Этот пост будут читать люди, которые не читают этот журнал постоянно. Для них: мои наблюдения и выводы зиждятся в основном на многолетнем опыте вождения словесок; я - эмпатическое полено; я на многое смотрю в свете теории игр (той теории игр, которая раздел математики). Достаточно.
Я не ездил мастером-региональщиком на игры. В прошлый заход в ролевое движение в 06-11 годах я просто не был на играх, где вообще региональщики были как явление, а с 19го я как-то больше игротехом ездил. Поэтому когда речь зашла о том, чтобы курировать Великий дом Телванни, я запросил ТЗ. Отслеживать ритуалы, сидеть на рации, передавать вопросы игроков и ответы мастеров, вбрасывать сюжетную информацию. Окей, "это, братцы, мне по силам, откажусь теперь едва ли". Отпустил себя с работы на два дня, собрал какой-то минимальный стафф и в четверг утром поехал на место. Дальше будут: забавные игровые моменты/эпизоды, организационные заметки, "цитаты великих".
Командная игра. Дом Телванни заезжали командой. Это, конечно, было заметно. Настолько, что я даже отмечал это на послеигровом параде. Все действовали слаженно и в интересах Дома. С одной стороны, это было круто - спаянная команда из дополняющих друг друга личностей, под руководством знающего свою цель лидера. У меня складывалось ощущение, что Телванни - это такой танк (с безлимитным боезапасом и запасом топлива) в Средневековой Англии. То есть он один на Англию, да. Но той крепости, к которой танк сейчас подъехал, противопоставлять ему нечего. С другой стороны... с моей точки зрения, равновесные с точки зрения лора фракции заполнять разными по принципу сборки командами - идея как минимум странная. То есть мне понятно, что тут уж как есть, если на Дом Телванни заявилась команда пожизнёвых друзей, а на Дом Редоран - отдельные игроки, то тут ничего не поделаешь. Да. Можно оставить это как есть (вроде, так и оставили), но можно и попробовать выправить ситуацию. Собственно, в ночь с пятницы на субботу на сборе регов мы докладывали, что у кого происходит в локациях. Тут я очень удивился, конечно ("А что, я должен был знать, что там по сюжету происходит в локации? Ой, как неловко вышло..."), но доложил про текущие дела. И к своему удивлению услышал от коллеги, что в том же Доме Редоран идёт самая настоящая грызня внутри Дома. И тут уж, конечно, а какой эффективной межфракционной войне идёт речь, если одна фракция наполнена внутренними конфликтами, а другая - нет... Мне вообще, кстати, казалось, что должно было бы быть наоборот. Редоран - они ж все такие пафосные воины, "За честь и отвагу", то есть подковёрные игры - это не совсем про них. А Телванни, вроде как, как раз про личное могущество. Но это мелочи, которые можно переиграть по месту. Эта командная работа Дома Телванни привела, например, к тому, что глава Мораг Тонг бросил на весы Войны Домов своё положение в гильдии. То есть когда дом Телванни _уже_ сожгли резиденцию Дома Редоран и кого-то там поубивали, он предложил задним числом выпивать заказ Мораг Тонг на них. Тут уже я вынужден был вмешаться, и, посовещавшись с мастером по религии, добавил-таки дёгтя в бочку дружбомагии, выписав заказ на одного из членов Дома. Дружбомагия, кстати, оказалась сильнее, потому что несмотря на то, что контракт был выполнен, это убийство всё равно не оказало практически никакого эффекта, убитый персонаж вернулся в игру практически без изменений. Видимо, дружбомагию надо мочить ещё сильнее. Командный заезд оказал влияние и на ещё один аспект игры.
