Для американцев, фрегаты всегда имели... особое значение, начиная еще с самого становления Соединенных Штатов. Именно фрегаты принесли первые звучные победы молодому флоту молодой американской республики и впервые прославили американское военное кораблестроение. Один из этих первенцев, USS "Конститьюшен" до сих пор остается на плаву - старейший из военных кораблей мира.
Уйдя в историю с наступлением эпохи брони и пара, класс фрегатов вновь возродился в американском флоте после Второй Мировой Войны - на этот раз как эскортные корабли, предназначенные для сопровождения конвоев и охоты на субмарины. В их создании американский флот вновь добился значительных успехов; фрегаты типа "Оливер Хазард Перри" заслуженно считаются одним из самых удачных типов океанского эскортного корабля, объединяя хорошую дальность и мореходность с дальнобойным противовоздушным вооружением и развитыми противолодочными возможностями.
Однако, с окончанием Холодной Войны, парк американских фрегатов попал под сокращение одним из первых. Американский флот 1990-ых - начала 2000-ых исходил из того, что в будущем ему придется принимать участие только в локальных конфликтах невысокой интенсивности и "полицейских операциях", и в значительной степени стал пренебрегать традиционным господством на море и защитой коммуникаций. Задачи списываемых фрегатов собирались возложить на новый класс "литторальных боевых кораблей" (англ. Littoral Combat Ship, LCS), представлявших по сути дела модульные канонерки или авизо. Однако, хотя LCS и были в итоге приняты на вооружение, программа их разработки столкнулась со множеством трудностей, и - на фоне стремительного роста китайского флота - концепция "полицейского флота" стала подвергаться непрерывной критике.
LCS типа "Фридом" и "Индепенденс"; амбициозная концепция, в итоге вылившаяся в недостаточно вооруженные, недостаточно универсальные, недостаточно надежные и слишком дорогие корабли.
Летом 2017 года, ВМФ США объявил конкурс на новый тип фрегата (обозначенный как FFG(X)) для американского флота. Корабль должен был иметь более традиционную компоновку, чем литторальники типа "Фридом" и "Индепенденс", и соответствовать следующим требованиям:
* Наличие загоризонтного противокорабельного вооружения - для действий в составе ударных соединений на передовой.
* Развитые противолодочные возможности - для обеспечения поиска и уничтожения субмарин в океане и противолодочной защиты конвоев и ударных групп.
* Поддержка трансокеанской логистики - сопровождение и защита океанских конвоев, как самостоятельное, так и в составе эскортных соединений с эсминцами типа "Арли Берк".
* Интеграция в системы коллективного обмена информацией и способность взаимодействовать с другими единицами (кораблями и самолетами) для коллективной обороны.
* Наличие развитых возможностей по активной и пассивной радиоэлектронной разведке, анализу сигналов, выполнению задач радиоэлектронной борьбы.
Более подробные требования также включали численность экипажа (не более 200 человек), максимальную скорость в 28 узлов и дальность плавания не менее 3000 морских миль на 16 узлах. Интересной деталью были требования к силовой установке: она должна вырабатывать не менее 600 киловатт избыточной электрической мощности для питания перспективных сенсорных систем (которые могут быть добавлены в дальнейшем), либо энергетического вооружения. ВМФ США планируют заказать около 20 таких фрегатов в дополнение к имеющемуся флоту LCS - 10 единиц в строю, еще 19 в постройке - что позволит восстановить эффективность океанского эскортного флота до необходимого уровня.
И вот в начале 2018 года на национальном симпозиуме военно-морской ассоциации (англ. Surface Navy Association's (SNA) National Symposium) фирма "Локхид" - в сотрудничестве с судостроительными фирмами "Fincantieri Marinette Marine" и "Gibbs & Cox" - представила первый новый проект американского фрегата за четыре десятилетия:
Инженеры "Локхид Мартин", что примечательно, не стали изобретать велосипед, и создали довольно консервативный - и тем привлекательный - дизайн. Конструкция нового фрегата является прямым развитием литторального боевого корабля "Фридом", разработанного "Локхидом" в начале 2000-ых. Корпус по сравнению с прототипом удлинен на 10 метров; водоизмещение точно не указывается, но, вероятно, составит от 4000 до 6000 тонн. Надстройка корабля более высокая и массивная по сравнению с типом "Фридом", и выполнена не гладкой, а уступчатой - вероятно, для лучшего размещения антенных постов. Корпус и надстройка сформированы исходя из требований к снижению радиолокационной и инфракрасной сигнатуры. Трубы убраны в надстройку и расположены так, чтобы минимизировать инфракрасную заметность.
