Великобритания. Дороги.

Sep 13, 2010 15:12


Продолжу-ка я сериал о самостоятельным перемещениям на четырёх колёсах по пампасам и цивилизациям.
Сегодня повествование пойдёт об одной из наиболее интересных континентальным жителям тем - вождении машины в Англии.

Как известно, Великобритания отличается от подавляющего количества нормальных стран тем, что движение на радость поклонникам праворулек с японских свалок. К.О. утверждает, что островитяне всё же были первыми, кто пришёл к мысли о том, что руль должен быть в бардачке, поэтому старых "японок" тут почти не встретишь - традиция езды по встречке тут давняя, автопром под неё подстроился давно.
Вообще Англия просто создана для туризма без троглодитов в лице турагентств. Простая виза сразу на полгода, дешёвые перелёты для обитателей невских болот, особенно учитывая радостные вести-ласточки. Многих останавливает именно движение, в котором надо держаться левой стороны дороги. Но не всё так страшно.





Рассказывать о том, где и как в Великобритании арендовать машину, я, пожалуй, не буду: сотни сайтов как дискаунтеров, так и крупных сетевых контор. Каких-либо рекомендаций по марке, понятное дело, тоже быть не может. Единственное: если вы не убеждённый пруль, то берите машину с автоматической коробкой. Крайне рекомендуется навигатор: одновременно высматривать ориентиры, пометки на карте и левостороннее движение - привыкаешь не сразу.

Вообще Англия - одна из самых комфортных для жизни стран: не по климату, естественно - он на Острове отвратнейший, - а по обустройству всего того, что эту самую жизнь делает приятнее. Опять же - не берём условный Саутворк в Лондоне, но большие города - это всегда вещи в себе.

Что касается организации дорожного движения, то здесь англичане могут дать фору кому угодно. Количество полезной информации для водителя огромно, практически не встречается откровенно идиотских разъездов и перекрёстков. С непривычки, правда, разобраться не очень просто, особенно в разметке, которая, наверное, одна из самых подробных в мире.



Для пешеходов англичане ввели специальную разметку:



И даже знаки для нетипичных случаев: смотреть налево, машины едут направо.



Туристам из стран победившего разума, где машины едут в нужном направлении справа, эти подсказки как елей по сердцу: к тому, что автомобиль может появиться совсем с другой стороны, ступая на дорогу, постоянно забываешь.  Хотя к левостороннему движению как водитель привыкаешь достаточно быстро. За все мои пребывания в Великобритании, когда я сам водил машину, откровенно попадал я лишь дважды. В первый раз по прилёту в Стэнстед, взяли машину, поехали. На одной из местных, узких дорог навстречу двигался "мерседес". Я по привычке начал принимать правее, "мерзавец" повторяет мой маневр, пристраиваясь чётко к лобовой. "Придурок!" - успеваю подумать про него, только после этого вспоминаю, что придурок тут тот, кто придумал ездить по левой стороне. Ну и я немного.

Принимаю влево, оттормаживаемся. В "мерседесе" семейство: три ребёнка, мама и папа - типичный представитель типа "бирмингемских работяг": мордатый, коротко стриженный, так и просящийся на обложку какой-нибудь книги Бримсона. Он открывает окно и готовится начать речь, но я успеваю первый: "Сорри, сэр! Тудэй фром континент!" Глядя на мою жизнерадостную физиономию, абориген стухает, понимая, что случай всё равно клинический. Желает быть внимательнее, и мы разъезжаемся.

Тут стоит отметить некоторую особенность английских дорог. Нет, автобаны будут очень даже приличными, широкими и мало чем отличающимися от общеевропейских кроме как почти полной бесплатности (мной был обнаружен только один платный мост Квин Элизабетт II через Темзу к востоку от Лондона):



А вот дороги местного значения - это разговор отдельный. Если в Европе это будет обычная двухполоска с обочинами, вполне себе привычная для нас, то в Англии, где земля - на вес золота и овечьей шерсти, где традиции огораживания породили пролетариат и фактически уничтожили крестьянство, каждая дорога давалась с боем. Оттяпать у землевладельца кусочек для прокладки общедоступного проезда было не так-то и просто, как и сейчас. Поэтому вполне себе типичная дорога, как сказали бы у нас, "республиканского значения" выглядит вот так:



Местные привыкли и разъезжаются на скорости не притормаживая. Я же каждый раз ждал скрежета металла о металл или о камни заборов.