Просранные расизм и ксенофобия. Как есть и в полный ноль. Тут я, конечно, диванный эксперт, реально, и рассуждаю о том, что видел сам, но играть я это сам - не играл. Мы обсуждали это с рабом-каджитом, пока весь Дом Телванни гулял в дожде. Тут ведь какое дело... У Главы дома есть любимый раб-каджит. Окей. Глава относится к ней с умилением. Ну, допустим. Но вот остальные... Кто-то из приходящих данмеров кривил губу на каджита - то есть да, отыгрывал расизм. Но все члены дома без исключения не проявляли ни малейшего намёка на то, что это раб, да ещё и каджит. Опять же, почему бы и нет, игроки, в принципе, имеют на это право. Но у меня лично подобное зрелище вызывало глубочайший когнитивный диссонанс. Типа, вот Великий Дом Телванни. Индорил и Дрес я знаю хуже, их в Морровинде не было особо. Но из Телвани, Хлаалу и Редоран, вроде как, именно Телванни - самый оголтелые расисты. И хоть бы кто хоть раз бы косо посмотрел на котейку. Не то чтобы это сильно било по каким-то аспектам сюжета или игры в целом. Но воспринимать игроков как данмеров из-за этого было, конечно, сложнее.
Замки и воровство. История проёбов. Тут, конечно, намешано пожизнёвки. Модель воровства предполагала игровые замки двух типов (к которым шли отмычки двух типов). А ещё были замки, которые только ключом можно открыть. И вот построили Телванни свой дворец, и у них на главном входе не было замка. Хотя, конечно, по-хорошему должен бы быть. Ладно. И вечером четверга собрались Телванни у костра. А костёр - в игровой зоне, но в задних покоях дома. А я сидел себе и чилил в первом помещении. И вот прокрадывается в помещение вор, видит меня и шугается. Выходит, спрашивает меня через нетканку, мастер ли я, и, получив утвердительный ответ, прокрадывается обратно. Замка-то нет. Обыскивает то, что на виду, ничего не находит. Уходит ни с чем. Этот эпизод поучителен и справедлив. С одной стороны, по логике игры замок должен был быть - его просто не успели донести. С другой стороны, вор ничего не унёс, потому что чипов на предметах не было - чипы тоже не успели донести. Ну, и до кучи - вора пропустили, потому что от того места, где все тусят, главный вход не виден и не слышен. От костра даже явный стук в дверь и средней громкости крики были не слышны, чего уж говорить о затаившемся тигре и крадущемся драконе... И вот принесли им замок. Два ключа - на руки Главе Дома. И один ключ остался у мастера по воровству. То есть в принципе можно было через квест получить ключ от ворот. Следующий проёб случился (скорее всего, неосознанно) уже со стороны самих Телванни. Потому что они спрятали ключи (а напомню, их было всего два) в сумку Главы, повесили замок на верёвочку поперёк главного входа (типа "закрыто"), разметили киперкой задний вход на пожизнёвку (и надо отдать должное, практически им не пользовались), и всё. То есть формально резиденция Дома была закрыта постоянно. Замок физически не открывали ключом ни разу, игроки шастали через висящую верёвочку, а гостям говорили, что "вот, у нас замок висит, тут закрыто". Причём я сам тоже тут проебался и заметил эту фигню не сразу же. Но воров не было, и всё было более или менее. Однако конфликт начинается, как только в нём появляется вторая сторона. Пока воров не было, всё было хорошо. Но в субботу пришла девочка, наклеила на замок чип отмычки и зашла в дом - чистить казну и искать лут. Формально говоря, она была неправа: всё-таки этот замок не вскрывался отмычкой. Однако и у неё были причины. Во-первых, на замке-таки красовалась цифра "II", то есть принять его за соответствующий отмычке 2 замок было логично. Во-вторых, если