Для памяти, потом додумать

Jul 16, 2017 22:16

Гегель говорил: если последовательно развивать любую мысль, оглянуться не успеешь, как начнешь утверждать прямо противоположное тому, с чего начал (пересказ, не точная цитата). Собственно, это и есть "диалектика", если в одной фразе.

"Вульгарно-материалистическая", "вульгарно-реалистическая" мысль - в общем, не знаю, как лучше сказать, но примерно понятно, о чем речь: что вижу, о том и пою, а чего не вижу, того не бывает - прошла в своем новейшем развитии две интересные стадии. Сначала изо всех видов взаимосвязей между явлениями выделили один - причинно-следственные связи. Мир как механизм, если А то Б, куклы-куклы-куклы, "Песочный человек", вот это все. В общественных отношениях: в диапазоне от объяснения всего на свете через экономику (зачем Колумб открыл Америку? - заработать хотел; а зачем Эйнштейн придумал теорию относительности? - заработать хотел; а почему начинаются войны? - заработать хотят на одном и том же, на всех не хватает) до конспирологии. Нет ничего, что происходило бы "нипочему", случайностей не бывает, всегда можно докопаться до "кому выгодно".

Потом сформировалась концепция факта, некоторого атомарного образования, связанного, как бусины на ниточках, с другими фактами - которые либо были его причинами, либо будут его следствиями. А потом ниточки как-то перетерлись, и остались одни бусинки. Для современного сознания причин и следствий не существует, все само по себе. Скажем, как правило, человек не способен установить связь политических и экономических изменений в стране, где он живет, и условий своей повседневной жизни. Яркий пример такого сознания показан в фильме Ролана Быкова "Айболит 66", в образе Бармалея: "Я проковырял днище у лодки, сейчас этот докторишка потонет. Ой, откуда здесь вода? Спасите, тонем!"

мелкая философия на глубоких местах 10

Previous post Next post
Up