Ррроообббиииннн Хххоообббббб

Feb 07, 2022 13:45

Под катом - мат и крупномасштабные спойлеры. Долго читал - много текста.

Осилил. Шестнадцать ёбаных книг. Реально сложно оценивать объём, потому что чтение с экрана, и как следствие - разбивка книги на количество страниц уже неинформативна, потому что зависит от диагонали. Беглый гуглёж, однако, позволил прикинуть, что эти шестнадцать книг - это примерно 5-8 "Властелинов Колец". Там пять циклов, и каждый - ну, пожалуй, как-то соотносится с главным произведением Профессора. Но чисто по страницам местные циклы толще. Я читал это в оригинале, и у меня ушло полтора года. Я не вникал в тонкости переводов (ещё и этого не хватало), поэтому буду, как Бёрджес, использовать английские words в повествовании, ну, просто чтобы свою версию перевода не плодить.

Вообще, забавно. Разумеется, в книгах есть плюсы и минусы. Но примечательно, что восприятие плюсов ровное, а вот минусы - чем дольше читаешь, тем больше БЕСЯТ. Тут это очень хорошо было заметно. Поэтому по посту будет казаться, что я очень сильно недоволен, потому что минусы я буду разбирать гораздо подробнее. ("минусы" - это то, что не понравилось мне и все прочие полагающиеся тут реверансы)

Строго говоря, генеральный сюжет каждого цикла интересен. Нормальное для жанра количество совпадений и роялей в кустах, "маленькие люди вершат судьбы мира" и всё такое - мы это видели во множестве, за этим и читаем. И каждая из пяти глобальных историй развёрнута с чувством, с толком, с расстановкой (в таком-то количестве страниц ещё бы!), что важно - с, как мне показалось, выверенным количеством вотэтоповоротов.

Мир, в котором происходит действие циклов - крепкое фентези, без изысков. Есть просто очень крепко проработанные моменты (например, история и политика of the Six Duchies, география, нюансы работы местной магии), на которые хорошо завязаны сюжетные ходы. Есть идеи... как сказать-то... которые не встречались мне вот именно в таком виде, но на фоне остальных образцов фентези не являются чем-то необычным. Жизненный цикл драконов через морских змей, например. Конкретно такого нигде не видел, но не выбивается из ряда. Мульки с абсолютной памятью были в ДнД у аболетов, разум у драконов был в ДнД (и в книгах по), да и вообще в сказках и легендах драконам в разумности не отказывали. Местная магия... Сильно напоминала мне Седьмое Море, но тут вопрос, что было первым, потому что первая редакция 7th Sea вышла в 1999 году, а первый цикл Хобб - в 95-97. Так что, может, подрезали в другую сторону. Правда, магия не отличается оригинальностью. Как и многое другое, отличается проработкой и подробной системой ограничений, но не оригинальностью. Вот чего меня восхитило безоговорочно, так это концепция "Elderling - это произведение искусства, которое делает дракон". Вот это прямо хорошо, без всяких "но". Зато не избежали очень однобокой "страны всех злоебанцев". Chalced - Империя Зла, и всё тут.

Интересно, что автор явно углублялась в некоторые области. Но не во все, и это вело к забавным провалам. В стандартном фентези дракон - это дракон, и точка, там магия всякая, поэтому всё так, как есть. А тут мне был заметен контраст. С одной стороны Хобб упоролась в подробнейшее описание жизненного цикла драконов, в то, как они там ненасытно жрут... но при этом проигнорировала закономерность "чем пристальнее смотрим, тем больше лажи видим". Пока мне показывают драконов издалека и говорят: "Драконы - это мэджик!", у меня нет вопросов. Как только мне демонстрируют существо из плоти и крови, которое летает, пыхает ядом, обладает непробиваемой чешуёй и размером с пару вагонов метро... я сразу становлюсь скептичен. Ну, потому что крылатые динозавры и их хрупкость, яд и его эволюционная целесообразность, затраты энергии на полёт и пирамида биомассы в цепи питания... Как только мне пытаются продать драконов "с объяснениями", я сразу включаюсь в игру. Из которой, увы, конкретно тут Хобб выйти победительницей не смогла. Skill или Silver, увы, в заявленном в книгах виде не отвечают на эти вопросы. Это при том, что в такой же игре с магией аристократии (Skill) и доминированием благодаря этой магии местной правящей династии Хобб вполне себе меня убедила, тут у меня не было хоть сколько-нибудь убедительных возражений.

