Основы тайм-менеджмента, или чему меня научила собственная дочь

Mar 16, 2016 20:20

Отдаю на ваш суд свою статейку, которую я написала под воздействием бурного вдохновения, когда дочери было 10 месяцев, а это более трёх лет назад. Сейчас придуманная система управления временем обросла подробностями и дополнениями, но основа осталась.

Основы тайм-менеджмента, или чему научила меня собственная дочь.
В последнее время мне часто задают вопрос, как я всё это успеваю. И вот, наконец-то, я решила ответить на него (в письменном виде), в надежде, что то, что я напишу, поможет ещё кому-нибудь, в частности, молодым мамам, которые, несмотря на бытующее мнение об их «бездельничании», на деле оказываются реально загруженными.
После рождения ребёнка, скажу честно, я пребывала в достаточно сильном хаосе: дела сыпались одно за другим, причём большинство из них я раньше никогда не делала, и от этого путалась и сбивалась ещё больше, а времени не хватало практически ни на что. Если обязательные и жизненно важные дела ещё хоть как-то делались, то на бизнес, увлечения и дела личного характера времени не было, совсем не было, абсолютно.
За примерно месяц невообразимой гонки в попытках успеть хоть что-нибудь я настолько себя измотала, что практически валилась с ног от усталости: ещё бы, даже спала по 3-4 часа в сутки. Хотя, замечу, что как раз мой ребёнок, в отличие от последующего периода тогда всё же спал гораздо больше. Но уже с двухмесячного возраста дочь проявила свой крайне энергичный нрав и способность практически не спать. Сейчас ей 10 месяцев, и она спит днём всего один час, а ночью ещё часов 6-7. (поэтому когда молодые мамы, чьи дети спят днём по 4-5 часов, не считая ночного длительного сна, жалуются мне на нехватку времени, мне становится реально забавно и интересно, куда они это время девают).
И потом, о, Чудо, я вспомнила, что являюсь автором тренинга по тайм-менеджменту. Удивляюсь, как эта светлая мысль пришла мне в голову с таким опозданием. Перечитав и прокрутив в голове основные постулаты этой замечательной теории, я впервые начала сомневаться в том, что их можно применить на практике, и они мне реально помогут, потому как ситуация с острой нехваткой времени воспринималась мной как практически безнадёжная. Но так как других вариантов действовать всё равно у меня не было, а существовать и дальше в таком ритме возможным не представлялось, то я решила действовать. Эх, была - не была.
Ниже привожу те приёмы и идеи, которые я сама для себя сформулировала, и следование которым помогает мне уже много месяцев нормально жить, а именно, вести личный бизнес, заниматься собой, уделять достаточное внимание собственным хобби (сейчас это вязание, чтение, общение с друзьями и кулинария), неплохо отдыхать (особенно, если сравнивать с предыдущим периодом) и, конечно же, основную часть времени уделять своей семье - мужу и ребёнку.
Итак, это работает.
1.       Иллюзия больших промежутков, которой многие подвержены, сводится к тому, что мы ждём, когда наступит время, достаточное для совершения какого-то дела. Например, мы говорим себе: вот, когда у меня будет два часа времени, то я…..дальше следует какое-то дело, которое нужно выполнить. Но времени оказывается недостаточно, и дело рискует так никогда и не быть выполненным.
Родив ребёнка, я поняла для себя, что больших промежутков теперь может и не возникнуть, поэтому начинаю делать какое-то дело, даже понимая, что не смогу его доделать до конца. И, что важно: большинство начатых таким образом дел оказываются в итоге доделанными с первого раза, а остальные прекрасно доделываются во второй образовавшийся крошечный промежуток времени.

2.       Иллюзия важности настроя заключается в том, что мы придаём этому слишком большое значение и тратим на подготовку к выполнению какого-либо дела гораздо больше времени, чем она того требует. Для выполнения основного количества дел, особенно домашних, подготовка не нужна вообще. Настроение, кстати, тоже.
Сейчас я начинаю делать сразу, быстро, без настроя. Просто делать.

