В посте-рецензии на Супермена я поднимал этот вопрос, но вскользь. Пришло время бомбануть прицельно.
В мире есть место невероятным событиям. Это нормально. Кто-то выигрывает джек-пот в лотерее, хотя вероятность такого события ничтожна. С точки зрения выигравшего, с ним происходит вполне невероятное событие. Если он купит ещё один билет, то, конечно, вероятность выигрыша останется такой же, она не изменится от факта уже полученного джек-пота. Ничтожная вероятность, возведённая в квадрат, даст ещё большую степень ничтожности. И так далее. Мысль примерно понятна.
Однако, когда мы переходим к таким материям, как истории, включается немного другая парадигма. Действительно, читать про обычный день обычного человека неинтересно. В общем-то, про обычный день обычного эльфа - тоже. В центре интересных повествований - герои и события, причём последние должны быть в количестве. Значит, мы принимаем какое-то количество таких вот "невероятных" событий и совпадений на произведение.
Очень хорошим примером с этой точки зрения является, например, книга "Отыгрывать эльфа непросто". Разумеется, если рассматривать её как "попаданец-дроу во времена Второй Мировой", она представится чушью. Но этот подход неверен, нужно смотреть уровнем выше. Если рассматривать эту историю как произошедшую в мультивселенной ДнД (а из книги это напрямую следует, жаль, что не все знакомы с этой концепцией), то всё довольно логично и вполне в рамках. Да, совпало появление бога и главного героя, да, совпадения есть с первой диверсионной группой и с появлением ВаСю. Но всё остальное - вполне логичные следствия представленных обстоятельств.
А есть произведения, при знакомстве с которыми мне хочеться выть и рвать на себе волосы от несправедливости происходящего, от несоответствия сюжета даже намёку на теорию вероятности.
Например, Терри Гудкайнд и его книги "Первое Правило Волшебника", "Второе Правило Волшебника", etc (кажется, их всего 11). Причём очень обидно то, что книги хороши во всём остальном. В "Первом Правиле Волшебника" в начале повествования это самое правило подаётся как тривиальная житейская мудрость. Но весь сюжет построен на разворачивании смыслов этого высказывания слой за слоем, с кульминацией в финале. По сути, книга закручена вокруг этой фразы и очень хорошо проработана вглубь. Но вероятности... Ничтожная вероятность возникновения внеземной(тм) любви(тм), ничтожная вероятность того, что она будет взаимной, ничтожная вероятность того, что главные герои попадут в ситуацию, где только такая любовь их спасёт, невероятные совпадения мест, времён, событий... That's just too much. Поэтому я смог одолеть только два "Правила...", несмотря на их несомненные достоинства.
Или "Приключения Карика и Вали". Отличная познавательная детская книжка про мир насекомых. Мне было лет десять, но даже тогда меня возмутила абсолютная неправдоподобность "счастливых случайных встреч и совпадений", раз за разом на протяжении всего сюжета. Мне хотелось рвать волосы даже тогда.
Но апофеозом, побудившим меня написать пост, стала очередная серия "Доктора Кто". Причём не перезапуска. Когда я смотрел перезапуск (сезоны 9 - 13), меня поражало то, как построены серии. Доктор и спутники (числом обычно 2-3) прибывают куда-то, после чего разделяются (часто не по своей воле), после чего каждый делает что-то жизненно необходимое для успеха команды (зачастую сам не зная об этом), а в самый последний момент они случайно собираются вместе и сваливают в закат, чуть не умерев. И так из серии в серию. Я недоумевал.
А сейчас я смотрю Классического Доктора (60е годы) и понимаю, что это освящённая временем традиция сериала. В сериях пятидесятилетней давности всё происходит точно так же по таким же невероятнейшим паттернам! И я уверен, что в сериях, которые я пока не осилил, мало что изменится. То есть более пятидесяти лет идёт сериал, который практически в каждой серии заставляет меня приподнимать бровь в недоумении от количества совпадений в ней. Каждый грёбаный раз.
Вот как у них ничего не чешется, когда они такое пишут?!