но вот вылить ведро с помоями на дорогу рядом с домом для жителей эквадорской Косты - раз плюнуть.
На самом деле обидно, что собственные деньги эквадорцы просто смешивают с грязью. Такое океанское побережье ещё поискать надо, но уровень благоустройства, увы, стремится к нулю.
Редкие оазисы благополучия не портят общую картину упадка. Говорить об инвестициях, новерное, глупо и по причине нынешнего кризиса, и из-за президента-социалиста, что нравится местным индейцам, но пугает буржуев-империалистов. Хотя та же Manta выглядит очень приличным городом. От Манты дальше на север можно проехать по местным дорогам, всё равно окажетесь на шоссе №5, проходящем по сухому тропическому лесу - уникальной экосистеме. А вот с продолжением путешествия нет всё просто. Трасса доходит до города Bahia de Caráquez. Когда-то здесь была стандартная прибрежная пердяевка, но после землетрясения правительство Эквадора решило отстроить на месте руин город образцовой культуры быта. Получилось или нет - вопрос, как минимум, спорный. Но главное - моста через залив тут нет, на противоположный берег ходит паром. Ходит примерно раз в час. Нам не повезло: на переправу выстроилась огромная очередь. Подумав, решили объезжать водные просторы посуху.
Будьте готовы к хреновой дороге и заводям, в которых выращивают креветок. Если членистоногие (?) вас трогают мало, то пейзажи Tosagua будут навевать тоску и мысли о рабочем ходе подвески.
Эта местность навевает тоску. Какая-то беспросветность чувствуется и в пейзаже, и в домах, и в местных жителях. Даже буйволы тут скорбят о своей участи.
Восхваляя изобретателя внедорожников, вы всё же доберётесь до того места, куда бы вас высадил паром - город San Vicente. Здесь по-неволе задумаешься, а не стоило ли подождать парома. С этого берега Бахия де Каракез кажется сказочным городом. Образцовой культуры быта.
Дальше на север, чуть не доезжая деревушки Coaque, вы пересечёте линию экватора. Забавно, уже позже, сидя
в ресторанчике Славы, которого знают под именем Настоящий Индеец, - "Ala Brava" - на улице Portugal в Кито, я спорил с ним по поводу этого места. Он, привыкнув к тому, что монумент Mitad del Mundo - Центр мира - находится чуть севернее столицы Эквадора, какое-то время никак не мог сообразить, что линия экватора опоясывает весь земной шар, а не сконцентрирована недалеко от его дома. Хотя к тому времени мы уже второй раз ходили за ромом, а потом его жена - эквадорка Дженни - везла нас на своей машинке посмотреть на ночной Кито с высоты птичьего полёта, но нифига не было видно, потому что мерзкое облако именно в этот момент решило занять эту же точку пространства, а на следующее утро улетать…
Кстати об эквадорской пунктуальности. Примерный перевод надписи на этом щите, как я понимаю, мол, с 2000 по 2004 год здесь будет построен туристический комплекс, собственно, Mitad del Mundo №2. Кадр сделан в начале 2008 года. Кроме таблички ничего так и не построено.
А вот дальше внимание. Хотя всё равно потенциальному путешественнику это не поможет, так как объезда практически нет. Как только вы проедете город Pedernales, начнётся она самая. С ручкой.
Несмотря на высокий клиренс "Гранд Витары", большие колёса и прочие прелести внедорожника, следующие 50 километров мы ехали больше двух часов. Влажный лес, креветочные заводи, негры в резиновых сапогах, соломенные крыши… И дорога, о которой иных слов кроме как "пиздец полный" не находится.
Напомню, что это - основная прибрежная дорога. Вернее, единственная. Аборигены смотрят на нас с интересом - туристы тут редкость. И с сочувствием. Остаётся только глухо материться.
От Atacames в сторону Кито дорога серпантином забирает в Анды. Пристойного качества, но на рекорды скорости лучше не рассчитывать - здоровее будете. Встречаются интересные рекламные щиты.