сами Телванни не заморачивались с отыгрышем этого замка, то закрыть глаза на его взлом будет справедливо. Ну, и в-третьих, эта девочка знала о том, что от этого замка существует ключ, знала, где его искать и так-то получила бы его без особых проблем, так что городить ей формальные препятствия было бы нечестно. Она отчаянно исказа Звезду Азуры, но не нашла её. Унесла казну и перчатку (очень важный для Телванни и для сюжета артефакт). Вернулись Телванни, обнаружили кражу, возмущались. И зачиповали Звезду Азуры. Пам-пам. Звезда Азуры появилась в доме после того, как её усиленно там искали. Ну, бывает. А потом Телванни захотели себе невскрываемый замок. Чтобы вот никто-никто их больше не смог ограбить. Забомбили ритуал, примотали к замочку двемерский артефакт, залили это всё душами, притаранили ВОООТ ТАКЕННЫЙ ключ, всё честь по чести. Но тут я уже был настроен скептически, вспомнил вот это вот их "вот висит замок, поэтому вход закрыт для гостей, а мы будем сквозь верёвочку ходить" и решил, что пора начинать щемить игроков за одностороннее игнорирование правил (то есть за игнорирование правил в тех и только тех случаях, когда это выгодно им). И вот, у Телванни есть неразрушаемый замок и ОДИН ключ к нему. Вместе с моим обещанием внимательно следить за тем, чтобы дверь открывалась и закрывалась именно этим ключом. В итоге вторая половина субботы прошла весело. Дом Телванни выходил куда-то лишь полным составом, "людно и оружно", потому что ключ от дома один. Один раз они даже оказались заперты в доме на полчаса то ли час и не могли выйти, потому что каджит пошла на базар, и все почему-то думали, что она их заперла (ключ в итоге нашёлся у костра, но было весело). В целом, как мне показалось, история с замком и ключами вышла скорее забавная, чем нет.
Ритуалы. Ожидания и отыгрыш. У меня вообще в должностных обязанностях было записано "следить за ритуалами, если они норм, то чиповать". Тут было странно. Поскольку я не ездил региональщиком и не участвовал в больших-красивых ритуалах, то я не знал, чего ожидать. То есть у меня не было какого-то внутреннего понимания, что такое нормально выглядящий ритуал, а что - так, семь-восемь. В результате я не придирался. Разговоры с другими регами показали, что и не стоило. Понятно, что Телванни не устраивали бы песнопения с бубнами, танцами, музыкой и фаер-шоу. Потому что у них другая магия. Но они завезли дофига красивого антуража, проговаривали желаемый эффект заклинаний во время ритуалов, делали мне удобно, и я радовался. С другой стороны, отчаянный трындёж не занятых в ритуале людей заставил-таки меня в какой-то момент ввести некоторый шанс провала ритуала из-за нарушения концентрации (и один раз этот шанс даже прокнул). После чего игроки дисциплинированно начали шикать перед ритуалами на галдящих. Так мило...
Время и вовремя. Тут всё по классике. Ползущие тайминги. Не знаю, можно ли с этим вообще что-то сделать. Где-то во мне сидит идеалист, который нашёптывает: "Ну камон, если я могу прийти на встречу, назначенную на два, к без пяти два, то и остальные смогут". Вообще, это правда, дисциплина формируется, даже в случае коллективов. В конце концов, тот же кабак тайминги не смещал, кажется. Но тут всё-таки коллектив состоит зачастую из незнакомых людей. Так что просто отмечу ползущие тайминги как факт.
Рации и каналы. У меня сложилось ощущение, что одного канала было мало. Постоянно складывалась ситуация, что в канале скапливалась очередь из желающих пообщаться. Ситуация не становилась критической, но неудобства вызывала. Заставлял качать жёппные мышцы также следующий факт.
