Где-то в этой точке вы понимаете, что Джексон больше не является новатором - эта баллада была бы хороша для Ашера, но… Классическая любовная тема «погибну ль я, стрелой пронзенный…» и многослойный бэк-вокал, больше сказать нечего. (Цитата из NME)
eldje@forum.myjackson.ru:
Вот когда хочется ответить рецензенту с пафосным негодованием, со множеством вопросительных и восклицательных знаков ...Я бы не удивилась бы подобному высказыванию со стороны простых журналистов и злопыхателей, но когда подобное заявляют люди, ''повидавшие виды'' в музыкальном отношении...
Лично я, где-то в этой точке понимаю, что Майкл - всё дальше и дальше от популярной музыки и всё ближе и ближе к альтернативной, и сказать тут много есть чего...
В этой песне, за какой ''ингредиент'' ни возьмись - мало не покажется!
МЕЛОДИКО - ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ну, уж тут-то никак нельзя сказать: ''Примитивная мелодия'' и ''примитивная гармония'' !
Уже на слух нельзя определить какой-либо ладовый центр (тонику) и какие -либо тяготения между тонами. И подтверждение этому мы находим в нотах. Действительно, песня ''Heaven Can Wait'' - вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки. Одним словом, атональность. Эта ''тональная невесомость'' и придаёт нереальное, неземное звучание
Если, например, посмотреть мелодическую линию интро:
(Здесь чередуются 2 чистые квинты ( 2 совершенных консонанса ). Крайние звуки образуют шикарный джазовый нонаккорд, из которого просто извлекли 2 терции).
Линия голоса "разгуливает" как придется, совершенно игнорируя естественные тяготения звуков и зачастую выделывает как бы совершенно отвлеченные пассажи, "не по тем" нотам. Все эти хроматические, альтерированные звуки, а также glissando ( скольжение голосов вверх и вниз ) создают эффект временной потери равновесия.
Также и многие аккордовые созвучия ВООБЩЕ НЕ ИМЕЮТ никакого гармонического объяснения.
Вот наглядный пример просто хроматического движения голосов от первого аккорда к третьему :
Это случай чисто мелодического движения голосов, при котором образуется фактически бессмысленное для тональности созвучие. Проследите глазами по нотам: все голоса движутся сверху вниз, плавно "подъезжая" к звукам следующего аккорда. Голоса "прогулялись", не обращая внимания на получающееся созвучие. Здесь намного важнее мелодическое движение отдельных голосов, чем взаимодействие между ними, но каждый голос не уступает главной мелодии по содержательности. Как бы играет оркестр из солирующих инструментов.
Вы только полюбуйтесь на эту красоту:
CHORUS; VERSE : A7(#11) // Abmaj9 - Emaj9 // 3p - Dbm7 // A7(#11)
BRIDGE : A7(#11) - Eb7(#5) - Bmaj7 - Bbmaj7 - Amaj7
Действительно, как сказал наш музыкальный критик : Больше сказать нечего!
РИТМ. САУНД
Фактором, согласующим ритмическую многослойность, как правило, является бит - равномерно выбиваемый основной ритм, а также пульс музыки, или - как говорит Джо Джонс - ее "регулярное дыхание".
Между мелодической и ритмической группами создается напряжение. Но, с другой стороны, ритм-группа поддерживает мелодическую как бы устанавливая русло, по которому течет поток мелодии. Впрочем, напряжение возникает не только между мелодической и ритмической группами, но и внутри каждой из них.
Если посмотреть ритмический рисунок басовой линии:
То, что мы в европейской музыке назвали бы пунктирным ритмом, в джазовой музыке это означает, что бас свингует и подразумевается триольность.
И что самое интересное: наши музыкальные инстинкты ощущают свинг не столько в сопоставлении симметрии принятого основного ритма и асимметрией различных противо- и поперечных ритмов, которые движутся помимо основного и "противостоят" ему, сколько в наложении двух временных плоскостей.
Музыковедению давно известно, что музыка может существовать в двух временных измерениях. Стравинский называет их "психологическим" и "онтологическим" временем. Рудольф Касснер говорил о времени "переживаемом" и "измеряемом". Эти два вида времени далеко не идентичны в тех фазах нашего бытия, о которых говорят (особенно в искусстве): мгновение боли становится вечностью, а час счастья проходит словно мгновение. То же и в музыке. Музыка является искусством во времени, как скульптура - в пространстве, а живопись - на плоскости. Коль скоро, однако, музыка - это искусство во времени, следовало бы спросить: в каком времени? В психологическом или онтологическом, относительном или абсолютном, переживаемом или измеряемом?
