Баланс белого

Jun 25, 2012 17:57

Сегодня мне бы хотелось рассмотреть такой важный вопрос для фотографа, как баланс белого. Это одна из основных настроек, без умения пользоваться которой наши снимки не будут надлежащего качества. Когда я только начинала снимать ни о каком ББ и речи не шло, я даже не знала что это и зачем. Но когда мне самой стал резать глаз синеватый оттенок на фото, либо же невыносимая желтизна при съемке в искусственном свете, я задумалась, отчего так? Стала искать, выяснять и как оказалось, все дело именно в нем, в загадочном балансе белого. Что это, как с ним бороться, я выясняла долго. Моей самой заветной мечтой было научиться снимать белое на белом и чтобы оно было действительно белым! Я долго разбиралась, у меня не получалось, но кто хочет, тот научится.
Тема это довольно обширная, за один раз ее не осветить полностью, но давайте с чего-то начнем.



Настройка баланса белого - это важный инструмент в работе фотографа. Научившись правильно им управлять, вы сможете получать на фотографиях цвета, которые желаете.

Что такое баланс белого?
Баланс белого - это то, как ваша фотокамера «видит» белый цвет и все остальные цвета на фотоснимках.
На спектральный состав света, отражаемый от объекта, сильно влияет цветовая температура источника освещения.
Цифровые фотокамеры , в отличии от плёночных, также могут адаптироваться в зависимости от цветовой температуры источника освещения. Такой процесс называется - регулировка баланса белого.
Для получения на фотографии естественных цветов перед съёмкой необходимо установить значение баланса белого, которое будет соответствовать источнику освещения.

Идеальный баланс белого
В идеале, фотоснимок должен выглядеть , как будто все объекты освещаются нейтрально- белым светом. Подобные условия имеются только в фотостудиях, где стены окрашены в нейтрально серый цвет.
Идеальный баланс белого необходим не во всех случаях. К примеру, в художественной фотосъёмке баланс белого используется , как инструмент для создания настроения на фотографии.
А в остальных случаях требуется естественная передача цветового баланса.

Настройка баланса белого
На цифровых фотокамерах настройка баланса белого регулируется через меню. Этого достаточно только для фотосъёмки в студии , где все источники света с одинаковой цветовой температурой и цветные стены не отражают их свет. В этом случае цветовую температуру можно точно установить в кельвинах.

Цветовая температура Источник света
1000-2000 K                 свечи
2500-3500 K                 лампы накаливания
3000-4000 K                 восход и закат (чистое небо)
4000-5000 K                 флюоресцентные лампы
5000-5500 K                 вспышка
5000-6500 K                 дневной свет при чистом небе (солнце в зените)
6500-8000 K                 умеренная облачность
9000-10000 K               тень или сильная облачность

В других случаях настройка баланса белого меняется.
Снимая в RAW формате, баланс белого исправить очень легко. В RAW конвертерах есть настройка баланса белого, там можно указать или тип освещения , или автоматический режим.
Также баланс белого можно с легкостью подправить при дальнейшей обработке в графическом редакторе.
Чтобы передать баланс белого более точно, в цифровых камерах имеется функция определения баланса белого по фотографии.
Также можно использовать пластинку серого цвета, при помощи которой возможно в точности выставить баланс белого.
Почему не белую, а серую ? Потому что, не существует 100% белой бумаги. При изготовлении бумаги, для её отбеливания используются разные красители, а серая бумага по-настоящему серая. Поскольку производители гарантируют сочетание только белого и чёрного цветов. Поэтому наиболее точный баланс белого возможно выставить только с помощью серой карты, так как при серый цвет будет приниматься за эталон и в зависимости от него будут меняться остальные цвета на фотографии.
Но серую карту можно применять только при стабильных условиях освещения. То есть, только во время фотосъёмки в студии или же при использовании студийного света в домашних условиях. В других случаях освещение меняется, солнце может выходить и заходить за тучи, облачность тоже не постоянна, поэтому выставленный по серой карте баланс белого уже не будет соответствовать изменённым условиям фотосъёмки.
Чтобы правильно научится настраивать баланс белого и получать на фотографиях желаемые цвета важно запомнить три основных момента:
Настройка баланса белого влияет на все цвета на фотоснимке.
При изменении условий фотосъёмки необходимо заново настраивать баланс белого.
Наиболее точный баланс белого можно настроить только при помощи серой карты и при постоянных условиях освещения.

Я уже давно настраиваю ББ вручную, по серой карте, а сначала делала это по белому листу, что тоже вполне неплохо. Да, дневное освещение меняется, но все же за время съемки мне удается снять с довольно стабильным качеством, исключение составляют лишь те моменты, когда освещение ну очень сильно меняется, как я уже писала выше, солнце то заходит, то выходит из-за облаков. Тогда никакая серая карта не поможет.
Как же настроить ББ вручную? Если бы мне кто-то показал наглядно, я бы быстро разобралась, а даже прочитав инструкцию к фотоаппарату, где об этом написано, у меня не получалось. Поэтому приведу пример как сделать это по белому листу.

Как настроить ББ вручную.






Все три фотографии отличаются балансом белого. Как не трудно заметить - на третьей фотографии баланс белого смещен в теплую часть спектра (так называется данное искажение цвета - когда изображение (включая салфетки, которые должны быть белыми!) как будто "желтеет". У второй же фотографии - баланс белого близок к норме. Зато у первой фотографии бб смещен в холодную - фиолетовую сторону спектра, поэтому и салфетки выглядят уже не совсем белыми, а скорее голубоватыми.

