October 2007, VestlandetНа сей раз поведу повествование о поездке на запад Норвегии. Эту поездку я планировал аж с середины лета, находясь ещё в России - ведь две мои подруги по норвежской школе отправлялись учиться в Олесунд на западе Страны одновременно со мной, и я пообещал до них стопом добраться. Добраться получилось только сейчас, в самом начале октября, ибо с первого числа была так называемая учебная неделя на которой никто не учится. Вообще она дана для того, чтобы подтянуть все хвосты посередь семестра - очень даже разумно - но кто едет на лося охотиться, кто в горы, кто в Италию и т.д. Когда я благополучно вернулся из Швеции (см. ЖЖ ранее), ко мне подошёл самый взаправдашний хранцуз и попросился со мной стопом куда-нибудь. Душа его рвалась к приключениям, пальцы яростно и профессионально теребили струны гитары, а длинные волосы развевались на ветру. «А пуркуа бы не па?» - подумал я и предложил ему поехать со мной в Олесунд. Уи, мосьё.
Но всё не так просто! На той же учебной неделе, но только в конце все остальные наши друзья-товарищи-международные студенты (и мы, собственно) должны были поехать в Берген. Наш институт оплачивал и дорогу, и отель - что может быть лучше? И отчего бы не совместить два путешествия на Запад и не предпринять одно большое, поехав стопом в Олесунд к моим, а потом таким же макаром в Берген к нашим? Так будет интересно, а к тому же на пути из Олесунда в Берген должна была быть обретена вся красота Норвегии - фьорды и горы. Расстояние немного смутило господина хранцуза - позвольте представить, Антони. Но моя самоуверенность укрепила его в мысли попробовать стоп. Мы распланировали время, решили, как прошмыгнуть через Осло, собрали рюкзаки и в полдевятого утра самого первого октября встали на трассу. Трасса - 7 км до шоссе Е6. Как товарисч ездивший, я продемонстрировал, как страстен должен быть стопщик дабы застопить нужную машину - но не застопил. Антони принял у меня эстафету, а я уселся на рюкзак и, как спортивный инструктор, комментировал и советовал, как стопить. Хранцузу не понравилось, что люди улыбаются и проезжают мимо, а я пытался вдолбить ему, что всё равно нужно желать им доброго пути - добро возвращается. Минут через полчаса Антони выловил первую рыбку - застопил такси. Забыв поздороваться, он выпалил на английском «как далеко Вы едете?», а потом уточнил, не заставят ли нас платить. Платить не заставят, и мы уселись в комфортное и просторное такси-микроавтобус и устремились к нашей цели. Оказалось, водитель возит каждое утро двух девочек-инвалидов в наш институт. Специальные такси у них для колясочников, так-то. А ещё водитель сказал, что у него в конторе есть русский механик. К сожалению, зеленоглазое такси притормозило вельми скоро и в дюже неудачном месте - в начале конструируемого участка Е6. Тут надо заметить, что норвежцы сделали колоссальный труд, прорубив через гранит две дополнительных полосы Е6.
Мы встали в единственно возможном месте, и удачливый Антони довольно скоро застопил нужную нам машину до Осло. Это был легендарный Фольксваген-батон (Каравелла). Водила сперва показался угрюмым, но потом я его разговорил, и оказалось, что он был одним из немногочисленных норвежских хиппарей! И он первым в Норвегии отказался проходить военную службу по идейным соображениям. Рассказал, что наркотой не баловался - тогда как Лиллехаммеровская хиппарская тусовка только этим и занималась. Зато он интересовался восточными религиозными практиками, а потом попал в политику. Вообще, хиппарей в Норвегии было немного в процентном отношении к населению страны. Естественно, он ездил автостопом в своё время. Говорит, тогда это было более распространено, чем сейчас, люди были более открытые. И он тоже заметил - после шведского водителя моего прошлого вояжа - что люди на западе Норвегии более тёплые, радушные. Это порадовало - нас ожидают златые горы и гостеприимство! Также выяснилось что водила является молодым человеком - ему лет 60 - преподавательницы норвежского для иностранцев в нашем институте, у которой, собственно, учится Антони. Мир тесен, что и говорить. В разговоре незаметно прошли две полсотни километров до Осло, и любезный водитель любезно высадил нас у вокзала. Мы должны были найти электричку, чтобы на ней выбраться из города и выйти на трассу.