На город Bancos мы очень рассчитывали - надо было снять денег с карточки. Название не обмануло: количество банкоматов на душу населения рекордное. Хотя с этим в Эквадоре проблем, в принципе, нет.
От Кито на север в сторону Otavalo уходит всё та же Панамерикана хорошего качества, но рядом со столицей - излишне извилистая. Народ при этом звереет, движение хаотично. Наших инспекторов ДПС туда - озолотились бы.
А вот от Кито в сторону Baeza и дальше - к Tena и Nueva Loja уводит шоссе 28. До Баезы оно с хорошим покрытием, но переваливается через Анды, пробиваясь через перевал на высоте за 4100 метров над уровнем моря. Скорее всего ничего страшного по этому поводу с вами уже не будет: вряд ли вам придётся добираться сюда от океана за один день, а даже с сутками акклиматизации на высоте Кито или Отавало проблем быть не должно.
От Баезы мы забирали на север в сторону Нуэва Лоха, ставя себе целью
водопад Сан Рафаель. Здесь пасторальные картины и узенькая дорожка, на которой бывает сложно обогнать тащащийся трактор. Могут возникнуть проблемы с заправками - они охраняются.
Интересны мосты на этой дороге: дёшево и сердито.
Что можно сказать в итоге… Эквадор - одна из самых интересных стран для посещения. Я бы крайне рекомендовал её для самостоятельного путешествия. Более того, не вижу ни малейшего смысла лететь туда через турагенство, сказал бы даже, что считаю это идиотизмом. Договариваться с местными гидами (в том числе и русскоязычными) можно, можно и из дома по Интернету, благо адресов и телефонов в сети предостаточно. Но, являясь апологетом полностью автономного плавания, со всей ответственностью заявляю, что Эквадор приспособлен для исследования и без платных помощников. Взяв в прокате внедорожник, вы сможете посетить практически все места страны, которые могут вас заинтересовать. Понятное дело, кроме лоджа в джунглях или вершины вулкана, хотя на вулкан Tungurahua рядом с Баньосом мы чуть было не заехали. Что, правда, чуть было не закончилось полётом в пропасть, когда дорожка неожиданно кончилась. Подниматься выше пешком не стали, что, кстати, на этой вершине запрещено. Хотя бы потому, что через три дня после этого он рванул хорошим извержением. Все проблемы с эквадорскими дорогами не являются непреодолимыми. Тем более что население доброжелательно, помощь всегда можно найти. Движение хоть и хаотично, но до уровня
шри-ланкийского беспредела Эквадору далеко. Водить достаточно легко, главное соблюдать элементарную осторожность, помня, что собственная жизнь не стоит выгаданных тридцати минут. Потому как цель пути где-то там далеко, а обрыв в метре от колеса. С отелями вопросов тоже не возникает, если это не канун Нового года в Баньосе, но об этом я
уже писал, причём
в двух частях. Так что дерзайте. Я не смог бы сейчас выбрать лучшую свою поездку, но Эквадор - однозначно в числе фаворитов. Upd. от
Ксюры: у нас всё довольно быстро меняется. очень теперь надо в вашей с Машей (кстати, ей приветище) истории переписывать часть про Косту. тут крепко взялись за дороги, убитых кусков всё меньше. мы только что вернулись почти с колумбийской границы, куда люди не ездили прежде всего из-за отсутствия нормального покрытия на часы езды. про те места даже бравые тур-возилы рассказывают невероятную вранину. про людей с пёсьими головами, конечно, не врут, но вот про негров, которые завозят белых на острова и там убивают - просто в один голос. сейчас можно туда: нормальная дорога, из неудобств только ночной гам в Сан-Лоренцо, но мы сами идиоты, надо было ночевать за городом или на в Лас Лимонас, где тишина. в ночь с субботы на воскресенье. Ещё об Эквадоре:
Эквадор, Кито. Субботняя зарисовка. Эквадор. Водопады. Welcome to the jungle. Часть вторая. Welcome to the jungle. Часть первая. Эквадорский автопарк. Южные кварталы Кито. Отели Эквадора. Часть вторая. Отели Эквадора. Часть первая. Оригинальный пост на flinter.ru