Вестерётланд, или автостопом по европам

Sep 18, 2007 04:20

Иллюстрации к рассказу тут

Расскажу про свою поездку в Швецию. Обычно мы туда отправляемся за покупками - там сильно дешевле мясо и алкоголь, ну и вообще экономия получается. А тут я решил: а чего выходные убивать просто так, съезжу-ка, разузнаю, как соседи живут. В интернете покопался и нашёл путеводитель. А там - батюшки! - недалеко от меня замок 17 века! На озере большом и известном! А отчего бы туда автостопом не сгонять? И переночевать на озере! Погоду обещают хорошую… И вот я решился поехать туда ночью, чтобы проверить, способен ли я на ночной стоп. В пятницу в 22.30 я вышел с рюкзаком, в жёлтой неоновой майке и жёлтой кепке, и стал стопить недалеко от дома.


Тут дорога ведёт к европейской трассе Е6, которая идёт через всю Норвегию в Гётеборг. Стоял я всего полчаса, и подобрал меня молодой норвежец. Он ехал в Сарпсборг, и поэтому высадил возле Е6. Поблагодарив водителя, я пошёл искать место для стопа. Как раз возле развязки было расширение трассы, там я и расположился. Всего полчаса усилий - и вот я сажусь в машину к полякам. Они держат долгий путь - с юга Норвегии аж в Ченстохову. Мне было с ними по пути только 150 км, к сожалению. Будь у меня побольше времени - рванул бы и до Копенгагена, но нет… Поляки слушали польский фолк, а потом поставили блюз. Один говорил и по английски, по норвежски, другой еле-еле по английски. Русские слова помогали наладить контакт. Работают они в Норвегии: один швейцаром, второй фрезеровщиком. Вообще, в Норвегии поляков много, и работают в основном по строительным специальностям. Мой сосед по общаге, тоже поляк, ездил на воскресную службу в соседний город Фредрикстад - там польская церковь полна народом. Так вот, с поляками прекрасно пообщались - small talk, как называют такое общение всякие англичане - или разговор обо всём. Сказав «джянкуэ бардзо», я вытащил свой рюкзак и поканделябал в сторону нужной мне трассы. На автодорожных развязках чувствуешь себя машиной, следуя табличкам. Для уверенности в своей правоте я сверялся с компасом и картой, отксеренной из атласа автодорог Европы.

Как я и предполагал, в этих местах я тут же начал виснуть по-крупному, и вис уже до самого утра - локальный трафик,который ходит только на 5-20 км! Было забавно, когда полное «Вольво» пьяных шведов сперва проехало мимо меня, потом развернулось и подъехало ко мне снова. Сперва меня спросили на пьяном шведском, на что я сказался англоговорящим. Тогда уже по-английски они уточнили, где Уддевалла - а я тоже туда направлялся, поэтому ответил - они поблагодарили и отчалили. Через 10 минут я застопил старую ржавую белую «Мазду» с пьяным шведом внутри и его девушкой за рулём. Кое-как пролез со своим рюкзаком на заднее сиденье - машина была двухдверная - и тут началось самое интересное. Швед спросил меня, смотрел ли я фильм “The Hitchhiker”, и рассказал, что там водитель убил стопщика, и бросил расчленённым на дороге, и, мол, не боюсь ли я такой судьбы. Потом он стал спрашивать, можно ли меня зарезать. Слава Богу, у меня крепкие нервы, так что я искренне и без страха отшучивался, тем временем они завезли меня в центр Уддеваллы. Туда мне было не нужно, и я пошёл «ловить языка» - узнавать у людей дорогу. Первым делом я спросил у кампании пьяных шведов (пятница, 1 час ночи), и тут как-то завязался разговор со шведкой - что да как, мол. Она пообещала довезти меня до трассы, но друзья, которые и были на машине, сказали «извини, брат». В обиде я не остался, и пошёл искать языков потрезвее - трезвее не нашёл, зато поглядел на центральную улицу, встретил водителя грузовика, который точно указал мне дорогу и 10 минут поговорил с прохожим лет 50. Идя по городу к трассе, увидел странную для меня сцену. Парень с девушкой поцеловались на прощание, и она пошла одна, пол второго ночи по райцентру, с мобильником и привлекательной внешностью. Ну как же так?

Тем временем вышел я к трассе и стал стопить. Первой застопилась дама лет 50 (ночью в райцентре!), но она сказала, что едет только до следующей развязки. Так я понял, что мне нужно сперва пройти все перекрёстки, чтобы стопить нормальные - нужные мне - машины. Первое впечатление от Швеции - индустриальность. И полноценная городская застройка, а не гектары коттеджей, как у норвежцев. Размышлял я - размышлял, а время шло, машин было мало, и те не стопились. Так прошло два часа. Это мой рекорд подвисания на трассе. Как же я радовался арабам на подержанной машинке, которые согласились подбросить меня 25 км - сами они потом сворачивали с нужной мне трассы номер 44. Здесь я впервые познакомился с неким специфическим запахом. О нём разговор позже. А арабы эти были два иракца и сириец. Будь я с девушкой, ни за что бы не сел к ним - а так один, и мне за себя спокойно. Приятно поговорив - обо всём - расстались при въезде в Троллхетен (почти Манхеттен), и я побрёл по трассе, мечтая пройти все развилки побыстрее и начать стопить по-человечески. Пройти пришлось пару километров, а потом ещё пару - никто не останавливался. Впрочем, машин тоже было - кот наплакал. К этому времени стало реально холодно - около 4, и я очень жалел что а) не надел сразу свитер, ведь переодеваться было ооочень страшно, и б) не взял водки. В этих мыслях я провёл следующие два часа, пока милосердный швед лет 50 не подобрал меня и не согревал мощностями печки своей машины в течение километров 20 - будь проклят локальный трафик! Швед был приятный и общительный, но счастье кончилось быстро, и я снова побрёл на ветру и на морозе в поисках лучшей доли.