Ясновидение. Оно в частности и механики, завязанные на непосредственный доступ к мастеру в целом. Ясновидение в той форме, в которой оно присутствовало на игре, вообще вызывало у меня много вопросов. Так-то, дешёвое и доступное любому магу заклинание на абсолютно честный и правдивый ответ "да-нет" ломает много чего. Оно может сломать систему правосудия, пытки, интриги. Лично у меня сложилось впечатление, что Телванни особо не абьюзили эту механику. Было немного, но немного. Но было прямо отчётливо заметно, что присутствие ясновидца при пытках немного ослабляет значимость (и соответственно) накал пыток. Плюс метаигровые соображения ("в правилах написано, чтоо ответ абсолютно правдивый", поэтому игрок неосознанно будет очень сильно доверять ясновидению). Ну, и всё это щедро приправлено необходимостью присутствия мастера с рацией. Которая может сесть. Которая может не дать связь, если нужный мастер не в канале. Которая даёт очень нехороший для атмосферы провис: игроки сделали красивый ритуал, а потом замерли в неловком ожидании на неустановленное время. Даже в случае непосредственного ответа сразу этот провис есть. А уж если надо дождаться, пока там в канале другой диалог завершится... В общем, ясновидение вызвало у меня вопросы.
Закрывающий парад. Мне как человеку, который не ловит общее настроение, было не очень увлекательно. Все эти завершающие мероприятия вообще вещь странная (я, кажется, про ВолК то же самое писал). Вот чисто по-человечески я понимаю мастеров. Типа они работали над игрой год, потому на самой игре пахали как савраски, им хочется немного признания от игроков. И игроки-то тоже вполне себе готовы это дать. Поэтому всё логично... но при этом скучно. Говорю исключительно за себя, разумеется. Мастерская группа человек из 10-15, каждый говорит маленький спич с благодарностями. Региональщиков человек шесть, каждый коротко представляет своих, да ещё с перечислением заслуг. Игроки периодически урывают себе спотлайт и выступают с пламенными речами. Помножить это на то, что не все умеют говорить громко, внятно, коротко и по существу, и получается мероприятие, которое должно быть красивой финалочкой, но на треть представляет из себя путаные речи. Я отдаю себе отчёт в том, что для людей, чувствующих настроение толпы, это с лихвой компенсируется эмоциональной отдачей этой самой толпы. Мне понравилось, что кратко зачитали итоги игры по фракциям. Вот это мне было очень интересно послушать. Ну, а нестройные вопли... я привык. Дождь ещё всё усугублял. Поэтому объективно парад не был затянутым. Но, как говорят в прогнозе погоды, это был "час, который ощущался как два".
Что касается всего остального, то организация игры мне понравилась. Всё было чётко и структурированно. Совершенно ничего не знал про сюжет, просто не касался этого пласта, но по разговорам картина складывалась интересная, слушать было увлекательно. На самой игре я знал хорошо - фотографа, немного - мастера по воровству и чуть-чуть шапочно - ГМа. Три человека. Всё, больше никого. Совершенно параллельное ролевое движение. Было интересно. Новые люди, всё такое.
И напоследок весёлые истории и цитаты короткой строкой, которые я слышал.
Вивек, который, проходя мимо работающих людей в Доме Индорил, сказал "Бог в помощь" и потаскал бревно. "А Вивек всех послал на первомай" и вот это всё.
Телванни, которые пошли по мастерскому вбросу информации бить культистов, но не сориентировались в полянках. Не их вина - полянки были похожие, да ещё ночь. Но всё же. Поэтому они сначала опиздюлили Дом Хлаалу, которые тоже пришли бить культистов, потом эшлендеров, потом нашли культистов наконец. А потом добавили ещё и Дому Редоран. Помните, я говорил про танк в Англии? Вот это они - Телванни.
"Там коробка с неоткрываемым чипом. Открываешь её, берёшь ленты".
"Говорят, в округе открываются врата в Обливион. У нас вот дыра в Обливион прямо в доме, чего они волнуются?"
"Сообщите игрокам, что главу Дома Хлаалу утащили черти".
"...потому что идти на Красную Гору не посрав..."
- Альмалексия, ты свободна?
- Да.
- Выйди на площадь, они твою икону проебали.
- Эту херобору надо приручать.
- Они пытаются мясом и золотом.
- Её надо жёстко приручать, надо доминировать.
"Там один из региональщиков... как описать... который симпатичный". (и это не про меня, да)
Такая вот игра. Вынес оттуда много опыта, футболку, бандану, значок и символ Великого дома Телванни.