Прежде чем сказать о фильме, стоит упомянуть про его создателей - экс-братьев Вачовски. На их счету культовые(и популярные) фильмы "Матрица" и " "V - значит вендетта", что ставит их как продюсеров и сценаристов на довольно высокий уровень. Что я и и имел ввиду, отправляясь на просмотр "Облачного Атласа", в котором сразу скажу - был разочарован по нескольким пунктам. Одним словом - деградация, и не в спецэффектах дело.
К Матрице они шли долго, продумывая все до мелких подробностей, еще в бытность плотниками, понятно, что придраться не к чему, "V - значит вендетта" сделан по комиксам Алана Мура, есть еще несколько средних фильмов и разрекламированный и ожидаемый "Облачный Атлас". Стоит учесть, что они только продюссеры, но зрителю обычно все-равно, кто там из них в чем виноват.
Совпадение или нет, но как раз в период подготовки фильма один из братьев стал сестрой, поменяв пол на противоположный. Может быть вместе с этой операцией братья Вачовски потеряли нечто очень важное, что помогало им снимать хорошо раньше, одним словом решились "координирующего органа", сие неизвестно точно, но подозрительно символично.
Известно также, что фильм снят по одноименной книге Дэвида Митчела, из содержания и описания которой, в том числе здесь, изъят хоть какой-то смысл происходящего, не будь этой книги - фильм смотрелся б вообще нечленораздельным.
Общее впечатление от фильма, как если бы из нескольких правильносложенных фильмов( "Пятый Элемент", "Пираты Карибского Моря" и еще что-нибудь из жанров про оставшихся в живых на острове постапокалипсиса например) выдрали самые поворотные сюжеты и разместили на видеохостинге, а потом продюссеры собрали их и слепили воедино в один фильм. Дело в том, что зрителю нужно время подумать во время фильма о чем собственно там сюжет, если конечно у вас нет возможности позвонить прямо из зала кинотеатра одному из продюссеров и уточнить его. (Если что, кроме экс-братьев там задействован еще Том Тыквер("Парфюмер") в создателях фильма).
Здесь же нет не только "нагнетания", "предвкушения" этих экшен-сцен заранее, отнюдь, только движуха, как на восточном базаре, и постоянное ощущение, что хотят что-то "втюхать". Я бы не удивился, если бы после просмотра особенно впечатлительные ринулись менять в срочном порядке пол на что-нибудь. Это касается гомосексуальных наклонностей одного из альфонсоподобных героев, раскрытых в фильме намного качественнее, чем попытки показать влечение гетероположительных героев друг к другу, вышедшее крайне деревянно.
Не то чтобы это было гомофобным утверждением - если бы в фильме переперчили нетерпимостью, то я не преминул бы отметить и этот факт в рецензии.
Какой бы ни был фильм закрученный и фантастический, всегда должен существовать потенциальный зритель, хотя бы один, который его поймет полностью, кроме того необходимо этому всегда неизвестному зрителю жить где-то вместе с нами в реальности, конечно прикольно снимать фильмы для вампиров и киборгов, но к делу человеческого кинематографа это будет относиться как несуразность. Далее перескажу немного сюжет атласа, насколько помню, и для придания ему более веселого тона (которого было чуть-чуть в оригинале), представим, что снимали его индийские режиссеры. Благо реинкарнаций, воплощений и перевоплощений в фильме предостаточно.
Итак, нужно взять ингредиенты:
Тихоокеанский дневник Адама Юинга - (1849) Часть эта посвящена правам черных людей, идея-фикс в этом и далее- показать, что ненависть к однополой любви и расизм имеют общие черты, какие не указано, но и те и другие мелькают по очереди сменяя друг дружку. В первой истории молодой человек, которого зовут Юнг, сватается к дочери работорговца, известного своими истязаниями чернокожих, а может и не совсем известного в этом плане, но интрига налицо. Юнг не переносит страдания раба, которого бьют кнутом и падает без чуств то ли от избытка чуств, то ли от поразившего его кишечного цепня. Червя этого внедрил доктор Гусь (Генри Гуз), еще тот гусь, имея виды на деньги подопечного. Каким образом наследство должно достаться доктору не указано совсем. Юнг сватается к дочке работорговца, но после неромантической гетеросексуальной сцены уплывает на корабле в Ост-Индию (Вот оно! Джимми, Джимми, ача-ача!).
Наш танцор диско однако хилеет на глазах и танцевать ему все труднее и труднее, но в каюте его спрятался Антоша(Аутуа-туа-ту), черный негр, который выводит Юнга из депрессии и на некоторое время кажется, что негр пытается совокупиться с Юнгом, подавая странные знаки. Однако, забегая вперед уточню, что по причине реинкарнаций я часто путал Юинга и распутного композитора(о нем расскажу позже), считая что последний тоже уплыл на корабле и точно с таким же негром, сбегая от обвинений в попытке убийства. Команда корабля взята из стандартных матросов-янки, поэтому ненавидимый ими негритос не высовывается из каюты, куда также вхож и доктор Гусь. Доктор, презрев клятву Гиппократа, кроме своего подопечного цепня не видит ничего вокруг, не по дням а по часам растет червь в животе Юнга.