Электричка отходила через минуту, и совершив стометровку по нормам ГТО, мы влетели в вагон. Тут нас накрыл Первый перекус. Кроме этого с нами провели опрос на тему «каким транспортом вы пользуетесь», и опрашивающий норвег очень радостно записал, что мы едем автостопом вообще-то. Не прозевав нужную станцию, мы вышли из поезда и не смогли сориентироваться, куда идти к трассе - всё той же Е6, которая идёт через всю Норвегию аж до русской границы. Родина! Отставить сантименты, и вот с помощью таксёра мы находим направление к трассе. И идём. Тут возникло первое маленькое разногласие - у меня харизмы не хватило. Антони выбрал место на периферической трассе, аргументируя это малой скоростью потока, я же собрался стопить на шоссе - в итоге, постопив и там, и там, мы пошли пешком в поисках счастливой доли, вернее, тёплого места на трассе. Тёплое место вместе с грязным норвежским флагом в кювете нашлось через пару километров. Антони испытал свою удачу в течение 20 минут - безуспешно, я же на последней минуте моей стопной смены поймал золотую рыбку. Ментовскую. К нам подъехала полицейская машина, и мы без страха - Норвегия, как-никак - подошли к ней и поздоровались с вышедшими из неё - Вольво - полицейскими. Они вежливо сообщили нам, что тут стопить нельзя, а на вопрос «и чё?» предложили подбросить до ближайшей заправки. Добже, и вот я впихиваю Антони, гитару и свой здоровый рюкзак на заднее сиденье комфортабельной машины, с замиранием сердца потеснив полицейского. Пока мы ехали, он попросил наши данные, а на заправке и паспорта. В машине я слышал, как они передавали наши данные другому патрулю. Полицейские были само очарование, политкорректность и доброта. Даже спросили, нравится ли нам в Норвегии и объяснили, что стопить на обочине при наличии большого потока машин просто опасно для потока и для нас. Мы поверили, попрощались с этими душечками и пошли аскать - спрашивать водителей на заправке. Я впервые опробовал этот тип автостопа, и он оказался достаточно эффективным - следующие сто пятьдесят километров мы проехали исключительно заправочным методом.
Первый водила подвёз нас немного на своей спортивной машине и рассказал, что в Осло, оказывается, высокая преступность, а полицейские не носят пистолетов, а хранят их в сейфе в машине. Чувствовалось, что этот водила не любит полицию. На следующей заправке мы вписались к польскому дальнобою, но он шёл уже последние 50 км до Эйдсволла. Поехал он не по шоссе, а про просёлку. Интересно было с ним говорить - по английски не бельмеса, а я по-польски не разумию. Ехал он-ехал, и вдруг выпалил уразуменные мною польские ругательства и остановился. Впереди был мост с ограничением высоты 3,9 м. Фура выросла до 4 метров, посему проехать было нельзя. Надо развернуться, но негде. Я попробовал руководить разворотом, но пришлось крикнуть во всё горло по-русски «стооой», когда до норвежского заборчика оставалось 10 сантиметров. Но не будь он поляком - поехали под мост! Я снова выпрыгнул и смотрел, пройдёт фура под мостом или нет. Три сантиметра, не вру! Матка Боска! Проехали, поблагодарили водилу - джэнькуэ бардзо - и пошли аскать дальше. Тут накатил Второй перекус. Во время этого перекуса познакомились с пожилой норвежской парой, у которых, к нашему горю, было всего два места в фургоне. На обращение к дальнобойщикам они ответили, мол, идём туда, куда вам нужно, но вы нам на фиг не нужны, ибо не хотим. Бог с ними, и вот я запеленговал темнокожего водителя. Темнокожие - более тёплые по всем параметрам. И вот мы сидим в микроавтобусе и я говорю с ним по-норвежски, ибо английского он не знал. Мужик из Боливии. Сказал, что он единственный боливиец в Норвегии. Как же, в нашем учебнике норвежского был Паблу фра Буливиа! Он посмеялся. Проезжали мы берегом озера Мьёса,и я не мог не копать, то есть не фотографировать. Высадил нас американец посередь гор на автозаправке, и через короткое время мы зааскали двух туристического вида норвежцев. Они ехали до Лиллехаммера - и то ладно. Разговаривали они между собой, а нам с Антони как-то нечего было обсудить, так что он отрубился, а я всё снимал и снимал. На этот раз нас высадили на неправильной заправке - весь транспорт шёл в город, а нам нужно было дальше по трассе. Я поностальгировал по школьным годам, когда мы дважды были на Лиллехаммерщине и имели хорошее время, как говорят норвежцы.