Силовая установка корабля по-прежнему состоит из четырех водометных установок "Rolls-Royce". Корабль турбинный, со вспомогательными дизельными генераторами, но возможно, что новая силовая установка будет полностью электрической (что обеспечит необходимый избыток электроэнергии). Интересная деталь: в конструкцию включены скуловые кили, призванные улучшить остойчивость корабля в океане (предназначенные для действий у побережья LCS лишены таковых). Скорость ожидается в районе 29 узлов, дальность экономического хода - около 6000 морских миль, соответствующая требованиям океанского эскорта.
Основной составляющей нового проекта является РЛС Enterprise Air Surveillance Radar (сокращенно EASR), разработанная фирмой "Рейтеон". Она представляет собой упрощенную и удешевленную версию радара AN/SPY-6, разработанного "Рейтеон" для новой серии эсминцев типа "Арли Берк". Три активных фазовых антенных решетки с элементами на нитриде галлия, располагаются по сторонам надстройки: две побортно впереди, и одна прямо на корме.
Новая РЛС должна выполнять функции не только поиска и сопровождения целей, но и выдачи целеуказания зенитным ракетам и "подсветки" целей на терминальном участке для их полуактивных головок самонаведения. По заявлениям "Рейтеон", EASR является "универсальным" радарным комплексом, способным выполнять контроль воздушного пространства, обнаружение, сопровождение и идентификацию целей, наведение и целеуказание для ракет, а также решать навигационные задачи, выдавать целеуказание артиллерийским установкам и обнаруживать низколетящие цели и перископы субмарин. Судя по наличию при этом на макете фрегата стандартного радара AN/SPS-67 - предназначенного для поиска надводных целей, а также обнаружения и сопровождения низколетящих воздушных целей - ВМФ США не столь оптимистичны, и предпочитают перестраховаться. Корабль также несет стандартные для ВМФ США антенны систем связи MD-4A, электрооптические/инфракрасные сенсоры и (по словам разработчиков) будет оснащен буксируемым сонаром AN/SLQ-61 и встроенной ГАС AN/SQS-62.
Вооружение корабля соответствует его эскортным и вспомогательным функциям. Оно состоит из:
* 16-и вертикальных пусковых ячеек Mk-41, расположенных перед надстройкой. По имеющимся данным, эти ячейки имеют "тактическую" длину (т.е. не могут нести длинные ракеты вроде "Томагавков"), и предназначены для размещения зенитных ракет среднего радиуса действия ESSM (по четыре в ячейку), зенитных ракет большого радиуса действия SM-2/SM-6, и противолодочных ракет ASROC.
* Двух Надводных Боевых Модулей от программы LCS (место зарезервировано, но сами модули будут устанавливаться по необходимости). Эти модули рассчитаны на размещение до 24 тактических ударных ракет AGM-114 Longbow Hellfire с радарным наведением.
* Двух 4-х контейнерных пусковых установок Mk-141 для противокорабельных ракет "Гарпун", размещенных по бокам от модуля ВПУ Mk-41.
* Артиллерийской установки Bofors Mk110 от BAE Systems, калибром 57-мм. Рассматривается также возможность установки более крупных артиллерийских систем, включая 127-мм универсальные пушки.
* Зенитно-ракетного комплекса самообороны Mk49 SeaRAM на 11 зенитных ракет малого радиуса действия. Комплекс установлен на корме, на крыше вертолетного ангара; де-факто он является заменой стандартного "Вулкан-Фаланкс" используя тот же радар и ту же установку с иной системой вооружения.