В целом, с сюжетом и логикой в книгах всё хорошо. Спорным можно считать момент с пророчествами. Но тут приходится принимать правила игры. Пророчества - это довольно живучий штамп в фентези, с этим надо мириться. Да, он довольно коряв с точки зрения детерминизма, свободы воли, с точки зрения беспокойства за судьбу персонажей... но я тут не согласен с введением его в произведения. Что-то в духе: "Я считаю, что те же истории без пророчеств были бы лучше!" Но это вкусовщина, и пласт с пророчествами вписан качественно - насколько это возможно для такой дырявой концепции. Есть очень плохие, на мой взгляд, сюжетные ходы. Когда подробно описывали, как чувак умер, а потом разлагался, а потом заледенел, и тут вдруг бац - и он воскрес, я такой: "Да ну что за хуйня!" При том, что мне всю трилогию говорили, что предсказано, что он умрёт. То есть меня мурыжили несколько тысяч страниц, капали мне на мозги трагичностью и неотвратимостью, а потом хоп - и всё, всё отмотали, всё отменили. Или когда чувака придавило, он драматически со всеми попрощался, "Оставьте меня, спасайтесь сами!", все плакали, потом все в шоке, потом обсасывали со всех сторон его смерть... а потом да, оказалось, что он не умер. Вот эти сюжетные ходы - это прямо дно и обесценивание всех предыдущих переживаний. А вместе с тем и обесценивание того факта, что я старательно читал всё вот это соплежуйство. И это подводит нас к претензиям...

Ибо моя первая и главная прямо претензия - это ёбаная графомания. В названии поста примерно столько же лишних букв, сколько в книгах. Вот действительно. Там из 16 книг 4 трилогии и одна тетралогия. Так вот, мне реально с первой же трилогии стало очень хотеться, чтобы объём был в три раза меньше. Казалось бы - вон, цикл про Ехо - такой же огромный. Но нет! В цикле про Ехо сам цикл разбит на кусочки удобоваримого размера, каждый кусочек - это маленькая история, серия сериала, если хотите. Может, и филлерная, но в ней тем не менее есть какое-то количество общего сюжета. Но этот общий сюжет замаскирован локальным сюжетом, который держит внимание читателя. Здесь нет "маленьких" сюжетов. Знаете, на что похоже? На трёхметровый шампур, на который нанизаны 15 пельменей. Нормального размера порция. Только каждый пельмень надо взять зубами и пройти с ним вдоль шампура, снимая его, а потом вернуться за следующим пельменем, и так 15 раз. Вроде, и съел 15 пельменей, вроде, и наелся... Но 15 пельменей в тарелке с вилкой БЫЛИ БЫ УДОБНЕЕ! Первая книга трилогии, может, и имеет какой-то сюжет, но в конце первой книги реально понятно, что каша только заварилась, и никаким финалом там не пахнет. И это очень демотивирует. Потому что, грубо говоря, первую треть второй книги трилогии читать натурально очень скучно - сюжет развивается в час по чайной ложке (плюс ещё "давайте вспомним содержание предыдущих серий и кто все эти люди"), а я при этом понимаю, что это вторая книга - то есть финала не будет и тут. В Гарри Поттере одна книга - один учебный год - один сюжет. И параллельно через книги можно прослеживать становление персонажей. А тут месишь-месишь, и без толку. Вот к "Атланту" написали версию, которая в семь раз короче, но которая не упускает ничего важного. Мне такое очень хочется для Хобб. Вот то же самое, но в три раза короче. Причём я всплакнул в финале (ну, в шестнадцатой книге). Потому что трогательно, все дела... но это "трогательно" обеспечивается не тем, что там как-то особенно написано. А тем, что ну я ж уже сколько времени про них читаю... В "Интерстелларе" смогли снять слёзовышибающую сцену буквально через час-полтора после начала. Мне тут снова вспоминается Фрай. "Книга огненных страниц". Средненькое стихотворение будет смотреться невероятным, если поместить его в невероятное обрамление. Вот и тут у меня подозрение в том, что сила финала обеспечена 16 предыдущими книгами, а не литературным талантом. Хотя финал сильный, это факт. Но какой ценой? "Ценой всего", или "Этот манёвр стоил мне полутора лет".

