Бензиновый голод "сталинских соколов"

Feb 10, 2020 16:50

В красной блогосфере существует отдельное направление "информационной войны" - борьба с "ленд-лизунами". Дескать, победили бы и без ленд-лиза, и танками и самолётами могли сами обеспечить воюющую армию. Может быть, может быть... Но вот насчёт авиационного топлива - это вряд ли...

Во второй половине 30-х гг. В СССР создаётся гигантская авиационная промышленность. Утверждённый 7 декабря 1940 года план по наркомату авиационной промышленности предусматривал выпуск в одном только 1941 году 20.150 самолётов, из них шестнадцать с половиной тысяч боевых. Круто, правда?

Одна проблема: эта армада из новых самолётов не могла летать. “В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн 414 тыс. т нефти, в результате выработано всего 883,6 тыс. т авиационного бензина... Подавляющий объём составлял авиабензин с невысоким октановым числом - от 70 до 74, предназначенный для устаревших типов отечественных самолётов - истребителей И-15, И-153, И-16, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А этого было почти достаточно. Однако потребность по авиационному бензину Б-78, в котором нуждались новые боевые самолеты Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2, была удовлетворена всего на 4%”.



МиГ-3

Вдумайтесь. Лучшие инженеры страны, самые квалифицированные работники, колоссальные деньги, отпущенные на закупку высокоточных станков и патентов, сотни миллионов человекочасов, потраченных на создание инфраструктуры для всей этой армады - всё это упиралось в одну маааааааленькую проблему: самолеты летать не могли, у них топлива не было.

А как тогда наша авиация долетела до Берлина? Всего за время войны было израсходовано (на все нужды и всеми ведомствами) около 3 миллионов тонн высокооктанового авиабензина (2 млн 998 тыс. тонн, если быть точным). 720 тысяч тонн - это непосредственно ленд-лизовские (главным образом американские) поставки. Еще 450 тысяч тонн импортных компонентов с октановым числом от 95 до 100 было использовано для смешения с низкооктановым бензином советского производства; таким способом было получено 1 миллион 117 тысяч тонн авиабензина. Оставшиеся 1 миллион 161 тысяча тонн авиабензина (чуть больше одной трети общего ресурса) произвели заводы СССР, чему в немалой степени поспособствовали поставки оборудования для нефтехимического производства из США уже во время войны. Сталин, как мы знаем, воспользовался пактом Молотова-Риббентропа, чтобы подготовиться к войне. Молодец, отлично подготовился.

(Занятно, кстати, что доказательством вопиющей отсталости Российской империи в годы Первой мировой коммунисты считают импорт авиационных моторов из Франции. Как говорится, в чужом глазу).

Проблема, конечно, осознавалась. В 1937 году американская Universal Oil Products поставила в Грозный оборудование для начального производства высокооктанового бензина, которое до начала 1940 года валялось без дела на складе. Аналогичная ситуация была и с оборудованием для производства авиационного масла от фирмы Max Miller. Оно гнило под дождями и снегом более 2,5 лет, а затем американские специалисты в авральном режиме, работая по 10-12 часов в сутки, запускали его в строй в 1940 году. В итоге технологический режим все равно был нарушен и завод не смог работать на полную мощность.

Ещё интереснее вот что. В 1941-1945 годах в СССР было добыто 110,7 миллиона тонн нефти. Из этого количества было выработано 16,6 миллиона тонн бензина (всех сортов), 21,3 миллиона тонн иных светлых нефтепродуктов и 32,8 миллиона тонн топочного мазута. Таким образом, переработано было лишь 64 процента добытой нефти, причем 46 процентов от производства составил мазут. Поскольку сжечь огромное количество добытой, но непереработанной нефти было уже негде (нефтяные моторы, равно как и нефтяные котельные, давно ушли в прошлое), нефть складировали в «открытых естественных хранилищах», то есть в первых попавшихся ямах и оврагах. Пока дети, старики и женщины буквально умирали у станков, тысячи людей добывали ненужную нефть. Больше того, добытую нефть… ЗАКАЧИВАЛИ ОБРАТНО В СКВАЖИНУ. Николай Байбаков, нарком нефтепром, вспоминал: "...Как было уже отмечено, все емкости были заполнены нефтью. Девать нефть некуда... А армия нуждалась в горючем, нужда в нем - острейшая! Но куда девать излишки? Ведь это ценнейшее сырье, затраченные огромные средства, труд многих людей! Создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны, нефть некуда девать, а с другой острейшая нужда в ней на фронте... И в этой обстановке вносится невероятное с точки зрения здравого смысла предложение: нефть добывать, гнать ее по трубопроводу на нефтеперегонные заводы в "Черный город"; снимать там верхушку (бензин), а остаток отправлять обратно и закачивать в пласт". В дальнейшем добывать из пласта окисленную нефть было уже невозможно; напротив, сама эта нефть ставила крест на всём пласте, в который её загоняли.

Ватоадмин, merci beaucoup

Ещё по теме: США и сталинская «бензоколонка»

P.S.

Из Акта о приёме наркомата обороны CССР Тимошенко С.К. от Ворошилова К.Е. от 7 мая 1940 года:

ВОПРОСЫ СНАБЖЕНИЯ ГОРЮЧИМ
1. Запасы горючего крайне низки.
Строительство бензоемкостей выполнено в совершенно недостаточных размерах вследствие систематического невыполнения Наркомстроем и другими строительными организациями плана строительства бензоскладов.
2. Войска исключительно слабо обеспечены тарой под горючее на военное время.
Транспортировка горючего с баз снабжения в места потребления крайне затруднена из-за недостатка тары и средств перевозки и заправки. Вероятные театры военных действий не имеют в достаточном количестве баз горючего, особенно для авиации.
3. Отмечается отсутствие бережного отношения к сбору и регенерации отработанных масел. Так, например, из авиамасел, полученных в 1939 году, было собрано и сдано на регенерацию только 2331 тонна, что составляет 30% подлежащего сдаче на регенерацию.
Борьба за экономное расходование горючего ведется слабо, вследствие чего имеется перерасход горючего по мирному времени.






история, ленд-лиз, Великая Отечественная война, авиация

Previous post Next post
Up