Например, музыка романтическая связана исключительно с переживаемым, психологическим временем. Личное, субъективное переживание времени находится здесь на первом плане. А вот музыка Баха связана исключительно с измеряемым, объективным, онтологическим временем, концентрирующим в каждой ноте как бы космическое движение миров, для которого безразлично, мгновение ли нам кажется вечностью, вечность ли мгновением.
Спросим теперь: с каким временем связан свинг? И здесь мы ясно увидим, почему европеец должен "перепрыгнуть тень своего чувства времени", если хочет ближе познакомиться со свингом. Ибо не подлежит сомнению, что свинг связан с обеими временными плоскостями: со временем измеряемым, объективным - благодаря метрически непреклонному основному пульсу - и со временем психологическим, переживаемым - благодаря индивидуальной, практически неуловимой игре мелодических ритмов, которые то отрицают основной ритм, уходя от него, то восстанавливают его, а затем вновь отрицают. Свинг родился в попытках привести переживаемое и измеряемое время к общему знаменателю. Или, точнее: и то, и другое время приведено к общему знаменателю, но слушатель чувствует эту двойственность - и это значит, что он ощущает свинг.
Попробуйте представить эту музыку с облегчённым саундом (оставив только солирующую мелодию, например, звучащую на саксофоне, лёгкий аккомпанемент и гибкий свингующий бас) и вы получите ''кайфовый'' Smooth Jazz и, как воздушный шарик улетите в Hебеса... И честно говоря, до того, как ознакомилась с переводом, я задавалась вопросом: ну зачем же эти многослойные нагромождения, который делают саунд тяжёлым, плотным, сжатым?
Оказалось всё просто, логично и художественно оправдано. Майкл на Небеса, вроде как, не торопится... Вот и получается, что музыка одновременно и летящая вперёд, и ''приземлённая''.
Но если временное пространство здесь в двух измерениях, то акустическое пространство как бы делится на 3 звуковых пласта. Опять-таки, следуя простой логике, нижний и верхний слой - это звуковые образы Земли и Неба, ну а между Землей и Небом кипят нешуточные земные страсти...
Продолжение следует. Впереди самое интересное - тембр, сонорность итд.
beatitbeatit:
Столько раз слушала Heaven Can Wait, но никогда не задумывалась, что делает эту композицию такой волшебной. В ней есть все от импрессионизма: незаконченность, зыбкость, невесомость. И оказалось, что она написана с использованием приемов, которые характерны для импрессионизма, в первую очередь для Дебюсси. Можно в этой связи вспомнить, что Джексон упоминал Дебюсси среди своих любимых композиторов, а «Послеполуденный отдых фавна» - среди любимых классических произведений.
Начнем с тональности. Действительно, слушая песню, создается ощущение некоей атональности, все так зыбко и неустойчиво. Но при детальном изучении стало ясно, что здесь используется пентатоника. Ее так любил Дебюсси - она и в «
Лунном свете, и в «
Отдыхе фавна».
Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда (1 тон) и малая терция (полтора тона). В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Смотря, к какой ноте вы стремитесь и как гармонизуете мелодию. Отсюда и состояние невесомости, потому что мелодия не тяготеет ни к какой ступени, просто висит в воздухе. Выбор пентатоники для этой песни ясен: зависание между небом и землей здесь идет от содержания. Мажор или минор были бы для этого текста банальны.
Можно выделить 2 вида пентатоники: с мажорным и минорным наклонением.