В один прекрасный ветренный день молодой нотариус все же представляет экипажу своего друга Антошу, вроде бы заправского моряка. Капитан вспоминает, что забыл поставить на грот мачте самый здоровенный парус, вот из-за чего судно так медленно движется! Черному моряку дают задание залезть на такелаж и принайтовать все хозяйство по морскому уставу. Не соблюдая технику безопасности абсолютно Аутуа-туа-ту раскручивает веревки. В процессе этого команда собирается пристрелить его как дичь, после чего полузакрепленный парус грохнулся бы им на головы.
Показав свои душевные терзания крупным планом Юнг отстраняет ружье капитана в сторону, боцман же и остальные моряки попросту промазали, выпалив в небо. Надо думать их приняли на корабль таким же образом, так как после этого "посвящения" Антоша становится своим человеком и почетным матросом.
Все танцуют - моряки, нотариусы, цепни, негры, доктора, русалки. Джимми, Джимми, ача-ача!
Побывав на острове сокровищ и так и не попав в Ост-Индию, корабль возвращается в порт. На острове сокровищ нашему Джиму Хоккинсу достался сундук с золотом. Доктор Ливси же( как бы это Гусь) развивает симбиоз в пользу одного из пациентов - кишечного цепня. Почти у самого порта матрос Антоша расшибает голову врачу этим самым сундуком и убивает сапогом червеобразную тварюгу , которую выблевал нотариус.
Юнг выздоровевший и разбогатевший уводит дочь работорговца с собой в авантюры, собираясь в дальнейшем бороться с цепнями и прочими кишечными тварями при помощи негров, обутых в сапоги.
Письма из Зедельгема - (1936) Странное родимое пятно красуется на заднице главного героя - Фробишера, чтобы показать это пятно в таком пикантном месте режиссер пускается на неимоверные ухищрения. Он располагает Фишера в компании любовника, оба раздетые, естественно, будь это иная ситуация, Фробишер бы не высунул так женственно свою задницу из под одеяла. Так что здесь все сделано ради рифмы и нет никакого другого смысла. Собственно все остальное лишь оправдание фильма - главный герой пишет композицию под названием "Джимми, Джимми, ача-ача!", также он находит дневник Юнга, что соединяет что-то с чем-то. Вдобавок стреляет в своего покровителя, известного композитора, который наглым образом воровал идеи Фробишера неправдоподобной актерской игрой. Зачем же молодой распутник не сделал контрольного выстрела в голову? Эх, эта идея пришла ему намного позже. Любовник Фробишера находит своего друга вперед полиции по пиджаку, оставленному в залог. На лестнице, ведущей в номер преступника, он начинает танцевать и петь, пять ступенек вперед, три назад.
В качестве отступления надо признать, что в фильме есть сцены, где наверняка умерший герой появляется вдруг живым и невредимым. Так и здесь. Фробишер выпускает всю обойму себе в горло, пытаясь покончить с собой в ванной(чтобы легче потом кровь отмыть было горничной), но пули летают по эмалированной ванне и кажется отбивают ритм или мелодию... Джимми, Джимми, ача-ача!
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей -(1973) Эта история была бы банальной, не происходи она в Индии. Голландские колонизаторы установили здоровенный атомный реактор, прямо под стометровой статуей Кришны и сливали радиоактивные отходы в священное озеро Ом. Непорядок! В руки журналистки попадает секретный диск из ядерной лаборатории и прочие доказательства, вроде дневника нотариуса Юнга, раскрывающий злодеяния колонизаторов и принцип работы реактора. Она приносит в редакцию этот диск и вставляет в проигрыватель... Это альбом Фробишера. Громко звучит мелодия: Джимми, Джимми, ача-ача! Танцуют все!
Страшный Суд Тимоти Кавендиша - неизвестно каким образом это печенье попало в винегрет, но так как в фильме должно быть все(в прямом и переносном смысле), пусть порадуются и фанаты черного юмора, ненароком забредшие на глубокомысленный фильм и скучающие в темноте кинозала. Эти минуты и для любителей самих фанатов, особенно футбольных, для любителей хэппи-эндов. Под солнцем облачного неба найдется место всем! Вкратце - это серия( оговорился) про старика, который сделал деньги на крутом мужике и об этом пожалел, попал в долги. Его родственник из-за пятидесятилетней давности измены жены, о которой не помнит никто из стариков по причине склероза, упрятал деда в психбольницу. Старик потом сбежал, прихватив веселых приятелей с собой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Мораль такова. Даже если они из психушки.