* Лазерной установки AN/SEQ-3 LaWS (LAser Weapon System) от Kratos Defense & Security Solutions. Установленный в экспериментальных целях на амфибийном корабле USS "Поунс" еще в 2014 году, этот 30-киловаттный твердотельный лазер инфракрасного диапазона на редкость успешно прошел все испытания, и был официально принят на вооружение. В настоящее время прототип установки предполагается передать со списываемого "Поунса" на новый амфибийный корабль USS "Портленд". На макете, лазер размещен на 2-ом ярусе надстройки, на правом борту корабля.
Судя по виду макета, новый фрегат не будет оснащен обычными мелкокалиберными автопушками (в условиях широкого распространения сверхзвуковых противокорабельных ракет американский флот считает идею мелкокалиберной зенитной автопушки - вроде "Вулкан-Фаланкса" - концептуально устаревшей, и заменяет их зенитными ракетами ближнего действия, вроде SeaRAM), но может быть оснащен пулеметами/автопушками для противодиверсионных целей.
Радиоэлектронное оснащение включает стандартные для американского флота станции РЭБ/РЭР AN/SLQ-32 SEWIP, установленные побортно на надстройке. Интересной деталью являются крупные антенны неизвестного типа и назначения, смонтированные на выступах надстройки прямо над антенными постами SEWIP:
Также в систему РЭБ корабля входят четыре спаренные пусковые установки системы постановки активных помех NULKA, на первом ярусе надстройки:
Эта система уже продемонстрировала свою эффективность в ходе ракетных атак на эсминец USS "Мэйсон" у берегов Йемена в конце 2016 года. По сути дела NULKA является ракетой-генератором помех, которая запускается с борта подвергающегося атаке корабля и зависает (работая двигателем) на некотором расстоянии от него. Системы NULKA получают информацию от бортовых средств РЭБ корабля и позволяют создать очень точную ложную сигнатуру, способную отвлечь неприятельские противокорабельные ракеты.
Авиационная группа корабля включает минимум один вертолет MH-60R (возможно, в ангаре предусмотрено место для второго). В "авиакрыло" должен также входить беспилотный вертолет MQ-8C "Файр Скаут", предназначенный для разведки, загоризонтного целеуказания, а в последних моделях - также и ношения легких систем вооружения.
Интересно отметить, что корабль не несет ни торпедных аппаратов, ни иных средств уничтожения субмарин (хотя, противолодочные ракеты ASROC, вероятно, могут быть загружены в пусковую Mk-41 вместо части зенитных ракет). Это наводит на мысли, что ВМФ США считает маловероятным сближение субмарины с кораблем или конвоем для традиционной торпедной атаки, и, соответственно, низкой вероятность того, что корабль сумеет задействовать против субмарины бортовое вооружение.
РЕЗЮМЕ: в целом, проект фрегата от "Локхид" вполне - и я бы даже сказал, достаточно консервативно - развивает американскую доктрину фрегата, как многофункционального океанского эскорта, также используемого, по необходимости, для усиления боевых групп. Этому соответствуют "звезд с неба не хватающие, но хорошие" характеристики. Но интересным отклонением от этой доктрины является сенсорное оснащение фрегата - мультифункциональная РЛС с возможностями контроля воздушного пространства, более подходящая, скорее, эсминцу. Похоже, что американский флот сделал краеугольным камнем своей доктрины CEC - Cooperative Engagement Capability, "Возможность Совместного Противодействия" иметь на ВСЕХ кораблях самое лучшее сенсорное оснащение из возможного. Это позволяет фрегатам не только самостоятельно контролировать обстановку, но и играть роль передовых - дешевых - платформ, выполняющих поиск целей и наведение оружия для остающихся в полностью пассивном режиме эсминцев.
Интересно отметить, что "Локхид" явно намекает на дешевизну как на одно из преимуществ своего проекта. На это указывает как использование корпуса и силовой установки от LCS типа "Фридом" - уже освоенных промышленностью - так и отдельные конструктивные элементы, вроде старомодных контейнерных ПУ Mk-141 для "Гарпунов". Последние, как ожидается, будут в ближайшие годы "освобождаться" в большом количестве, в связи с перевооружением эсминцев типа "Арли Берк" на перспективную противокорабельную ракету AGM-158C LRASM, адаптированную для ВПУ Mk-41.