И так как мелодия идет по звукам подряд вниз и вверх, без скачков, характерная для пентатоники окраска очень хорошо слышна. И отсутствие вводных полутонов создает это парение. И тут еще есть один приемчик - сопоставление пентатоники ля-бемоль минор (с нотой си) и настоящего ля-бемоль минора (с нотой си-бемоль). И ля-бемоль минор выступает здесь в куплете со своей минорной доминантой (ми-бемоль-соль-бемоль-си-бемоль), которая хорошо слышна и видна во второй фразе. И это постоянное мерцание си-бекар - си-бемоль тоже играет на образ:
Куплет:
А вот припев построен на звуках пентатоники:
:
Послушайте пентатонический звукоряд и попытайтесь спеть припев, он великолепно ляжет на эти упражнения. Кстати, пентатоника, правда с блюзовыми полутонами, очень характерна для блюза, поэтому гитаристы и зубрят пентатонические упражнения.
http://rutube.ru/tracks/4018964.html И здесь очень подробно объясняет парень, как ее играть, но очень хорошо слышен весь звукоряд с 3 минуты.
http://www.youtube.com/watch?v=G-X1RemAzks Гармония этой песни тоже близка принципам Дебюсси. Мелодия отходит на второй план, потому что всю прелесть составляют совершенно немыслимые созвучия. Диссонансных аккордов, которые так любил Дебюсси, в этой песне навалом, да еще и параллельных, которые создают картину неопределенности и незаконченности.
Интересно поиграть на фортепиано вариант песни из сборника Invincible, звучит абсолютно, как прелюдия Дебюсси, правда приправленная блюзовыми звуками. Мелодия песни - чистая пентатоника, а аккомпанемент - с пониженными блюзовыми нотами. Вот такой микс, что просто сносит крышу, я согласна с Eldje. Тут тебе и нонаккорды, и малые и уменьшенные септаккорды, и прочие извращения, привнесенные в музыку импрессионистами, а потом расширенные джазовыми музыкантами.
А если прослушать вступление, это просто восторг, чистые нонаккорды, такие прозрачные, один инструмент, без оркестра, напомнило мне «Послеполуденный отдых фавна» с его одинокой флейтой в начале. Вообще, принципы оркестровки Heaven Can Wait напоминают мне Дебюсси. Он никогда не перегружал звучание большим количеством инструментов, делая акцент на одном-двух особенных тембрах. В этой песне то же самое: ритм отдан бас-гитаре, вся гармония - у хора, где все прибамбасы, о которых я писала выше, и тема скрипок - покачивание, как на облаках, на двух нотах Си-бемоль - Соль-бемоль. Вот почти и вся инструментовка. Интересно, что эти звуки образуют большую терцию, что по звучанию идет вразрез с звукорядом пентатоники, где есть только большие секунды и малые терции. Отсюда впечатление этих самых небес, на которые Джексон не спешит. И еще: сочетание чистой пентатоники и этой терции с си-бемолем так озвучивает слова Marine о сочетании в этой песне платонической и чувственной любви.
Начинается эта тема скрипок на 34 секунде и проходит каждый раз, когда у голоса повторяется эта тема. И концовка блестящая, где скрипки, повторяя эти две ноты, пройдутся на 4.24 минуте по всему звукоряду и зависнут на самой неустойчивой ноте Си-бемоль. Одним словом, Heaven Can Wait.
eldje:
Вообще, если упростить все эти сложные аккорды: A7(#11) // Abmaj9 - Emaj9 // 3p - Dbm7 // A7(#11), то Майкл здесь явно балансирует между 2 тональностями: A - Ab (ля-мажор - ля-бемоль мажор).
Ля-мажор (A) ''переполз'', вроде бы, в тонику - ля-бемоль мажор (Ab). Но не успев утвердиться в этой тональности, сразу же прыгнул на доминанту ля-мажора - Ми мажор (E). А дальше, после доминанты идёт субдоминанта, но уже ля-бемоль мажора) - (Db) (как мы знаем, субдоминанта после доминанты немыслима в европейской музыке, но вполне естественна для блюза). И возврат в ля-мажор (A).
marine (nlmda):
Эта песня долгое время сводила меня с ума. Буквально, невесомость, головокружение в попытках найти опору, погружение в состояние какого-то полусна, когда предметы и лица вокруг становятся нечеткими и звуки расплываются. Колыбельная. Полумрак и полусвет. Земля и Небо. И бэк-вокал вначале мягко вторит основному, но к концу второго куплета напряжение начинает нарастать, взаимодействие голосов перерастает в откровенный спор. Действительно, как ты сказала, это оркестр из солирующих инструментов. И любовь из возвышенно-платонической превращается в самую что ни на есть чувственную, в настоящую страсть. И все это совершенно четко отражается в содержании лирики (о которой, как видно, я в своем переводе
Part 1 сказала пока еще далеко не все).