3.       Вот то, на что реально стоит потратить время, так это на организацию процесса и поддержание порядка.
Поиск необходимой вещи может занимать неоправданно много времени, это время можно потратить с гораздо большей пользой. Если к порядку приучаются все члены семьи, включая детей, в этом случае пустая трата времени существенно снижается сразу у всех.
Что касается организации работы, то я имею в виду, что, выполняя какую-то, даже простую работу по дому, стоит продумать и порядок её выполнения, и сам процесс, насколько он экономит время и энергию. Допустим, я решила сначала помыть полы, а потом пересадить цветок - в этом случае, я буду мыть полы дважды, что совсем неэкономно и по силам, и по времени. Или, например, я могу совмещать два дела - допустим, чистить картошку и разговаривать по мобильному телефону, подключив гарнитуру. Важные телефонные звонки по бизнесу я делаю на прогулке, когда мне гарантировано никто не может помешать, и достаточно времени, чтобы меня никто не прервал. Список покупок я составляю таким образом, чтобы приобрести всё необходимое за одну поездку, и не пришлось бы ездить несколько раз.
4.       Придуманные мной различные «хитрости» также позволяет достаточно сильно сэкономить время, например, если сушить бельё, предварительно встряхнув и расправив его, а потом хранить до глажки в сложенном виде, а не комом, то время самой глажки уменьшается в разы.
5.       Некоторые дела вполне получается делать вместе с ребёнком, более того, сам ребёнок при этом приходит от этого в восторг. Например, когда я шью на машине, я сажаю дочь рядом и рассказываю, что я делаю, как что  работает. Дочь слушает очень внимательно и может по часу наблюдать за моей работой, если, конечно, я при этом не молчу, а озвучиваю технологию и процесс. Точно так же мы с ней готовим и изучаем, как называется посуда, как и что можно приготовить, что и за чем кладётся в кастрюлю и так далее. Так мы изучаем названия предметов, продуктов, овощей и фруктов, формы, цвета. Ребёнку очень нравится учиться новому и, по-моему, она даже кайфует от того, что частично участвует во взрослых занятиях.
6.       Иллюзия того, что на хорошее требуется куча времени.  Это касается, в частности, приготовления еды. Разрушению  этой иллюзии я обязана своему мужу, который долгое время внушал мне мысль, что часы, проведённые за приготовлением еды, никаким образом не пропорциональны получившемуся при этом качеству. И это не означает, что я плохо готовлю. Это значит, что картошка с мясом, на приготовление которой потрачено минумум времени, ничуть не хуже, а даже лучше какого-нибудь блюда с крайне сложным названием, которое готовится жутко долго, требует приготовления каких-то баснословных соусов и пр. И которое - и это совсем ужасно - не вызывает отклика в сердцах его «поедателей». И что ещё удивительнее - моя запеканка с мясом собрала гораздо больше положительных отзывов у  моих гостей, чем мои салаты и прочие вкусности, на приготовление которых я тратила кучу времени.
7.       Принцип «дырок в сыре». Мне очень нравится этот метод. Суть его состоит в том, чтобы разбить сложное и громоздкое дело на кучу маленьких и начать выполнять их одно за другим, как бы прогрызая дырки в сыре. Это прекрасно работает на сложных и практически неподъёмных делах, например, когда в условиях дефицита времени приходится подключаться к объёмную бизнес-проекту и вести его в одиночку.
8.       Накопление дел приводит к тому, что вокруг нас создаётся ощущение бесконечной загруженности («О, Боже, сколько дел!»). А на самом деле, дела просто накопились, потому что не были выполнены сразу, допустим. Я провела эксперимент: два дня наблюдала за своими мыслями и отлавливала те, которые начинались со слова «нужно». Я пришла к выводу, что у меня накопилось сумасшедшее количество несделанных дел, которые реально гнетут меня, потому что, блин, надо же их делать. И тогда я решила порвать этот порочный круг и делала вот что: как только в моей голове возникала мысль, начинающаяся со слова «нужно (далее - дело)», я тут же начинала выполнять это дело. Всё очень просто. Несколько дней подобного эксперимента, и дела, которые висели месяцами над моей душой, были радостно переделаны. Конечно, были и такие дела, которые чисто физически или организационно не могли быть выполнены сразу, тогда они записывались в ежедневник с указанием определенной даты их выполнения. Дата не должна была быть перенесена ни при каких обстоятельствах. И, о Чудо, дела перестали надо мной нависать.
9.       Даже когда время полностью расписано и, казалось бы, занято, всегда можно высвободить час-два времени. Например, отказаться от телевизора или Контакта. Телевизора у меня в квартире, к счастью, нет, а время нахождения ВКонтакте достаточно ограничено, но достаточно для необходимого мне отдыха, конечно.
Вопрос лишь в расстановке приоритетов. Когда мне кто-то говорит, что у него нет ни на что времени, достаточно посмотреть, сколько этот человек тратит времени на просиживание ВКонтакте. У меня время есть - я сижу ВКонтакте и не отрицаю это.

10.   Сильно съедает время неумение расставить приоритеты. В этом случае может оказаться, что на действительно важные дела времени совсем и не осталось, хотя день был постоянно занят всякой мелочью. И ещё - действительно важные дела - не бизнес, а семья, по крайней мере, для меня.

11.   И ещё я поняла для себя, что управление временем - это такая работа, такое дело, которое само по себе уже дело и работа. И ты либо хочешь этим заниматься и успеть всё задуманное, либо нет. В противном случае, и жаловаться не стоит.

Размышления_об_уборке

Previous post Next post
Up