Терек-2008

Apr 03, 2008 02:04

Отчет неорганизованных посетителей Грозного-2008

Часть 1

Начнем с того, что вопрос «ехать на Терек» или «не ехать» вообще не стоял. Причем в силу множества факторов: принципиальность соперника, первый матч сезона, ну и полная неразведанность данного маршрута никем доселе. Наверное, нескоро появится на карте Премьерлиги новый столь экзотичный город, и упускать возможность его посетить казалось преступным. В последнюю очередь принимался в расчет фактор «наши укрепились - наши победят». Это оставим для ура-гопоты, активно раскупающей абонементы и показывающей факи гостевому сектору на «Металлурге». Напомню, что матч «Терек»-КС мною был посещен еще в 2005 году, в Пятигорске. Тогда обошлось без серьезных приключений, но давать голову на отсечение, что на этот раз все будет в ажуре, не мог бы никто, кроме патриотично настроенных посетителей гостевой книги соперника.

Итак, если вы решитесь читать дальше, то узнаете: о поезде «Минводы-Грозный», как выбежать на ВПП ультрамодного аэропорта «Грозный», что будет, если побродить по столице Чечни без охраны, сколько стоит такси для местного и для понаехавшего, какая обстановка на стадионе «Им. Билимханова» и про ночь на полу в аэропорту этой республики.

Данный отчет был написан в процессе каждодневных консультаций и дополнений со многими участниками и непосредственными свидетелями событий. Выражаю им благодарность.



В путь!

Боюсь показаться излишне пафосным, но наша поездка в Грозной по времени была самой продолжительно и, возможно, самой насыщенной впечатлениями. Немногие совершили поездку в Грозный «по земле», и в тоже время я был одним из четырех отважных (хотя ничего отважного не было), отправившихся во фриланс по городу за несколько часов до матча. Но давайте обо всем по порядку.
А сначала была жеребьевка. Вскоре после новогодних каникул я был поставлен перед фактом, что 1 туром у нас будет «Терек». Причем по своим каналам я сразу узнал, что игра будет, скорее всего, не в Пятигорске, как думали многие. Поэтому ориентировался на худшее (или интересное?) - г. Грозный. Вопрос ехать или не ехать не стоял (см. введение). Проблем было несколько: 1) Транспорт, 2) Игра в будний день - пятницу, 3) Компания попутчиков. Причем первый решался вплоть до даты отъезда. А третий решился сам собою.
Проблема с транспортом решалась детальным изучением всех видов транспорта от авиа до гужевого. Оптимальным выглядел вариант - бросок до Минвод, где, по идее, должно было произойти мое воссоединение с группой выездюков из Самары. И уже все вместе мы должны были двинуться в путь на четырехвагонном поезде «Минводы-Грозный». Также были просчитаны другие варианты, но они были отметены в силу ряда причин - прямой самолет «Москва-Грозный» (от 5-7 тыщ в один конец), а также прямой поезд (более 45ч. в один конец). Еще был(и остается) интересный вариант через Астрахань, где я тоже никогда не был, но попробую этот путь в следующем году, если придется. Таким образом, мой вариант Москва-Минводы (самолетом одной известной зеленой авиакомпании) и Минводы-Грозный (ночным поездом), показался мне оптимальным, притом, что о времени начала матча - 19:00 местного времени мы узнали лишь в начале марта, а определенности с дорогой хотелось бы достичь гораздо раньше.

Но главное! Из Грозного невозможно уехать после 17-00 никаким транспортом (кроме такси, да и то не слышал о людях совершавших такие поездки). На раннее начало матча в будний день рассчитывать не приходилось. Поэтому вопрос об эвакуации(отбытии) из Грозного стоял на повестке до последнего момента. Ибо гостиничный комплекс в этом городе развит не особенно сильно, тем более в сегменте «эконом».

Что касается попутчиков, то я еще в январе достиг договоренности о совместном времяпрепровождении на Кавказе с жителями одного сайта) Также должен был присоединиться из жарких стран Сергей и традиционные для большинства моих поездок Надежда-Dll. Если бы не подарок клуба в виде чартера, то, наверное, перечисленные личности составили бы значительную часть популяции гостевого сектора.
Накануне узнаю, что Dll, в силу утраты документов, не едет. Это означает, что мы с Сергеем едем из Минвод вдвоем в пустом(!) купе до конечной точки. Взятые на ночной поезд билеты Нади и Dll’а, находившегося в Самаре, я передать или сдать не мог никак. Спасибо ему за этот подарок.

