По мере накопления жизненного опыта восприятие некоторых произведений меняется. Иногда, как в случае с "Иронией судьбы", всё "портится" непоправимо. Иногда происходит озарение. Иногда становится смешно.
У меня в школьный период увлечения компьютерными играми были несколько, в которые я залипал долго и со вкусом. Про
одну из них я уже писал. Когда я уже в Универе играл в восьмую часть, я пробовал проходить её одним персонажем вместо шести задуманных. Это было забавно, потому что один персонаж получал весь опыт. При этом в игре был автолевелинг, и какое-то время игра справлялась с подсовыванием адекватных противников, но в какой-то момент автолевелинг ломался. То есть прохождение игры одним персонажем вместо шести было палкой о двух концах - это не обязательно было усложнением.
А была другая игра. Jagged Alliance 2 (в русском переводе названная "Агония власти"). Сюжет, так-то, для тактических игр не особенно и важен - он обосновывает сеттинг и врагов, а дальше тактическая стратегия - это же просто набор карт с противниками. Там важно то, что могут бойцы. Геймплей тактических стратегий - это, по сути, некоторое подобие головоломки. Можно заменить всё материальными точками - и геймплей не поменяется. Сражаться можно с фашистами (Silent Storm), с инопланетянами (X-Com), подземными чупакабрами (Gears Tactics)... это всё будут скины материальных точек. JA2 в этом смысле не сильно выделялась - вот карты, вот враги (солдаты), воюем. Но вот сюжет...
Ща будут спойлеры. Но, во-первых, игре уже двадцать лет в обед, а во-вторых, сюжет вторичен, так что удовольствия от игры знание сюжета не испортит.
Есть государство Арулько (судя по климату и испанскому языку - какая-то Латинская Америка, то ли остров, то ли побережье). Выдуманный Бандустан на десяток городков. Из-за игровых условностей оценивать сложно, но, наверное, 70х70 км. И в этом государстве узурпировала власть королева Дейдрана, которая держит местных жителей в страхе, неистово эксплуатирует население, выкачивает из шахт серебро, ведёт биологические исследования с экспериментами над людьми. А ещё в стране есть тюрьма с бесчеловечным начальником, который пытает заключённых и в которую сажают всех подряд, есть секретная лаборатория, которая разрабатывает оружие, есть тренировочные комплексы для подготовки солдат, есть блокпосты на дорогах (иногда с танками). Короче, Империя Зла в чистом виде. И бежавший из этой страны из-за переворота законный правитель связывается с нами и просит свергнуть королеву.
Поскольку я в своё время наиграл в JA2 достаточно и потому насобачился, я в какие-то разы проходил её в несколько экстремальном виде. И вот в таком случае описанная завязка выливается в очень смешной и практически постмодернистский сюжет. Представьте себе: в страну прибывает ОДИН (прописью - один) наёмник, у которого есть ружьё, пара гранат, фляжка с водой, аптечка, бронежилет, каска да письмо на испанском к местным повстанцам. Вырезает встреченный патруль солдат, потом через местную тётеньку с помощью письма выходит на повстанцев, говорит, что их пришли освобождать, ему дают в помощь деваху, и погнали. По ночам наш наёмник в одиночку (ну потому что это концептуально прикольно, скила хватает, а игра принципиально это позволяет) вырезает патрули, блокпосты, гарнизоны городов, тюрем, пунктов ПВО... а на сдачу - гнездовья подземных жуков (есть такой сюжетный твист) и логово кошек-убийц. Днём он либо спит, либо перемещается к новой цели. С течением времени отряд увеличивается (NB: с увеличением доходов можно нанимать новых бойцов в той же организации, которая посылала нас, но изначально наш наёмник был один, и в процессе помощь извне не запрашивает). Зато можно подключать местных. По мере освобождения городов можно нанять ещё нескольких повстанцев, ну, и по мелочи - кого-то из тюрьмы освободить, кого-то на свалке найти, у кого-то грузовичок купить... Человек под десять наберётся. И вот эта разномастная шобла местных занимается тылами - тренирует ополчение, таскает вещи, обеспечивает моральную поддержку. Иногда вместе с ополчением держат оборону в секторах. Но это нечасто. И таким образом проходится игра.
Итого получается весело. Игра старая, там не было ещё мулек с "серой моралью", поэтому антагонист и все без исключения её приспешники сделаны максимально мразотными, сюжетной ветки на присоединение нет. Только тотальное уничтожение, только хардкор. Понятно, что условности игры, но к концу игры у наёмника полторы тысячи фрагов. По сути, на деньги независимого нанимателя руками одного наёмника осуществляется физическая ликвидация армии и правительства суверенного государства. Это ж натурально играть и вопрошать: "Чё деется, чё деется-то?!"