Второй раз местным порвало шаблон в Глазго: съезжая с автострады в черте города, чтобы развернуться под ней, как-то представилось, что я сейчас уйду направо под мостом Володарского, потом снова направо, на мост в сторону Ивановской… В принципе можно понять удивление водителей машин, готовившихся во все три ряда начать движение на загорающийся зелёный, когда им навстречу вдруг выворачивает скромный "ноут", чудо, сидящее за рулём, машет всем ручкой и уходит направо.

А так при наличии навигатора и "автомата" уже к концу первого дня чувствуешь себя истинным прулём.

Определённые проблемы возникают в "горах" - холмистой части Острова. Опять же: из-за проблем с собственностью на землю никаких тебе спрямлений. Как договорились, так дорога и пойдёт. В Уэльсе и Шотландии движение по некоторым дорогам превращается в американские горки. Летать тут не рекомендуется, потому как можно и улететь: повороты в спуске сразу же за подъёмом - обычное дело. А как бы вы круто не водили машину, в воздух реля она случается всё равно паршиво.



При этом сами англичане практически не превышают. И другим не советуют. В отличие от европейских стран, камеры-радары тут висят не для красоты. Обычно они отмечаются знаками, но видно и так: большинство работает по уходящей цели. Коробка смотрит вам в спину, на асфальте же нарисованы градуированные линии, скорость вычисляется не только радаром, но и по времени пересечения меток на линии. И, сцуко, работает: в Лондоне ночью передо мной пролетел таксист, которому вслед ударила вспышка фотоаппарата. Ему-то штраф, а я проморгаться не мог несколько минут.

Поэтому большинство держит 70 миль на трассе, 50 на обычных дорогах, 30 - в городе. Штрафы не просто кусаются, а просто живьём едят, поэтому гонять не стоит.

Качество покрытия в большинстве своём - хорошее. Не везде и не всегда, но дыр в асфальте не встречал.



Пиетет перед частной собственностью с точки зрения гражданина одной шестой суши порой достигает маразма. Так как вся земля нарезана в частную собственность, такого понятия как "выйти погулять в лес" на Острове не существует. Я не доехал до самого края Шотландии, от Инвернесса повернул на восток, а оттуда обратно на юг, но в объезженной части Великобритании практически вся земля огорожена заборами. Поэтому порой встречаются удивительные указатели: "Прогулки по лесу. Бесплатно."

Тот же знаменитый Озёрный край - это несколько озёр, посмотреть на которые можно только сверху с дороги, так как все берега заняты частными домами. С причалами, лужайками и прочими ништяками. И никаких водоохранных пятидесяти метров. Проехать к берегу можно, например, въезжая на паром.



На востоке страны после обильных дождей можно попасть в наводнение. Дороги идут в низинах, поэтому лужи разливаются роскошные. И альтернатива: объезд в 200 миль (даже не километров) или рисковать машиной. С одной стороны - не своя, прокатная. С другой - и жалко, и гидроудар страховкой точно не покрывается. С обеих сторон кучки машин, ждут смелых, кто покажет пример.



Повезло: мы проехали, хотя самая большая лужа была метров двести и достигала порогов.



Узость дорог и частная собственность порой толкает в преисподнюю. Поняв, что еду не туда, решил развернуться, использовав для этого чудесный луг слева. Зелёная травка, воздух после дождя свежий. Пахнет овечьим навозом.

Но как только все четыре колеса оказались на траве, машина повела себя странно: она поехала куда-то вбок, дрифтуя в своё удовольствие. Оказалось, что под тонким слоем травы - мокрая, плотная глина. Покрышки сдирали зелень, а дальше уже как на льду, не проваливаясь ни на полсантиметра. Посадил за руль супругу, сам пытаюсь толкать машину в багажник. Результат на лице, джинсах и куртке: я грязен как Чумазик, машина же продвинулась глубже в луг, подальше от дороги. Ситуация какая-то идиотская.

На счастье приехали хозяева лужайки. Загонять туда "лэндровер" они не стали, сказав, что уже наученные опытом поколений. Подцепили двумя тросами и вытащили. От денег отказались.



Бесплатная парковка - сразу мимо. Только за деньги. Бросать машину просто так не рекомендуется: увезут моментально. У гостиниц обычно есмть свои паркинги. А вот разнообразные достопримечательности часто дерут деньги и за вход, и за стоянку автомобиля.



Как то ни странно, в некоторых городах бесплатно стоять можно, хотя далеко не везде. Например, в центре Эдинбурга паркоматов не было.