Минеральные Воды

Март, 13е. В этот день я отправился в Минводы, успешно долетел до этого города, который я посещаю уже в третий раз в своей жизни. Поэтому чувствовал себя как дома. Задачей дня было - как провести 12 часов до поезда в Грозный. Не останавливаясь на деталях, скажу, что провел я его в кинотеатре «Октябрь», где посмотрел два фильма практически в эксклюзивном показе. Непопулярно кино в Минводах по будням. В 21-00 приехал Сергей, и оставшееся до поезда время мы коротали в компании его минводских друзей сначала в каком-то ресторане, а затем в работающем до 4 утра боулинг-клубе «Макси».

Такси в Минводах - отдельная песня. Во-первых, они на каждом углу в количестве 5-6 штук, во-вторых, в основном это старые шестерки или восьмерки, в-третьих, тонированные, а в-четвертых, мчащиеся по городу практически с первой космической. Пребывание в культурных местах чуть не завершилось подарком в виде Nokia N-95 одному из местных кафе. Обнаружилась пропажа как раз в одной из таких ракет, которая после нашей просьбы «вернуться обратно за мобильником» перешла с первой космической на вторую. Минуты через полторы мы ехали в нужном направлении, уже с найденным телефоном.

Примерно за час до поезда мы поехали в сторону ЖД вокзала, где безуспешно пытались найти банкомат (один из нас испытывал кризис запасов российских дензнаков). Буквально на пороге ЖД вокзала я был остановлен четырьмя сотрудниками органов для проверки документов. Уезжая на Кавказ, такие вещи воспринимаешь как должное, но, забегая вперед, сообщу, что это общение с сотрудниками МВД было для меня единственным за все двое суток на Кавказе! Более никого моя личность не интересовала. Да и эти, как оказалось, просто переписывали всех, кто входит на территорию вокзала. После беглого прочтения моих паспортных данных, они посчитали меня недостойным быть зафиксированным в своих сводках. В зале ожидания обнаруживаем спящими троих наших молодых выездюков. Ребята решили последовать нашим маршрутом на ночном поезде.

ПОЕЗД № 676с «МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ - ГРОЗНЫЙ»


Возле поезда встречаем женщину средних лет. Ирина. Производит впечатление учительницы русского языка. Но по ее словам «не в первый раз» едет на этом поезде. Да и билеты у нас оказались в один вагон. Все вместе перепутываем 3й путь и 3й перрон. Тащим ее две сумки. Так как купе у нас было полностью нашим ( см. выше про Dll’a), то пределу моего удивления не было, когда я, открыв наше купе, обнаружил спящим некого товарища на нижней полке. Проводница - чеченка, лет 70ти быстро переселила «попутчика» в соседнее купе. Попутно предлагаю Ирине переехать в наше купе, судя по ее реакции, наше предложение ее привлекает. Ладно спящий железнодорожник (забыл свою ксиву у нас в купе), так кем могли оказаться еще двое ее попутчиков, было вполне лотерейно. В итоге проводнице были предъявлены все наши четыре железнодорожных права на независимую поездку до Грозного, и купе было закрыто изнутри до утра. Гостей вроде мы в тот вечер не ждали. Они и не пришли.
Два интересных попутчика все-таки появились… в соседнее купе «к железнодорожнику» прошли два камерунских легионера «Терека»! В сопровождении администратора или переводчика. В четвертом часу ночи ребята не особенно были готовы к контакту, али почувствовали в нас вражеские силы. Кстати на утро я ни этих товарищей, ни администратора-переводчика в вагоне не обнаружил, то ли вышли на ранней станции, то ли еще что-то :)

Пару слов о вагоне - обычный купейный вагон нефирменного поезда. Не новый, обшарпанный, уровня «Караганды», но до ужаса дополнительного поезда северной железной дороги, на котором я ехал на новый год в Самару, было далеко. Приподняв нижнюю полку, обнаруживаем - коллекцию подушек, наверное на весь вагон, а под второй(моей) - УГОЛЬ! Я всю ночь спал на углях, которые, как я понимаю, предназначались для разогрева титана. Где его хранят в других поездах, понятия не имею, но чтобы под пассажирскими полками на месте для багажа, такого точно не встречал.