Единственным выходом было снова начать стопить по-человечески, да простят нас душечки-полицейские - и Антони снова застопил своей удачной рукой. Кстати, ему больше везло в этой поездке на нормальный, обочинный стоп, а я счастливо пользовался заправочным методом. На сей раз нас согласился подвезти дед. Дед - преподаватель в одной из Народных высших школ. Это такие школы, где неопределившиеся мальчики и девочки за свои деньги живут и учатся год-другой. Можно учиться на стригаля, на кузнеца, на пастуха, на мандалая - на кого хочешь,только плати. А наш дед преподавал декоративно-прикладное искусство недалеко от Осло. Он рассказал много всего, а чего - не помню. Ещё он пичкал нас R&B со словами «Слушайте. Я знаю, что вам это нравится». Высадил он нас на площадке для туристов возле одного достопримечательного водопада за городом Утта. Смеркалось, как говорится в школьных учебниках русского языка. На наше счастье, на площадке оказался фонарь, но мы всё равно напялили неоновые майки со светоотражающими полосами и принялись за старое. Первые 20 минут стопил счастливый Антони, но счастье оставило его. Зато мы узнали, что норвежцы боятся полиции: наша майка была фактически похожа на полицейский жилет, а когда Антони приглашающим жестом руки указывал на нашу площадку, подслеповатые норвежцы принимали его за полицейского, притормаживали, а потом давали по газам со словами «чур меня-чур», разглядев в полицейском стопщика. Следующие 20 минут я стопил в нормальной оранжевой жилетке - спецсредство стопщика, и имейте в виду про жёлто-неоновую майку при стопе в Скандинавии! Моя смена прошла безуспешно, ни фуры, ни легковухи не останавливались. Антони уже давно собирался сбежать на ближайшую железнодорожную станцию в трёх километрах, в Утте, говоря, что мы теряем время, но я знал, что мы должны добить оговоренные полтора часа на этой точке. И вот хранцуз заступил на крайнюю смену и о чудо - фура остановилась почти сразу! Волшебно! Дальнейшие 150 километров с дальнобоем прошли идеально. Во-первых, это была тёплая Вольво - на улице шесть градусов и безсвитерье хранцуза. Во-вторых водила попался просто идеальный. Вот его рассказ.
Гоняю я уже несколько лет в дальнобой. Работа нетяжёлая для меня. В своё время шесть лет на рыболовецком судне сети вытаскивал - вот это мужская работа, да. Еду сейчас в Молде, везу фрукты-овощи всякие из Осло, а там нагружусь рыбой и пойду обратно. Вообще,катаюсь по всей Европе. Парни, представьте, машине 2 месяца, а я уже 30 000 на спидометр намотал! Машина хорошая, просто замечательная - ну, сами видете. Из Франции ты, говоришь? С-под Бордо? Бывал там. Я много где бывал во Франции. У вас там под Бордо мне нужно было кучу адресов объездить - вино забрать - ох я намаялся все эти деревни с одинаковыми сложными названиями искать! А как-то раз в Париже в кутузку попал, да. Я по улице шёл просто пьяный, а ко мне два ублюдка подлетели - гони, говорят, бабки. Ну, я их хлопнул обоих, а тут как раз менты подъехали и меня повязали, а эти просто ушли. Менты грубоватые вообще у вас. Мне штраф впаяли, но выпустили на утро. А ещё раз я без сна ехал по Франции, меня остановили, узнали, что я остановок не делал сутки, тоже штраф здоровый впаяли и спать заставили. А я домой торопился из Португалии, так-то. Вообще, по всей Европе летаю. А ты с России? У вас раз только бывал. А ты в курсе, что наши, норвежские фуры теперь к вам не ездят? Почему? Опасно больно - там у вас бандюги везде. Так теперь русские фуры к нам сами за рыбой приезжают. Кстати, на прошлое Рождество… У меня брат на рыбозаводе, так он рыбу русским продаёт. Говорит, теперь русские сперва платят, а потом им рыбу грузят - а то ищи ветра в поле, если наоборот. Так вот, приехал к ним один бедолага десятого декабря, а уехал - как думаешь? - семнадцатого января. Всё в машине жил. Мой брат его на Рождество к себе позвал, приютил хоть, тот домой позвонил, а то у него мобильник только на входящие работал. Так-то вот. А я вообще фанат моторов. Вот у меня этот зверь, дома внедорожник, спортивный мотоцикл - 750 лошадей, представь! - ещё американская легковуха. Кстати, я старую машину об лося разнёс. Ехал-ехал, а вдруг лось прям под колёса. Машина вдребезги, мне хоть бы хны, лось буквально копыта откинул. 680 кг, брат! Лосей люблю, вообще. У моей семьи есть большой участок в Трённелаге, так нам разрешено несколько лосей в год там стрелять. Шишки богатые приезжают, готовы по десять тысяч за охоту отдать, но мой отец не хочет - мы сами лосей валим.
