Музыкальные фильмы

Feb 08, 2021 12:03

Прошлую итерацию разбора сочетания музыки и фильмов спровоцировал "Ла-Ла-Ленд". И он был средним ("не сказать ещё хужей").

Сейчас комплект мыслей сформировался по итогу просмотра "Тяжёлой поездки" (это ПРЯМО-ТАКИ ОГНЕННЫЙ ФИЛЬМ, СМОТРЕТЬСРОЧНОВСЕМ!) и "Rock of Ages". Ну, и "Tenacious D" туда же, хотя он был раньше.

Как музыка может сопровождать фильм? Как она может с ним связаться? В обычных фильмах музыка бывает закадровым саундтреком, песенками, которые слышат персонажи из радиоприёмников или магнитофонов, песенками, которые персонажи могут себе там как-то насвистывать. Персонаж может ставить у себя признанные хиты, чтобы зритель проникался музыкальным вкусом (привет, Железный человек). Но чтобы в фильме из уст персонажа в соответствии с сюжетом звучала полноценная песня, поддержанная комплексным аккомпанементом, фильм должен это подготовить. Фильм должен приложить усилия, чтобы "приблизиться" к музыке.

И когда это происходит, рождаются музыкальные фильмы. Кто-то пишет музыку под фильм. Это уже обсуждённые в прошлом посте Дисней, Скотт Пилигрим. И, например, Tenacious D. Где есть песенные вставки, которые заменяют скучный закадровый голос, например. То есть вместо экспозиции голосом идёт забойная песня с клипом, в которой поётся про то, что сейчас было/есть/будет. Очень сочно. Но давайте честно. Невозможно написать альбом хитов. Можно работать над песнями сколько угодно, но из альбома не могут "выстрелить" все. Что-то обязательно просядет.

А кто-то пишет фильм под музыку. "Rock of Ages". Фильм сильно напомнил мне Ла-Ла-Ленд. Просто сопливая история, за страданиями персонажей не очень увлекательно наблюдать. Зато песни. Это мы обсуждали ещё во время просмотра. Создатели сели на другой стул и не могли изменять текст. Зато они постарались выбрать самые мощные хиты. Прямо скажем, моего музыкального образования недостаточно, чтобы оценить все песни, я узнал одну-две, но ощущение того, что это именно хиты, у меня появилось. А это позволяет действительно создать на экране образ певца, который писал и пел эпик. А ещё этот фильм очень приятно смотреть, потому что РОЦК же. Всё то же самое, но с рэпом, не вызвало бы у меня симпатии. А с роком прокатывает.

Удивительно, что "Тяжёлая поездка" при этом тоже выглядит музыкальным фильмом. Там звучит одна-две песни, они вплетены сюжетно. Фильм посвящён музыке. Но её там немного. И фильм всё равно хочется ставить в один ряд с предыдущими тайтлами. За что? Чёрт знает. Забавно, что "Скотт Пилигрим" не выглядит музыкальным фильмом. Там есть песенные баттлы, там есть музыка, очень сильно вплетённая в повествование. Но нет.

Может быть, мюзикл/музыкальный фильм - это такой, где музыка или музыканты во главе угла? Так-то похоже. Скотт Пилигрим - фильм в первую очередь про гиков и любовь, а уже потом про музыку, музыка там - оформление. "Тяжёлая поездка" - фильм в первую очередь про музыку (да, любви тоже есть немношк). И это похоже на правду. Важно то, где фокус истории. Если фокус не на музыке, то делать её главной фишкой, вроде бы, не работает. По крайней мере, на меня. В "Ла-Ла-Ленде" и "Rock of Ages" - истории любви. На музыку там сделана ставка, в неё вложено много сил, но не она главная. И поэтому фильмы не работают полноценно. "Тяжёлая поездка" в этом смысле похожа, скорее, на фильмы "Братья Блюз" или "Перекрёсток". Прямо скажем, блюз - вообще не моя музыка, но фильмы мне очень понравились. Вот именно потому что история фильма в первую очередь про музыку, и через историю фильма я начинаю эту музыку слушать, оценивать и любить. Кстати, во время обсуждения фильмов тоже подумали. Если "блюз - это когда хорошему человеку плохо", то означает ли это, что хороший блюзмен - это по определению неудачник?

Так что... появился ещё один нюанс музыкальных фильмов, на который я теперь буду обращать внимание. Потому что музыкальных фильмов "на посмотреть" ещё достаточно.

музяка, кинчик

Previous post Next post
Up