К счастью, температура закончила понижаться, а пейзажи радовали глаз. Через какое-то время я застопил шведскую даму на белой «Вольво», и тут я рискнул и заговорил на норвежском. Она заговорила на медленном и чистом шведском - и я её понял! О радость! Радость - и её рассказ - продолжились снова 20 километров, но мне оставалось преодолеть всего 20, и я с оптимизмом пошёл искать выгодную позицию для стопа. Удивляло то, что многие машины, приближаясь ко мне, притормаживали, а потом давали по газам. Я подумал - всё дело в морде лица - но нет, странные локальные шведы продолжили вести себя так же. И уже когда я всё-таки умудрился застопить, водитель объяснил мне, что моя майка точно такая же, как носят местный стражи порядка… Раньше мне думать надо было, может не два часа стоял бы! Вот как полицию любят! Этот водитель сам когда-то стопил в Европе, но к моему огорчению он тоже куда-то сворачивал, и мне пришлось добираться оставшиеся 4 км самому. Машины не стопились, и в итоге я всё протопал. Но по пути мне было даровано утешение - настоящий рунический камень. Зная, как любовно я отношусь к викингам, вы можете догадаться, какой поддержкой было мне это прикосновение к истории. Но вот и замок, наконец-то! А возле замка удобства: навес со столами - послужит мне палаткой - и уборная. Я решил сразу пойти на экскурсию, на ходу делая фотографии. Экскурсия на шведском не заняла много времени, и я сильно впечатлился сохранностью экспонатов и интерьеров замка Лэкё. Выходя из замка я услышал, как женщина переводит экскурсию с английского на русский, а также подумал о том, что больше мне здесь делать нечего по большому счёту, а ещё я хотел спать. Последнее пересилило остальные, и я пошёл под навес, расстелил пенку и спальник и заснул.

Проснулся через два часа от жара - меня, укутанного в свитер, куртку и спальник, пекло шведское солнце. Ладно, подумал я, пора вставать и думать, что же дальше делать. Первым делом я решил пойти досмотреть окрестности, а потом выбираться из этого гиблого места: с утра в воскресенье, когда я собирался отчаливать, я бы вообще все 20 км до трассы бы прошёл, наверняка. А куда потом ехать, я не знал. Решил посмотреть ближайший старинный город Лидщёпинг, но планам моим не суждено было сбыться, как говорится. Меня подхватил швед на «Шкоде» и повёз. Оказалось, он археолог, альпинист, волонтёр в Африке и любитель викингов! А ещё он ехал в старинный город Скоре - первое епископство в Швеции в 11 веке. Оценив обстановку и поглядев на карту, я понял, что жизнь удалась - Скоре стоит в 1 километре от трассы Е20 Стокгольм-Гётеборг. А еврошоссе равняются быстрому автостопу в любое время года и суток. По пути мы заехали в магазин, а потом прекрасно обсудили викингов, Швецию, автостоп, Норвегию и девушек. Расстались мы возле кирхи Св. Иоанна (Йоханнеса), я аж его телефон записал, одна проблема - имя забыл. Всегда я имена забываю, но никогда лица. Скоре - замечательный городок. Во всех смыслах. Но трасса ждёт меня. И вот за полчаса я застопил шведского бизнесмена, но локала, к сожалению. Тут я впервые в жизни говорил на правильном английском, хоть и американском - не имею понятия, как так получилось, но говорил я правильно с грамматической, лексической и эстетической точек зрения, зуб даю! Со следующим водителем, которого я застопил минут за 20, я говорил на страшном английском, забывая слова и грамматику. Как так происходит? Что за мозг? И есть ли он в черепной коробке вообще?

