Цель организации лежит вне её, во внешней среде, и носит внеэкономический характер. Среда изменчива и чтобы достигать цель в течение долгого времени, необходимо меняться и приспосабливаться.
В то же время, самая распространённая причина создания организации -- экономическая, что подразумевает максимизацию дохода и минимизацию рисков, затрачиваемых ресурсов и сил. Самый простой путь -- стандартизация всех процессов, то есть полное искоренение изменчивости.
Возникает противоречие. Первые руководители пытаются решить его за счёт создания стандартной процедуры, отслеживающей необходимость изменений и воплощающих их. Но жизнь так многогранна, что рано или поздно эта процедура даёт фатальный для организации сбой.
Правильный путь, на мой взгляд, состоит в
системной работе со случайными процессами. Нужно контролировать:
- средний уровень осмысленности процессов, не допуская хаоса, наказывая словом или делом за обсуждение или реализацию ерунды, поощряя яркие находки. Естественно, у сотрудников для этого должны быть моральное право и время на отвлечение от основной деятельности,
- прохождение всех разумных сигналов до первого руководителя -- нестрашно, если прорвётся шум, важнее не упустить действительно важное, и действия на их основе,
- соотношение случайных и системных процессов -- они не должны задавливать планомерную работу и снижать устойчивость организации.