Так незаметно пролетели километры ночной дороги, и, пожелав доброго пути, дальнобой высадил нас на обочине. Было замечательно гадать, горы это или облака возвышаются ночными громадами над дорогой - не видно ни зги. Девочки в Олесунде исписались эсэмэсками - ведь я надеялся доехать до 20.00 при наилучших обстоятельствах, а они забыли про мой прогноз 04.00 при наихудших. Но фортуна улыбнулась нам, и скоро остановилась фура, идущая до Олесунда. Водила первым делом спросил, откуда мы, и я чуть не выпал из кабины при вопросе «Ты с какого района?» на чистом русском. Вы бы тоже выпали. В осадок. Оказалось, он из Бялой Подляски на границе с Белоруссией, поляк, но учил русский 6 лет в школе, а потом практиковал его на разных работах. Зовут его Вяслав - «ну, по-вашему Васей». По-аглицки он не изъяснялся, поэтому Антони автоматически выключился из общения. Как приятно было слушать родную речь с польским привкусом и русскими специями! Работал Вася дальнобоем в Норвегии, на одном и том же маршруте давно: колбаса из Тронхейма - рыба из Олесунда. Его брат тоже тут, а семьи их на Польске. Деньги хорошие даёт дальнобой в Норвегии - 2000 в день ( у меня стипендия 6000 в месяц). Но страна сама замаяла брата-славянина. И зима тут длинная, и люди не наши. В своё время в России часто бывал. Раз на питерской таможне ему порезали тент и весь груз вынесли. А так он и сигаретами торговал в своё время с Россией. Говорит, что Польша выкарабкалась после развала Совка - и Россия выкарабкается. Русские дальнобои рассказывали ему, что безпредела стало меньше на дорогах в России. Когда я позвонил девочкам, чтобы уточнить, как к их дому проехать, поляк стал очень эмоционально вмешиваться в разговор. Антони потом рассказал, что он подумал, что тот убить нас собрался. А мне ничего - я сам так разговариваю - эмоционально. Васе нужно было часть груза выгрузить на базе, а потом он проезжал аккурат мимо дома Карины и Киры. Мы подождали полчасика в кабине, став свидетелями обряда отливания на колесо. Оказалось, дальнобои часто так делают. Я подумал: мой пёс, пописав, обязательно пачкает лапу - чтобы запах подальше распространить. Так и дальнобойщики - распространяют свой запах на колёсах, метят территорию.
Но вот мы и на месте. И я выпрыгиваю из кабины почти буквально на руки к подружкам. Были они дюже рады. Откланявшись Васе и вышвырнув вещи, мы отправились домой. Пребывание в Олесунде описывать не буду, скажу лишь: фьорды, снежные шапки гор, чайки, порт, рыба, арт нуво, бункер, барбекю, средневековье, свастика, пожарный, арнби, гитара, рассветы, восхождение, скалы, немецкий окоп, острова, мороженое, охрипшее горло, осень, осень, осень, любовь к городу, спасибо.
Пробыли мы там ровно три дня, и на четвёртый в шесть утра, после 3 часов сна пошли на автобус, чтобы выехать из города в место под названием Муа. Все невольно мычали, называя остановку. В этой Муа находилась нужная нам развилка трасс, откуда можно было начать стопить в Берген. Места подходящего не нашлось, увы: сперва круговое движение, потом почти километровый тоннель. Идти в тоннеле, скажу я вам, некомфортно, ибо тротуар не шире плеч, а фуры издают много страшного звука и ветра. Минув тоннель, мы встретили закат над трассой Е39 и принялись стопить на автобусной остановке. Ничего, кроме глазеющих норвежских пацанят. И вот мы идём. И стопим. И ничего. И идём. В итоге 10 км до ближайшего парома - а всего нас ожидало 4 - прогулялись. Под конец были немного злыми, несмотря на мои философские изъискания. Перед паромом была очередь, и мы решили аскать на пароме - это наш единственный выход. Нас заметили норвежские телевизионщики и стали спрашивать - что,как, куда. Мы посетовали на нелёгкую судьбу и отсутствие денег - не жалости ради, а повествования для - и они предложили заплатить за наш паром своей карточкой. Вот она , коммуникация! На пароме - мой первый в жизни паром - они ещё и накормили нас блинами с маслом - да-да, это не только русское блюдо. В их машине не было места для нас, и мы пошли аскать. Третий контакт оказался удачным - норвежская чета ехала следующие 50 км до парома, но в этой машине не было место для наших вещей. За чем дело стало? - и наши рюкзаки пошли к телевизионщикам. Они ехали снимать репортаж про норвежские дороги, и это был день принятия бюджета. Мы не взяли у них координаты - то ли доверились, то ли забыли. Было интересно ехать в машине, наблюдая свой багаж в соседней.
