Все началось со звонка подруги, которая осталась без работы и устроилась промоутером:
- Марин, выручай. У нас выставка, а мне к врачу сходить надо. Подмени, а то если я ее пропущу - уволят или оштрафуют!
Промоутер - это специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Промоутер не всегда одет в строгий костюм и галстук. Чаще всего проведение промоушен-акций является подработкой для студентов. В их обязанности входит общение с прохожими и посетителями магазинов, предложение определенного товара. Лучший вариант для промоутера - работа на выставке или презентации. Когда видите на улице человека, одетого в костюм дракона или телефона, знайте - это промоутер.
К счастью, мне не нужно было одеваться в маскарадный костюм. Я продавала красивый глянцевый журнал. Зарплата сдельная - 30 рублей с проданной единицы. Есть и другие варианты оплаты: почасовая или ставка. Но люди знающие говорят, что лучше получать свой процент от продаж, так больше выходит, можно за день больше тысячи рублей заработать. Хотя это больше напоминает рассказы рыбаков о «во-от такой рыбе».
На выставке я познакомилась со школьницей Олей, которая раздавала листовки, и с женщиной бальзаковского возраста, которая, как и я, «продвигала» журнал. В общем, промоушену «все возрасты покорны».
Главное неудобство новой профессии - весь день проводишь на ногах. Можно, конечно, улучить минутку и присесть, но горе вам, если это увидит начальник. В лучшем случае отделаетесь «разбором полетов», в худшем лишитесь заработка. Не понимает работодатель, что ноги у вас не казенные, и что к концу рабочего дня они болят так, как будто стоишь на горящих углях. Раз собираетесь стать промоутером, одевайте удобную обувь. Это несколько уменьшит неприятные ощущения. Но иногда в ваш профессиональный промоутерский костюм могут входить туфли на шпильке. В этом случае остается только выразить соболезнования и удивиться, если у вас когда-нибудь еще возникнет желание носить обувь с каблуком выше двух сантиметров.
Другое неудобство - не всегда адекватная реакция людей на ваш внешний вид. Если вас одели телефоном, холодильником или сказочным персонажем, обязательно найдется тот, кто выскажет свои мысли о вашем психическом здоровье.
Главная задача промоутера - запастись терпением и здоровой ироничностью. Именно эти качества помогут выстоять под напором равнодушных, придирчивых, а иногда и агрессивных людей.
Студенческая профессия
Промоутер - одна из самых популярных профессий среди студентов, так как ее легко совместить с занятиями, можно прилично заработать, а также научиться свободно общаться с людьми разного возраста, на практике освоить азы рекламы и маркетинга, знание которых пригодится любому современному человеку. Часто на промоакциях подрабатывают представители творческих профессий. Основной контингент промоутеров - девушки 18-23 лет, имеющие приятную внешность и умеющие приветливо разговаривать с клиентами.
Критерии отбора персонала нельзя назвать слишком строгими. Даже когда в объявлении указан возраст от 18 до 23 лет, на работу могут принять женщину старше 25, если она обаятельна и энергична. Обаяние, пожалуй, - важнейшее качество сотрудника. Соответствие модельным параметрам совершенно не требуется. Рост 165 см вполне приемлем. Лишь некоторые фирмы для участия в своих промоакциях приглашают промоутеров, рост которых превышает 180 см, или требуют какой-то определенный типаж.
Как и всякая другая, профессия промоутера, как я убедилась, имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы
Свободный график работы позволяет совмещать ее с учебой или другой трудовой деятельностью. Те, кому удобнее трудиться с утра, могут предлагать посетителям магазинов пищевые продукты, сигареты, предметы гигиены. Студенты дневных отделений традиционно выбирают вечернюю смену, рекламируя спиртные напитки.
Работа интересная и разнообразная. Промоакции длятся недолго, поэтому промоутеры часто меняют сферу деятельности.
Вы можете бесплатно ознакомиться с новинками косметики, образцами сигарет, пищевых добавок, спиртных и безалкогольных напитков, прочих товаров, ведь промоутер должен знать предмет рекламы не только теоретически. Приобретете навыки общения с самыми разными людьми. Студенты, поработавшие промоутерами, в дальнейшем не стесняются выступать на семинарах, не боятся сдавать экзамены. Избавляясь от скрытых комплексов, они становятся более уверенными в себе.
День изо дня, сохраняя улыбку на лице и вежливость даже при негативной реакции клиентов, промоутер учится не обращать внимания на мелкие неприятности, сохранять положительный настрой, несмотря ни на что, а также разбираться в людях.
Минусы
Приходится проводить по 4-6 часов в день на ногах, не присев, не отдохнув, и стараться при этом выглядеть бодрым и веселым.
Во время рекламной акции надо носить определенную униформу независимо от погоды.
Профессиональные перспективы отсутствуют. Для большинства промоутеров - это временный приработок.
Заказчик и агентство осуществляют постоянный контроль за вашими действиями.
Из-за кратковременности сотрудничества промоутера с фирмой или агентством единственным способом регулирования работы являются штрафы и поощрения, причем последние куда более редки, чем первые.
Без постоянной практики приобретенные навыки быстро теряются.
Сложно устроиться на работу по причине высокой популярности специальности промоутера среди молодежи и огромного конкурса соискателей в крупных рекламных агентствах.
Советы начинающим
Моя подруга Светлана уже полгода работает промоутером, именно к ней я и обратилась за советами. Вот что она рассказала:
«В первые дни работы не стоит использовать все богатство приемов и методов, которым научили на тренингах. Лучше присмотреться к тому, что делают более опытные коллеги, постараться почувствовать потенциальных покупателей.
Как правило, отношения в команде складываются весьма доброжелательные. Не стесняйтесь задавать вопросы коллегам. Это поможет вам понять, что вы делаете не так при выборе клиентов или последующем разговоре с ними.
Четко представляйте свой товар и компанию. Несмотря на вашу форму и атрибутику, далеко не всем понятно, о какой продукции идет речь.
Если ваш собеседник говорит, что покупает что-то из продукции конкурирующих фирм, никогда не критикуйте их. Этим вы ставите под сомнение правильность его выбора. Вообще не отзывайтесь плохо о конкурентах и даже не произносите названия этих компаний. Для доказательства отличного качества вашей продукции необязательно рассказывать о недостатках товаров других производителей. Подобная тактика нередко отталкивает клиента.
Не превращайте свое выступление в монолог. Дайте возможность покупателю сказать хоть несколько слов, вовлеките его в беседу.
Помните о времени суток! Обращаясь к клиенту в часы пик и в тихое утреннее или вечернее время, нужно вести себя по-разному.
Не забудьте поблагодарить менеджера или владельца заведения, если вы трудитесь в баре, кафе, магазине. Отсутствие простого и несложного жеста вежливости может негативно сказаться на вашей репутации при дальнейшей работе.
Не умоляйте попробовать товар ни при каких обстоятельствах. Если вы исчерпали все обычные аргументы и способы, просто оставьте этого клиента в покое».
И не огорчайтесь, если не получится заработать много. Зато вы приобретете бесценный опыт общения, ведь молчание не всегда золото. Мне удалось заработать триста рублей, ведь я не столько работала, сколько приглядывалась да прислушивалась. Зато и подругу выручила (а дружба бесценна), и «поплавала».
Марина Садчикова, г. Челябинск