Во втором бридже после того, как его "бросает" то вверх, то вниз Abmaj9 // Emaj9 // x3 кульминация наступает на выкрике: "Нет, Небесам придется подождать", где голос доходит до самой высокой ноты Gb5. Затем начинается эмоциональный спад, разрежение, Майкл уступает место хору. И кода - как отголоски бывших чувств, как последнее прости, звучащее с высоты.
Чувствую, что теперь наступил момент закончить анализ и перевод лирики. Текст, который пропевается в бэк-вокале, ни в буклете, ни в нотах не напечатан, а ведь именно бэк-вокал, построенный в данном случае как некий поток сознания, создает пиковый эмоциональный фон, отражает все душевные метания героя, так что без него это была бы совсем другая песня...
[CHORUS]:
Скажу ангелам - нет, я не хочу покидать мою девочку
Не хочу, чтобы ее обнимал другой
Ты - то, что держит меня на земле
Я останусь с тобою, Небеса подождут
Нет, если ангелы придут и вознесут меня в высь
Я попрошу вернуть меня к ней
Может быть я смогу остаться, родная
Небеса могут подождать
[MICHAEL]:
(Моя прекрасная, чудесная, неземная)
(Я так люблю тебя!)
Ты восхитительна!
Каждое мгновение рядом с тобой - это чудо
Не описать в словах мою любовь к тебе
Не представляю, что бы я делал, если бы нас разлучили
Мир перестал бы вращаться... И каждую ночь я молюсь
Чтобы Господь не пришел за мной раньше, чем я проснусь
Как уйти - не взглянув на тебя в последний раз, не прижав к себе
Без тебя - что хорошего в Раю?
Если ангелы за мной прилетят, я им отвечу - нет
[CHORUS]:
Нет, я не хочу покидать мою девочку
Не хочу, чтобы ее обнимал другой
Ты - то, что держит меня на земле
Я останусь с тобою, Небеса подождут
Нет, если ангелы придут и вознесут меня в высь
Я попрошу вернуть меня к ней
Может быть я смогу остаться, родная
Небеса могут подождать
[MICHAEL]:
Невозможно представить!
Я сижу на облаках, а ты здесь внизу совершенно одна
Время будет идти вперед, ты будешь жить (Будешь жить дальше)
Я бы хотел повернуть время вспять и спуститься к моей малышке
Как мне видеть, что кто-то будет ее целовать и прикасаться к ней
Я не вынесу, если кто-то будет любить тебя так же, как я
Без тебя - что хорошего в Раю?
Если ангелы за мной прилетят, я им отвечу - нет!
(О, да!)
Нет, я не хочу покидать мою девочку (Мою дорогую!)
Не хочу, чтобы ее обнимал другой (Чего они хотят от меня!)
Ты - то, что держит меня на земле (Ангелы меня окружили)
Я останусь с тобою, Небеса подождут (Я тяну руки к моей малышке)
Нет, если ангелы придут и вознесут меня в высь (Чего они хотят от меня!)
Я попрошу вернуть меня к ней (Но я должен идти)
Может быть я смогу остаться, родная
Небеса могут подождать
О нет, я не могу без нее (Я не могу без моей девочки!)
Я не уйду, я без нее сойду с ума (Ты сводишь меня с ума!)
Нет, Небесам придется подождать (Так и знайте!)
(Ангелы окружили, но я тяну руки к моей малышке!)
О нет, я не могу без моей девочки (Чего они хотят от меня!)
Я не уйду, я без нее сойду с ума (Я не могу без моей девочки!)
Нет, Небесам придется подождать
(Я люблю тебя, милая!)
(Ты нужна мне, родная!)
(Я хочу тебя!)
(Нет-нет!)
Нет, я не хочу покидать мою девочку
Не хочу, чтобы ее обнимал другой
Ты - то, что держит меня на земле
Я останусь с тобою, Небеса подождут
Нет, если ангелы придут и вознесут меня в высь
Я попрошу вернуть меня к ней
Может быть я смогу остаться, родная
Небеса могут подождать
[MICHAEL]:
Нет, просто оставьте нас...
(Моя прекрасная, чудесная, неземная)
(Я так люблю тебя)
Оставьте нас в покое
Прошу, оставьте нас в покое
(Ты восхитительна)
Я прошу, оставьте нас в покое
Оставьте, просто оставьте нас
Я сказал, оставьте нас в покое
И ролик, который я уже выкладывала в предыдущем посту
Click to view