Вторая претензия - это "баба писала". Не то чтобы я сексист... Но вот есть такое слово - пиздострадания. Хобб - об этом. Сопли, любовь-морковь, бесконечные самокопания. Это бывает. Но давайте вспомним про претензию №1 и прикинем, что количество этих вот переживаний в книгах серьёзно так избыточно. Натурально, в "Атланте" была та же фигня, и в сжатом пересказе автор пересказа с кеканьем выпускал целые абзацы и страницы этого соплежуства - и было зашибись. Так и тут. Книга за книгой читаешь, как там кто кого любит, страдает, но ничего не может сделать - это одна модель поведения. Или делает, а потом терзается муками совести - это другая. Ну невозможно. У меня реально в какой-то момент появилось ощущение, что я читаю низкопробный женский роман. Причём... такое не является в фентези лишним. Но не в таком же количестве! Мне неинтересны пиздострадания, я хочу читать продолжение истории. История - это действия и события, а не переживания. А мне вместо того, чтобы сказать, что стало с кораблём, когда он приплыл, куда плыл (в порт назначения, к встрече с пиратами, морскими змеями или в шторм), пишут, как этот корабль ПЛЫВЁТ, причём корабль плывёт, а те, кто на корабле, страдают. А я это читаю. И не могу сразу перелистнуть на место, где страдания закончились и началось действие уже.

Третья претензия - это повесточка. По сравнению с предыдущими это, конечно, мелочь... но всё же. Тут прямо заметно влияние общества и культуры. Вот как у нас в России во всех социальных сферах встречаются какие-то следовые количества фени, так и у Хобб везде встречаются какие-то моменты их современных американских идей. Что интересно - это появляется по мере появлений идей в обществах. В первой трилогии (95-97) этого нет. Во второй трилогии (98-00) Хобб решает упороться в абьюз, педофилию, психологическое и физическое насилие. В третьей трилогии (02-03) появляются какие-то шуточки про геев, в Rain Wild Chronicles (09-13) мне уже вовсю суют гейские любовные треугольники и квадраты. Причём если учесть претензию про пиздострадания, то я с трудом удержался от того, чтобы не назвать эти треугольники пидорскими... а, не, не удержался. Причём это как-то написано-то ещё... без огонька, что ли. А ещё феминизм, причём поданный очень в лоб, по современным калькам, "Свободу попугаям, вместе победим!" В последней трилогии начинается ещё одна модная тенденция, когда Fool (персонаж мужского гендера) и Amber (персонаж женского) превращаются друг в друга не между книгами, а между кадрами (это просто две личины одного персонажа), да ещё он там не один такой... При том, что в результате так и не говорят, чья у этого персонажа пиписька. Повесточка, современные течения о том "неважно, кто ты, важно, как ты себя определяешь". И с учётом графомании меня возят носом во всё это очень долго и обстоятельно. Do not like. Не хотет.

По сути... Я прочитал суммарно 5 книг интересного фентези и 11 книг женских романов.

И я вот написал, что мне понравилось. Но при этом советовать никому не буду. Буду даже отговаривать... Может, мне понравилось из-за того, что я не хочу признаваться, что я спустил полтора года чтения на хуйню? Да не, не может быть такого.

книги

Previous post Next post
Up