После обустройства на месте, завели обычные вагонные разговоры. Конечно, Ирину интересовало, что два молодых товарища забыли в Грозном. Она, конечно, ужаснулась цели визита. Но и мы были не в меньшем шоке(по крайней мере я), когда узнали, что Ирина уже 7 лет работает служит в Ханкале, в Слу… да в общем не важно. Таким образом, она стала, наверное, первым моим в жизни собеседником, хорошо знакомым с местными реалиями, и эти реалии по ее представлениям были далеко не радужными. Она рекомендует найти местных сопровождающих, тогда проблем не будет. Да и одеты мы в гражданское. Оказывается все даже служащие войск и федеральных служб ходят по городу в гражданском, потому что… Да, потому что!
За ночь мы, выехав из Ставропольского Края, пересекли Республики: Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Ингушетию и въехали в Чеченскую. Утром проснулся от хождений туда-сюда людей по коридору. Проверка документов. Но к нам так никто и не постучался, или постучался, но мы не слышали, а настаивать проверяющие по-видимому не особо и хотели.
Зато, тронувшись, мы смогли лицезреть из окон панораму той самой Чечни, о которой мы на протяжении последних 15 лет постоянно слышим по телевизору. Ачхой-Мартан, Ханкала, Аргун. Все эти слова, думаю, у подавляющего числа жителей всего мира ассоциируются с перестрелками, взрывами, убийствами и жертвами среди мирного населения. Говорят, еще год назад все эти населенные пункты представляли собой довольно унылое зрелище, но сейчас практически восстановлены все дома (в поле зрения из окна поезда). На улицах есть машины, и даже пригородный транспорт вполне ходит. Вовсю работают рынки. Повсюду портреты Кадырова, их число не поддается счету, но лики, смотрящие на тебя со щитов, узнаваемы даже из идущего вагона. В Ханкале рынок находится в 1,5 метрах от железнодорожного полотна. На лотках множество камуфлированной одежды, каски, а также разгрузка (это такой жилет для участников боевых действий с множеством карманов, куда можно распихать гранаты, магазины и прочее) - экипируйся и в бой. Но я за те 3 минуты стоянки поезда в этом поселке все равно ничего бы приобрести не успел.

ГРОЗНЫЙ



Тронулись, последний перегон. Наиболее интересная картина из окна предстала нам при въезде в сам город. Поезд даже замедлил ход, как будто желая остановить наше внимание на происходящем снаружи. Пригороды Грозного - памятник событиям. В основном одноэтажные частные дома, некоторые отстроены заново, некоторые стоят заброшенными. На ряде домов есть выбоины от снарядов, другие стоят без крыш. Авианалет?

Заборы делятся на две части: новые и «в дырочку». «Были зачистки», - предположил Сергей. Отверстия настолько многочисленные, что заборы представляют собой решето из этих мелких АКМ-овских автографов. Ближе к городу. И вот на заднем плане появляются 5-ти, 9-ти этажные дома… без крыш. Без окон. Почему-то вспомнились фотографии из Припяти, что возле Чернобыля. Тут же проезжаем воинскую часть. И вот, въезжаем в сам город. Контраст по сравнению с пригородами чувствуется сразу. Чистота, порядок, покрашенные фасады домов. Опрятные газоны. Ну, по крайней мере та часть пейзажа, что видна из окна поезда. Народ в вагоне стал суетливо подтягиваться на выход. Вот вышли три чеченки из первого купе… а вот еще один попутчик из соседнего купе. Славянской внешности, в непонятной мне форме с неведомыми знаками различая… с двумя сумками и АКМом в обнимку. Выходим след за ним и мы. На прощание проводница-чеченка бросает нам: «Будете уезжать, билет не берите, лучше нам деньги давайте».

На вокзале звоним нашим, не отвечают, значит, что еще не прилетели, и имеет смысл ехать их встречать в аэропорт. Договариваемся с местным аксакалом на «Волге», что доставит нас до аэропорта за 200р. Торг начался с 300 р. Но больно уж мы торопились воссоединиться с нашими. Едва тронувшись, аксакал останавливается и просит меня выйти снять «шашечки», примагниченные на крышу. «Мало ли чего». Не расспрашивает нас ни о чем, но сам заводит разговор о спорте. Что сегодня играют с «Куйбышевым». Собирается ли сам на матч? Смешной вопрос, достает из внутреннего кармана пиджака абонемент, не глядя на дорогу, с гордостью демонстрирует мне его. «Я сам спортсмен бывший, мне положено, а так билетов не достать». Поведал, какой вчера интересный матч дубля был. «Жаль, наши проиграли, но сегодня другое дело будет». Отмечает по вчерашнему матчу Леилтона. Интересуется, куда из Куйбышева делся форвард Каряка. Вспоминает финал-2004, как один из самых великих дней местной спортивной летописи.