Для ручной установки белого цвета «по образцу» понадобится только белый лист бумаги и сам фотоаппарат.
1. Подготавливаем лист белой бумаги размером не менее А4 (примерно 210×300 мм). Желательно использовать сорта бумаги с белизной не менее 95-96%. Хорошо подходят для этой цели листы чертежного ватмана.
2. Включаем камеру и способом, указанным в инструкции, переходим в режим ручной установки баланса белого (обычно в меню обозначается как Manual).
3. Устанавливаем лист белой бумаги вблизи снимаемого объекта. Это особенно важно в сложных условиях освещения, когда смешивается свет от нескольких источников различного характера. В крайнем случае устанавливаем лист белой бумаги вблизи точки съемки.
4. Наводим видоискатель камеры на лист белой бумаги так, чтобы он полностью заполнял кадр. Нажимаем исполнительную кнопку запуска процедуры (назначение кнопок узнайте в инструкции камеры). По окончании процедуры установленный баланс белого сохраняем в памяти камеры под уникальным именем. Если на дисплее появляется сообщение о невозможности замера экспозиции (Over - переэкспозиция, Under - недоэкспозиция), пробуем изменить условия освещения так, чтобы система экспозамера работала нормально.
Рассмотрим данные настройки на примере меню фотоаппаратов фирмы Canon. А точнее - на примере фотоаппарата Canon 600D - его меню во многом аналогично меню таких популярных моделей как 400D, 450D, 500D, 550D.




Как видно на картинке - с помощью данного меню Вы сможете сменить бб - либо пользуясь готовыми предустановками, либо выбрав собственные параметры этого значения. Не стоит использовать имеющиеся предустановки баланса белого цвета - без сильной на то необходимости, т.к. чаще всего фотоаппарат корректно работает с данным параметром - в автоматическом режиме, особенно на природе - при естественном освещении - учитывая все его нюансы.
Однако существует возможность настройки баланса белого цвета - вручную. Чаще всего этот тип настройки называют настройкой баланса белого цвета «по белому листу». Это дает возможность точно «подстроиться» под конкретный источник света. Вот как эта процедура описана в инструкции к фотоаппарату Canon 600D:




О том, как использовать аналогичную возможность на фотоаппаратах других фирм или моделей - вы сможете найти в инструкции по эксплуатации Вашего аппарата. Все, в принципе, очень похоже.
Некоторые фотоаппараты (например, тот же Canon 600D) имеют возможность корректировать цветовой тон фотографии - без применения белого листа. В этом случае эффект получается подобным тому - как будто Вы перебираете цветные светофильтры. Следующая иллюстрация демонстрирует пример подобной настройки:




Некоторые фотоаппараты имеют также еще и «брекетинг баланса белого», это означает - что три фотографии сделанные подряд - будут иметь разный баланс белого (если Вы это разрешите в настройках) - для того чтобы по крайней мере хотя бы один из кадров «попал в точку». Этот режим применяется тогда, когда Вы не уверены в правильности настройки бб.
Если вы снимаете в формате RAW, то ББ, как я уже говорила, можно очень просто подправить. Я пользуюсь Adobe Camera Raw (ACR), но еще лучше делать это в Adobe Lightroom.

Настройка ББ в фотоаппаратах других фирм и моделей очень похожа, зная где все это искать, вы с помощью инструкции без труда разберетесь. Во всяком случае попытаться точно стоит.

Советую пройти по ссылкам на источники и почитать о ББ дополнительно, все пишут по-разному и может быть другая статья будет вам более понятна.

источник 1
источник 2
рекомендую почитать

В качестве задания я решила делать вот что. Будем снимать светлое на светлом. Я не говорю идеально белое, но все такое светлое-светлое, легкое и невесомое. От вас мне нужно два снимка, один с правильным ББ, а второй творческий. Что это значит? Иногда фотографы делают заведомо неверный ББ, кажется, что это ошибка, но на самом деле у фотографии появляется свое настроение и своя изюминка. Покажу примеры.




Видите, синева, но фото не выглядит, как ошибка, данный сюжет синева не портит.




Тоже самое, но это задумка автора. Необязательно делать фотографию именно синюшной, пробуйте что-то другое. И по опыту хочу сказать, сложнее сделать неправильную фотографию, потому что она должна быть гармоничной и не вызывающей отторжения.




И обращайте внимание на цвет того продукта или предмета, на который вы делаете акцент, он должен быть как раз таким, как надо, естественным, а вот фон и окружение зависит от вашей фантазии.




Ну а теперь для вдохновения фото по правилам, светлые, хорошие:)











































Все фотографии взяты из открытых источников.

Срок выполнения задания (так как все-таки лето) 2 недели, до 9 июля включительно.
Фотографии размещаем в комментариях 1 уровня к этому посту, размер не более 640 пикселей по широкой стороне. Желательно писать как вы снимали и как обрабатывали, если обрабатывали, мне так проще будет комментировать.

Если у вас есть свои мысли, опыт, по поводу ББ - будем рады их услышать. Меня можно дополнять и поправлять:)

Полезное дополнение от Юли nikulyasha.

Цитирую:
«Лист белой бумаги - очень условная вещь, к примеру бумага для принтера "снежинка" отдает в голубой, еще какая-то - в розовый. Ну и если вокруг цветные стены - они могут дать рефлекс, и лист получится вообще произвольного цвета. Это я просто к тому,что прям безусловно доверять ему не стоит.
Если есть фоторюкзак с внутренними серыми перегородками - то вот они как раз нейтрального серого цвета, по которому отлично выставляется ББ =) очень удобно, ничего лишнего докупать не нужно - и почти всегда с собой.»

задания, теория

Previous post Next post
Up