Sooo... You want to hear a story, huh? One about treasure hunters? Haha, have I got a story for you! Pandora!
По тексту будут сюжетные спойлеры.
Я тут допрошёл третью часть, и... у меня накопилось чего сказать. Серию Borderlands я очень уважаю.
Первую часть я увидел около 2008-09го года, и меня она поразила чисто визуально. Cell-shading, который делает картинку похожей на комикс, делал игру непохожей на всё, что я видел до этого. Да, я был не очень искушён, но всё же. Предшествующие Дум, Вольфенштейн (который 2001го), Half-Life, Quake, Unreal... Оно всё было более или менее уникальным, конечно, но "якорем" была реалистичная картинка. Но не у Borderlsnds. Через пару лет я в неё поиграл. Первая часть была пробой пера, и вышла... как вышла. Основа вышла крепкая, но сюжет - по заветам Кармака. Чисто для галочки. Хороши были визуальный стиль и атмосфера. Мир был многообещающий. И упоротое происходящее. Интересно было бы посмотреть на первую часть, делай её разработчики сейчас, со своим опытом и размахом. Но что есть то есть. На сейчас мне лично немного жалко, что для полноценного знакомства с серией хорошо бы осилить первую часть, а ведь осиливать её придётся с пониманием того факта, что уже следующая вторая часть - на голову-две-три лучше. Дух приключения, правда, ощущается уже здесь. То самое "story about treasure hunters". Фронтир, авантюристы, сокровище - моя любимая триада. "После стольких лет?" "Всегда!"
А потом была Borderlands 2. Это безбашенно. Студия развернулась по полной. Миллионы отсылок, колоритные персонажи, сюжет с вотэтоповоротами (всё ещё не уровень детективов, но уже достойно и солидно). И улучшенные и углублённые плюсы первой части: атмосфера, ёбнутость происходящего, юмор, жесть. А ещё злодей. Красавчик Джек - имхо, лучший злодей вообще ever. Вот я навскидку не могу вспомнить никого круче. Конечно, мне этого человека раскрыли в одной игре целиком, а ещё потом дораскрывали отсылочками или сюжетными линиями ещё лет десять в последующих играх... Но тем не менее, основа-то заложена во второй части, и она крепка. Я внимательно слушал всю болтовню этого злодея. И он хорош. По сравнению с первой частью геймплейно вторая часть стала более разнообразной. В первой можно было стрелять, и по большому счёту всё. Прокачка персонажей и пушки присутствовали, но на основу геймплея влияли не сильно. Да, кому-то было лучше бегать с пистолетами, кому-то - с дробовиками. Но это были модификаторы, а не overhaul'ы. Во второй части появляются какие-то особые перки (в дереве прокачки) или пушки, которые меняют геймплей целиком. Во второй части уже полноценно можно собрать персонажа, например, в ближний бой. Или заточить под игру вокруг активного навыка. Или получить в распоряжение механику, которая целиком меняет привычный геймплей (например, добровольно отказаться от перезарядки своего оружия - между прочим, очень сложно отучиться жать R после каждой перестрелки чисто на рефлексе). А ещё там были классные дополнения. Особняком стоит дополнение, которое обставлено как игра в ДнД. Конечно, оно переименовано в Bunkers and Badasses, но сам концепт... Все знакомые персонажи переносятся в воображаемый мир и надевают личины "фентези-персонажей". Игрок бегает с теми же пушками, но крошит скелетов, зомби, энтов и прочий фентезийный зоопарк. И... приколы, приколы, приколы. "You have been eaten by grue", заклинания вместо гранат, "Ах, да, точно, сейчас день, а не ночь", непобедимый босс вначале... И на фоне всей этой весёлой вакханалии разворачивается драматическая история о преодолении ПТСР и о примирении с потерей. Это просто обалденно. И офигенно приятно быть сопричастным к этой истории (это верно и для второй части, и для сюжета дополнений). Но к фентези мы ещё вернёмся.
Дальше идёт игра, которая называется Borderlands: the Pre-Sequel. Сиквел первой части и приквел второй, это игра от другой студии, но сделанная по лекалам предыдущих. Тут мы встаём на другую сторону баррикад и играем за приспешников Красавчика Джека (главного злодея второй части). Игра - в целом в духе второй части, но с прикольным геймплейным отличием. Во второй части был только один персонаж, игрок за которого мог позволить себе стрелять косо - это Гайка, которая умела вызывать большого робота, который в течение довольно долгого времени сам летает и выносит врагов. Остальные так или иначе требовали контакта с врагом. И если где-то спрятался последний псих, то его надо было искать и устранять самостоятельно. В ПреСиквеле же из шести персонажей НЕ имеют какого-то варианта "автоустранения врагов" только двое. А четверо позволяют вполне себе собрать себе билд, где основную работу по изничтожению врагов можно выполнять не через прицел огнестрела. Удобно...
После ПреСиквела я вынужден был познакомиться с жанром интерактивного кино, поскольку именно в нём были выполнены Tales from the Borderlands. Истории. Уже без шутерной механики, без миллионов пушек, без лута, без геймплея (почти)... А просто комиксы с анимацией. Но истории были хороши. К тому же не очень длинны (чего там - десять часов на все пять частей), так что мне понравились. А уж стиль, атмосфера и музыка остались на месте.
Так вышло, что дальше я провалился в игру, которая хронологически вышла последней. Но сюжетно она вообще отдельно висит, в вакууме, так сказать. Tiny Tina's Wonderlands. Это идейное развитие того дополнения ко второй части, которое про ДнД. И как мастер со стажем словесных ролевых игр могу сказать, что игра очень хороша аллюзиями. Гиковские гэги ("Я соблазняю подъёмный мост!" или "Я взрываю океан!"). Роскошные песни: там есть пиратская локация, где звучат все мои любимые шанти (Wellerman, Drunken Sailor и Roll the Old Chariot), с текстом, переписанным под события сюжета игры! Да блин, там есть РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ СКЕЛЕТНЫХ ПИРАТОВ-ПИДОРОВ! Смех смехом, а вот это - хороший пример применения нынешней говёной повестки. Обычно она смотрится уныло. Но тут... Сначала они пираты, потом они нежить, а в конце они пидоры - ну это реально дикий ржач. И... главный сюжетный твист. При всей клишированности главного злодея этот твист - невероятно трогательный и сильно переворачивает историю. Вот тут - спойлерить не буду. Ну, а геймплейно Wonderlands - эволюция работающей схемы. Пожалуй, из всех игр серии сам геймплей мне здесь понравится больше всего. И концепция "мультикласс плюс гибко настраиваемая внешность" мне нравится больше, чем жёстко заданные классы остальной серии.
И, наконец... Правда, не знаю, можно ли говорить: "Наконец". Потому что справедливости ради, я в Borderlands 3 прошёл сюжет и полтора сюжетных дополнения, ещё несколько допов пока ждут своей очереди, но всё же. Третья часть классная, чо. Относительно всего прошедшего там провис в месте главных злодеев (они тут невероятно бесят, но при этом довольно картонные). А вот всё остальное... Геймплей крут и местами круче, персонажи клёвые, а ещё уже очень много персонажей из прошлых частей, сюжет - всё ещё про фронтир, сокровища и авантюристов. Мне больше ничего не надо, буду честен.
Ещё немного - и я смогу перепройти всю серию ещё раз, на этот раз вместе с Ильёй. Она того достойна.