А за окном город. Чистый, опрятный, пахнет новизной. Середина марта в Самаре и на юге конечно вещи разные. Тут и правда уже весна! На улицах много машин и много народу идущего по тротуарам. Точнее даже не просто людей, а молодежи. Никакой паранджи на женщинах. Все довольно демократично. Про мужчин вообще ничего не могу сказать об «унифицированности». Все по-разному одеты. За целый день знаменитые «бороды» видел только на военных. Да, бросаются в глаза дороги. Война 15 лет была в Самаре видимо, а не у них. Дороги все идеальные. В переулках не был, но центр весь не хуже Москвы. Ни одного танка или БТРа за день не увидел.

Аэропорт




На стоянке сразу бросаются в глаза несколько съемочных групп различных каналов. Все готовятся заснять это важное событие - прилет самарского чартера с фанатами. Подходим к зеркальным дверям аэропорта, на них предупреждение: пистолет - нельзя, АКМ - нельзя. И крупными буквами «УПАКОВКА БАГАЖА». Так что, если вы услышите в Чечне про «багаж», то на местном сленге имеются в виду именно указанные выше орудия труда. Заходим внутрь. На входе, как практически во всех аэропортах нашей страны, ворота металлоискателя и просвечивание сумок. «Что у вас в сумке звенит?» - вопрос Сергею. «Энергетический напиток». - «Не умничайте, старайтесь говорить проще у нас». Будем стараться. И пошли мы дальше, вместе с напитком, которым, как оказалось, набит ближайший буфет аэропорта.



Что сказать об аэропорте? Не знаю с чего начать. Такого уровня ремонт может позволить себе лишь какой-нибудь московский бизнес-центр, для присвоения себе статуса «А++». Все пахнет новизной, блеском и лоском. В расписании лишь три ежедневных регулярных рейса до Москвы и один до Питера раз в неделю. Народу(пассажиров) вроде бы и нет, но другого народу полно. Охрана, «службы», представители фан-движения «Терека» и море-море съемочных групп. Пристраиваемся на втором этаже зала ожидания на кожаных креслах. Панорамное окно позволяет рассмотреть весь аэродром сразу и дает прекрасный вид на взлет-посадку авиасудов. Возле этой панорамы, словно снайперы, выстроили штативы своих видеокамер телевизионщики.
В аэропорту из всего авиапарка стоят два «ТУ-134»: один «Аэрофлота», а другой «Вайнахов».

Нашего самолета еще нет.

В буфете алкоголя нет. Беру «Тархун» осетинского производства и беляши, читаю. Рядом со мной на соседнее кресло пристраивается человек местной внешности, но с погонами генерал-полковника милиции. Вдруг мимо меня проходит человек уже неместной внешности в синей кепке…с белым знакомым ромбиком! По взаимной иноземности понимаем, что хоть мы и не знакомы, но что-то нас объединяет. Андрей - болельщик КС, прилетел утром из Москвы на самолете, тоже остался ждать «Самару». На мой глупый вопрос «кто он на камапе», отвечает скептически. Да, и действительно не всем же там быть.

Рев нарушает нашу идиллию, заставляет операторов броситься с мест и настраивать прицелы оптики своих видео-орудий. На посадку заходит самолет а\к «Самара», который перепутать с чем-то еще просто невозможно. Засняв момент посадки чартера, вся журналистская (и не только) братия не менее стремительно бросилась куда-то вниз. Видимо, в зал прилета, как подумали мы в начале, и последовали за ними. Пристроившись в конец этого людского потока, мы шли по узкому коридору каких-то кабинетов. На встречу попадались безмолвные охранники, воспринимавшие данную процессию вполне буднично и равнодушно. Никаких пропусков и даже дежурных вопросов «куда». И вот передо мной открытая дверь. А за ней.. летное поле!

Вы когда-нибудь где-нибудь в этой стране или за рубежом выходили на летное поле так просто встретить прилетевший самолет? А вот здесь оказывается можно, причем всем желающим. Забегая вперед, скажу, что это была не последняя моя свободная прогулка по аэродрому Грозный за день.
Подошли пешком вплотную к трапу, с которого уже начали спускаться самарцы. Прямо к трапу были подогнаны автобусы. Приветствия знакомым (а знакомых было примерно 50% чартера), удивленные глаза, не в плане того «а вы тоже приехали на Терек», а что мы стоим в центре аэродрома и их встречаем. Пристраиваемся к самарской делегации. Оказалось, что эти два автобуса просто провезут нас метров на 300 до ворот аэропорта, где прибывших ждали два более комфортабельных автобуса, на которых и предстояло посмотреть обзорную экскурсию по городу.

To be continued....

такси, Грозный, Минеральные Воды, Крылья, аэропорт, Футбол, поезд, Терек, Самара

Next post
Up