Водитель, который нас согласился отвезти, часто мотался в Прибалтику - он дальнобой, а теперь ехал с женой в горы. Они - как и все остальные водители - спросили меня про Путина. Я честно ответил, что я не знаю ху из мистер Путин, ибо он делает как хорошее, так и плохое. В общем, ответа я всегда избегал, не зная его, по правде. Едучи и фоткая горы-фьорды - вот где Норвегии сила! - мы добрались до нужного нам места, забрали у телевизионщиков вещи и чуть не уплыли на неверном корабле. В итоге прождали полчаса, никого на пароме недоаскались, зато проехали впервые без билета - просто пошли в туалет сначала, а потом на нос, возьмите на заметку! Вас никто не заставит платить - нас никто не нашёл. Выйдя из парома и распрощавшись с паромным трафиком, мы принялись чесать репу: на дороге не было ни одной машины. Вообще. До следующего парома много километров, вокруг дух захватывающая красота. Тем не менее, для нас было делом чести добраться в Берген до 18.00- времени прибытия наших друзей из Халдена. На нашу удачу, мы застопили фуру без прицепа, которая шла на две мили . Боже мой, так мало! - норвежских мили по 10 км каждая - ура! Красота необыкновенная вокруг, водитель - молодой парень. Рука бойца колоть устала, вернее, снимать. Сворачивал наш грузовик возле некого музея - но у нас не было времени, чтобы его посмотреть. Дорога отличалась пустотой, красотой и тишиной. Минут через десять появилась машина - бежевый Мерседес, а внутри дед. Подвезти согласился - на полторы норвежские мили. Дед мировой: ему лет 80, говорит только на норвежском страшном диалекте, причём как дорогой Леонид Ильич… Представьте и ужаснитесь, как можно было общаться… Высадил дед нас среди леса дремучего, возле водицы студёной, и уехал во своя си. Мы постояли-постояли, а машин то не ма! И вот минут через десять выруливает это Брежнев, и говорит, что подвезёт ещё, ибо у него дальше по трассе тоже дела. Довёз, мы подлагобобрили тов. генсека и потопали на выход из городка с забытым названием. А, Нурьфьюрьдайд - без поллитры не выговорить.
Идти оттуда до парома было 7 км, и мы решили стопить на ходу. Застопили второе за наше путешествие бесплатное такси - оно возит людей из города в аэропорт. К счастью, ибо впереди нас ждал трёхкилометровый тоннель - слегка длинновато, верно? На пароме мы догнали две машины норвежских туристов, которые ехали с нами ещё на предъидущем пароме. Нормальная у нас скорость! На пароме аскали-аскали, даже людей до Бергена нашли, но нам отказали, имея свободное место в машине. Не слишком мы были приятны лицом, видать. Одна девушка на внедорожнике вроде как согласилась нас подбросить на 50 км, но мы затыркались с этой бергенской машиной, и упустили её - девушку и машину. Выбежав из парома, мы практически грудью стали останавливать машины. На наше счастье, застопился неасканый нами дальнобой. О счастье! О удача! Берген - его маршрут. 150 км, крайний паром, Согне-фьорд, дремота. Фотографии, конечно. И вот мы в Бергене - и сразу ощутил себя дома, попав в пробку. Как мы надеялись, что автобус с нашими друзьями тоже застрял в этой пробке! Высадил нас добрый водитель почти в центре города. Мы выпрыгнули из кабины под одобрительными взглядами молодых бергенцев, и потопали 200 метров до отеля - вот такая вот точность и удача! Вообще, мы были на редкость удачливы в нашей поездке, особенно в отношении погоды. Но наша спешка оказалась напрасной - друзья приехали раньше запланированного. Но мы-то приехали вовремя! Честь стопщиков незапятнана! Ура. О Бергене скажу кратко: ничего, индийский ресторан, кровать, ничего, ничего, осенняя гора, ничего, водка, неклуб, кровать, автобус , домой. И вот я дома, сижу и пишу рассказ. А сердце просится стопом. Куда-нибудь. Как ломка от наркотика. В Скандинавии он медленнодействующий: 33 км/ч - средняя моя доза.