Отдельно стоит отметить Лондон.

В этом городе есть свои особенности в дорожном движении. То есть некоторые вещи просто экзотичны, как, например, кнопка светофора для людей на лошадях:



Или не вполне английские надписи в самом центре города на Эджвард-роуд (кстати, несмотря на то, что там даже полицейские носят нашивки, продублированные на арабском, по словам русскоязычной официантки в одном из ресторанов в начале улицы - это одна из самых безопасных улиц столицы, сами же арабы и бдят):



Или те самые двухэтажные автобусы. Кстати, оригинальный Routemaster ныне ходит только по маршруту №15 по Пикадилли.



А вот чем Лондон во многом уникален - это системой платного въезда в центр города. Суть такова: с 7:00 до 18:30 по будням за въезд в центральные кварталы города, а также Ноттинг Хилл водитель должен заплатить 8 фунтов (плата за весь день, то есть въезжать и выезжать можно неограниченное количество раз). Для жителей этих районов скидка в 90%, вроде как бесплатно для гибридов. Сама платная часть города помечена знаками: практически ©, но они мелкие и разглядеть сразу их сложно.

Работает система как часы: по всему центру развешаны камеры, любой движущийся автомобиль (припаркованные не видятся) автоматически определяется по номеру. Машина попала в поле зрения камеры - 8 фунтов долга перед обществом капнуло. Заплатить надо в течение дня, иначе припишут штраф, который уже совсем не 8 фунтов. Платить можно смской, карточкой, ещё как-то. Мы поступили проще: спросили у портье, тот дал номер телефона, по которому надо позвонить. На том конце провода девушка спросила номер машины, сразу же определила, что это серый "ниссан ноут", въехавший в "зону" с северо-запада, попросила продиктовать номер кредитки. Всё. Ах да, ещё спросила адрес, по которому прислать чек.

Отношение лондонцев к этой системе неоднозначное. Большинство против, но платят. Неоднократно вываливаются исследования о том, что платный въезд себя не оправдал и т.д. Как там было раньше, не в курсе, но днём в будний день улицы в центре выглядят вот так:



Но тут надо учесть, что Лондон ближе к окраинам пересекают несколько скоростных хорд, которые безо всяких блядских постов ГИБДД переходят в магистрали.

В любом случае жители британской столицы предпочитают общественный транспорт. Который тоже не дёшев, но всё равно получается выгоднее. При этом лондонское метро может преподнести сюрприз, прекратив на какое-то время движение по одной из линий. Да и интервалы между поездами несколько непривычны для избалованных двухминутными ожиданиями россиян.

О стиле вождения аборигенов: спокойный. Основной принцип: тише едешь - меньше штрафов. Мудаки встречаются, но не так чтобы часто. В одном из городков был запален дед, который в подземном паркинге выезжал, обдирая борта машин с обеих сторон. Париться он не стал - слинял. Моральные метания для меня решились просто: в углу висела камера наблюдения, поэтому не пришлось ни закладывать деда, ни крысятничать по отношению к владельцам побитых им машин. Сами пусть и разбираются по записи.

Оригинальные машины пока ещё встречаются, но всё реже. Как будто "Топ гир" и не английская передача.



Вообще англичане - нация достаточно лёгкая, не без самоиронии. Если не суббота вечером, конечно, тогда многие города превращаются в гулялова ужратых упырей: такого не снилось ни нам, ни финнам.

Но поприкалываться британцы любят:



Бензин - матерись не матерись, но сейчас 1.20 фунта за литр выложи.

Итогом: для поездок за рулём страна идеальная. Дорогая, зараза, но тут никуда не денешься. При  этом поесть как раз - вполне себе доступно, особенно если не в Лондоне. Что и к лучшему - сельская английская кухня великолепна, правда, в поездках стоит учитывать, что сами кухни в кабаках закрыты где-то с двух до шести-семи. Гостиницы дороговаты, но если использовать Хитрый способ, то эта часть в бюджете поездки уменьшается существенно и становится совсем ненапряжной.

Да, если прилетаете в Стэнстед и заказываете машину заранее, проверьте, где она выдаётся. А то заказали в одном месте, а тётушка на паспортном контроле огорошила, что сама контора в пяти милях от аэропорта. Хорошо "Бюджет" работал в полночь.

Как-то так.

Оригинальный пост на flinter.ru

фото, путешествия, дороги, англия

Previous post Next post
Up