Оризон Сонми-451 -(2144) Эта история была бы не менее банальной, не происходи она под надзором индийских продюсеров. Плохой человек завел себе целый гарем, даже не гарем, а много-много клонированных жен. В Индии клоны считались всегда самой низшей кастой, испокон веков. Чтобы прокормить такое количество жен, плохой человек открыл кафе быстрого питания. Но вообще так делали все плохие люди в Индии. Потом перерабатывали плохих жен в кашу и кормили хороших, а то и сами ели до беспамятства. Время происходит в будущем и отходы реактора много-много лет стекали в священные воды Ом. Немудрено, что появились мутанты, весельчаки и острословы, в народе прозванные "вислобровыми" и "вислоглазыми" за деформированные надбровные дуги лица. Полковник армии мутантов-отшельников выкрал одну из клонированных жен по имени Сонми-451(индекс 90-60-90), надеясь произвести скрещивание между мутантами и клонами, но произошла следующая интересная ситуация. Во время просмотра фильма того старика из психушки...стоп... вместо этого фильма мог быть и дневник Юнга и альбом Фробишера, не поменяв ничего, так что странно для чего эти куски и вставки вообще нужны. Куда интереснее упоминавшийся мутантом Солженицын.
Это прямо таки новое слово в серьезном фантастическом кинематографе! Как если бы вдруг Дарту Вейдеру доложили, что крабоголовые повстанцы не согласились на условия капитуляции и он, достав из нагрудного кармана потертую черно-белую фотокарточку, произнес: "Я буду непреклонен как Троцкий!".
Поистине это все портфолио экс-братьев Вайчовски и того немца, но не полноценное произведение. Да, они могут в разных жанрах снимать, даже могут пол поменять ради кино. Кстати, присутствие этого немца в продюссерах и упоминание Солженицына наводят на странные мысли... О чем это они (?), рабовладение, расизм, гомофобия, Солженицын... почему нет фашистких концлагерей? Ладно, зато есть голландские колонизаторы , Джимми, Джимми, ача-ача!
Однако квартиру-студию вислоглазого выследили штурмовики, но! не все так просто у них выйдет. Мутант этот купил на распродаже подвесной автоматический мост, на складной аеромотоцикл денег немного не хватило. На случай побега этот мост раскладывался в глухую стену противоположного небоскреба. Вислоглазый продумал все наперед, кроме того как в эту стену потом пройти. Сцена на железном раскладном мосту смотрелась убого, как и все гетеросексуальные сцены, если бы не тот факт, что это все происходило в Индии.
Священная индийская корова (в данном случае бык с длинными рогами) забрела на этот спасательный мост и как известно нрав у священных коров непредсказуемый. Обстрел моста с базук и геликоптеров прекратился, так как солдаты боялись попасть в священное животное. Но своими рогами бык вспорол живот Вислоглазому и тот полетел вниз с километровой высоты. Шансов выжить у него было столько же, как если бы он просто упал туда. Но я уже говорил, что герои истории способны выживать и не в таких обстоятельствах.
Надо заметить, что в последнее время такие странные моменты часто встречаются в современном кино, например - человек упал с обрыва, но кадры где он зацепился за склон игнорируются, и последующее его появление вроде само собой понятно.
Штурмовики на мосту танцуют, победив врага, а Сонми-451 поет: Джимми, Джимми, ача-ача! Здесь это переводится как просьба к Кришне сохранить мутанту жизнь и воскресить последнего.
Вислоглазый воскресает и спасает возлюбленную из плена. Потом показывает ей всю правду и неправду о производстве и утилизации клонов, намекая на соитие и зачатие сына мутанта и клонированной девушки.
Есть еще история про какие-то миры, вроде тоже колонизированные голландцами в космосе, и что вроде бы Сонми-451 должна передать туда послание. Это косяк продюсеров(а может и сценаристов) фильма. Чтобы быть идолом повстанцев Сонми-451 нужно заработать хотя бы минимальный авторитет или известность, прежде чем лезть к радиопередатчику. Хотя речь торжественная и вроде бы объясняет другим клонам как лучше убивать людей.
Вислоглазого пристреливают при штурме передатчика, а Сонми берут в плен, где она строит глазки другому мутанту. Но её возлюбленный опять воскрешается из мертвых и опять спасает подругу из рабства. Джимми, Джимми, ача-ача!
Остаться в живых (будущее человечества и клоноведчества) - Остров невезения в океане есть, Там живут несчастные люди-дикари
На лицо ужасные, добрые внутри... Как Том Хэнкс, которому фиганули тесаком по щеке. Среди всей жутко несостыкованной экосистемы между Появленцами, дикарями и каннибалами живет Элис Купер в высокой шляпе-цилиндре. Он строит козни и подтверждает теорию, что кашу маслом не испортишь, а такую эпическую бредню абсурд только красит. Клоны к этому времени уже истребили почти всех людей и приезжают навестить оставшихся изредка, постапокалиптический город поросший зеленью, абсолютно весь. Что за послание отослала представитель Появленцев и куда - непонятно. Понятно только, что существует еще клонофобия, что клонам живется хуже чем Солженицыну, и продюссеры конечно не виноваты, что продюссировали этакий бред.
Вот эти вот составляющие вкладываем в миксер и получаем на выходе "Облачный Атлас".