Так вот, водила этот был нигериец, недавно проживающий в Швеции. И ехал он, куда мне нужно - в Гётеборг, ура! Одна проблема с ним была: запах. Один из моих френдов говорил про тошнотворный запах негров, а я ему не верил, до этого не испытывав его на себе. Но уважаемый френд был прав - запах воистину тошнотворный! Этот нигериец именно так и пах. Скорее всего, это просто африканский пот, который просто непереносим для европейца. Я не расист, но запах ужасный от негров, да простят меня чёрные братья! Как говорится, я ненавижу две вещи: расизм и негров. Это к слову. Это не про меня. Но моя кепка, которую я имел неосторожность положить на заднее сиденье, пропахла эти страшным запахом - я не мог от него отделаться до тех пор, пока вынужден был пользоваться кепкой. Этот запах встретил меня и дома: в соседнем домике живёт негр, и меня прям обдало ароматом сим на пороге их дома. Страшно. Но вернёмся к водиле-нигерийцу. Оказывается, в Нигерии полно христиан - протестантов в основном, как я понял - и он тоже был христианином. Я нашёл о чём поговорить и с ним, но на просьбу рассказать о своей стране, нигериец сказал, что он устал. Рассказывать нечего, наверное. Калашников, мины, голод… Что говорить… Довёз меня он до трамвайного круга в Гётеборге, и я, созвонившись с моими соседями, которые приехали в город на поезде и должны были тут заночевать, поехал на встречу с ними. В трамвае мило побеседовал со шведским алкоголиком, который мне показал, куда идти к месту встречи и даже предложил выпить с ним, но я отказался. Гётеборг встретил меня городом - чёрные, мусор, готы, многоэтажки, зыркающие восточные молодчики, отчего то принявшие их повадки сербы, пьянь, рвань, фонтаны и дома 19 века. Город! Не думал, что соскучусь по такому! Но соскучился…

Встретившись с ребятами - сперва с соседом-бельгийцем-педиком и французской блек-металлисткой - мы засели в пабе. Там просидели пол-ночи. Я умудрился познакомиться со шведским коммунистом и полемизировал с ним сорок минут за пивом, но расстались мы друзьями. А ещё я опрокинул бокал Гиннесса, не будучи пьяным. Вот это обидно… Я до последнего момента не знал, где буду спать и буду ли вообще, но ребята пригласили к себе в хостел, за что им спасибо. Там я переночевал в спальнике, а с утра пораньше, до прихода дежурных, слинял. Дверь на улицу не открывалась без ключа, но на счастье забор оказался проломанным - нет для русских безвыходных положений. Позавтракав на лавочке возле церкви, я потопал к центральной станции, где намеревался допросить с пристрастием таксёров на предмет «как выбраться из города». Всё так и вышло. Пока я туда шёл, осмотрел весь город, можно сказать. Просто замечательно! Гётеборг - достойный город. Таксёры сказали, что выбираться нужно на автобусе, пешком 20 км. Ладно, подумал я, не грех потратить чуть денег на дорогу. А потратил я и вправду чуть - 80 шведских крон, или порядка 300 р за 100 пройденных километров. В автобусе слушал плеер, и как же меня пробила казачья песня «Не для меня» посреди чужой страны, чужих людей… Стихи - страшная сила. Не поглядев на карту (самонадеянный!), проехал нужную остановку, за что пришлось расплачиваться - ещё 30 крон за поездку обратно к Е6 - той самой моей родной трассе. Погода была отличная - стопроцентная влажность и моросящий дождь. Но я к дождю отношусь нейтрально, так что погода для меня не проблема. На трассе простоял недолго - через полчаса меня подобрал водитель пикапа. Он поляк, живущий уже четверть века в Швеции. Мужик оказался душевный, и 150 километров дороги прошли незаметно. Выйдя и поблагодарив его, мне требовалось добраться всего лишь 7 км до дома - до душа, кровати и тепла.

Застопил я быстро - и это была сорокалетняя норвежка на внедорожнике. Довезла она меня - так приятно - чуть не до самого дома. При въезде в Норвегию мне показалось, что я ощутил различие - как будто лица людей другие… Психологический эффект… Но что было очень приятно - это снова норвежский язык, который мне прямо таки удовольствие доставил за эти 7 километров общения. Дома меня никто не ждал, естественно. Хорошо, в холодильнике нашлась еда, а в душе была вода… И вот я снова дома. Круг замкнулся.

Теперь суммирую впечатления от Швеции. Начнём с базового. Девушки у них статистически симпатичнее норвежских. Это раз. Пьяные шведы адекватнее таких же норвежцев. Это два. Шведский язык - немелодичный норвежский со смешной интонацией. Или норвежский - мелодичный шведский с приятной интонацией. Это три. Люди там по моим ощущениям другие, но не знаю в чём именно. Это четыре. Швеция - просто приятная страна. Это пять.

А что касается автостопа: во-первых, самое приятное - это общение с водилами. Расспрашивая нигерийца и бизнесмена, археолога и поляка, иракца и маляра, ты познаёшь в полном смысле этого слова страну. Изнутри. Музеи - оболочка. Люди - суть. Разные люди, разные судьбы. А ещё мне доставляет удовольствие дорога. Это ощущение движения. Не по расписанию или по рельсам, а свободного движения, полёта. И у тебя есть 5 секунд, чтобы на 100 километрах в час поймать глаза водителя и убедить в необходимости его помощи тебе. Общение жестами, диалог. Или равнодушие и даже отторжение водителей. В этом всё удовольствие. Автостоп - движение юности. Это свободное путешествие с познавательными целями, полное приключений и неожиданностей. Закаляющее. Учащее общаться. Вот что такое автостоп для меня.
Previous post Next post
Up